● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Археологи рассказывают. Сталинабад: Таджикгосиздат. 1959. [ сборник ]

Археологи рассказывают.

// Сталинабад: Таджикгосиздат. 1959. 240 с.

 

Содержание

 

Предисловие. — 3

 

В.А. Ранов. По следам людей каменного века. — 9

Б.А. Литвинский. Древние кайрак-кумцы — скотоводы, земледельцы и металлурги. — 25

А.М. Беленицкий и Б.Я. Ставиский. Новое о древнем Пенджикенте. — 38

Н. Негматов. Страницы из истории Ходжента. — 67

А. Мухтаров. Город Ура-Тюбе. — 86

Е.А. Давидович. Раскопки Хульбука — столицы Хутталя. — 97

Н. Негматов. Древняя и раннесредневековая Усрушана. — 114

Е.А. Давидович. В Исфаре. — 135

Т.И. Зеймаль. Из прошлого Вахшской долины. — 166

Э. Гулямова. Археологические памятники Гиссарской долины. — 180

Б.А. Литвинский. Средневековый рудник. — 192

Е.А. Давидович. О чем рассказывают древние монеты. — 203

Б.А. Литвинский. Курумы. — 225

 

 

 

 

 

 

 


 

Предисловие.   ^

 

Ещё до революции и в первые годы советской власти в трудах историков-востоковедов, особенно корифея русского востоковедения академика В.В. Бартольда, были собраны и проанализированы многочисленные данные древних и средневековых авторов (греческих, латинских, китайских, арабских, таджикско-персидских и т.д.), касающиеся территории Таджикистана, истории таджиков и их предков. Письменные источники ясно и недвусмысленно свидетельствовали, что древние, предки таджиков и сами таджики создали своеобразную и очень высокую культуру. Однако самое детальное изучение письменных источников не позволяло воссоздать сколько-нибудь полную картину истории и истории культуры таджикского народа по той причине, что для древнего периода письменные источники носят отрывочный и случайный характер. Что же касается эпохи средневековья, то для этой эпохи письменные источники являются несравненно более обширными, но и они освещают детально главным образом политические события.

(3/4)

 

К счастью, прошлое человечества сохранилось не только в виде различных записей, от него остались и вещественные следы. Известны места жизни древних людей — их стоянки (так называют древнейшие места обитания, например, людей каменного века) и поселения разных типов (укреплённые поселения — городища, неукреплённые — селища, усадьбы земледельцев, замки феодалов и др.), а также крепости, могильники (среди них различают курганные могильники — с насыпями над могилами, и бескурганные или грунтовые; специфическим типом могильников являются курумы — муг-хона), древние каналы, рисунки на скалах, старинные архитектурные памятники, многие другие результаты человеческого труда и следы деятельности человека.... Нередко они в целом или разрушенном виде видны на поверхности земли, другие же находятся в её недрах. Но так или иначе — это важный «архив», в котором покоятся тысячи и миллионы «документов» о прошлой истории человечества. Древние сосуды и монеты, скульптурные фигурки и куски старинного стекла, орудия труда и предметы вооружения, древние здания и старинные шахты и многое другое осталось в земле от прошлых поколений. «Прочитать» эти свидетельства жизни древних веков могут лишь специалисты-археологи путём длительного и упорного труда.

 

В задачи археологов входит разыскание памятников древней жизни людей и их изучение. На территории нашей республики имеется много тысяч археологических памятников; экспедиции археологов обнаруживают всё новые и новые памятники. Большую помощь в этом отношении оказывают учёным местные жители: многие памятники были выявлены и зарегистрированы благодаря их указаниям. Нередко при земляных работах — при проведении каналов, арыков, выемке земли для хозяйственных целей, а также в тех местах, где древние памятники подвергаются интенсивному размыву или развеванию, обваливаются и т.д., местные жители находят различные старинные предметы. Наиболее частой находкой является старинная керамика или её обломки — как говорят учёные — фрагменты. По керамике можно установить время, к которому относится тот или иной памятник, так как форма и украшение сосудов очень сильно изменились на протяжении столетий. Нередко находят и старинные монеты, что особенно интересно, так как они несут на себе древние надписи или изображения, которые проливают свет на многие исторические события и позволяют точно устанавливать датировку.

 

Впервые археологические памятники на территории Таджикистана были отмечены в русской литературе почти полтораста лет назад: участник русского посольства в Кокандское ханство, Филипп Назаров, проезжая через Кара-Мазарские горы, упомянул в своём дневнике про «каменную могилу»; очевидно он обратил внимание на муг-хона, которых много в Кара-Мазарских горах. Более серьёзные попытки археологического изучения Средней Азии, в том числе и Таджикистана, начались лишь после присо-

(4/5)

единения к России. Уже во время боевых действий русский востоковед А.Л. Кун изучал долину верхнего Зеравшана и прилегающие районы, в частности, имеющиеся здесь археологические памятники. Он привлёк к этой работе самаркандского таджика Мирзу абд-ар Рахмана, который по его заданию и указаниям вёл дневник, содержащий много ценных археологических сведений. В конце семидесятых годов жителями Кобадианского бекства (теперь Шаартузский район) было найдено большое количество золотых и серебряных произведений искусства и монет, которые были скуплены тремя бухарскими купцами, направлявшимися в Индию; эти находки в конце-концов попали в Англию. Учёные назвали эти находки «аму-дарьинским кладом»; в его состав входят замечательные творения бактрийских мастеров.

 

В северных районах Таджикистана производились и небольшие раскопки, в частности, выдающимся русским археологом и востоковедом Н.И. Веселовским. В Южном Таджикистане и на Памире также побывали крупные учёные, как, например, русский востоковед А.А. Семёнов и английский археолог и путешественник А. Стейн. Однако вплоть до революции абсолютное большинство археологических памятников современного Таджикистана даже не было выявлено, поэтому история таджикского народа и его предков могла основываться лишь на отрывочных данных письменных источников.

 

Положение коренным образом изменилось после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже в 20-е годы во время экспедиции по Зеравшанской долине, проводившейся под руководством М.С. Андреева, были обнаружены высокохудожественные памятники резьбы по дереву, относящиеся к средневековью и сохранявшиеся на протяжении многих столетий в кишлаках верхнего Зеравшана. В этой же области, в том месте, где речка Кум впадает в Зеравшан, пастух Джур Али Махмуд Али на старинных развалинах нашёл в 1932 году корзину с рукописями, написанными непонятным письмом. Организованная для изучения этого места научная экспедиция под руководством А.А. Фреймана раскопала здесь замок древних согдийцев. При раскопках было найдено более девяноста рукописей, большинство из которых были согдийскими, часть китайскими, одна — арабская, а также много предметов материальной культуры. Расшифровка согдийских рукописей, обнаруженных в Средней Азии, пролила свет на многие вопросы истории и культуры Таджикистана VII — нач. VIII вв.; очень важной оказалась и арабская рукопись. Так находка пастуха открыла новую главу в изучении древней истории Таджикистана.

 

Ленинская национальная политика Коммунистической партии привела к культурной революции в Таджикистане. В республике возникает База, а затем Филиал Академии СССР, которые уделяют внимание и изучению истории и археологии Таджикистана. В 1946 году организуется Таджикская археологи-

(5/6)

ческая экспедиция Института истории материальной культуры СССР, Таджикского филиала Академии наук СССР и Гос. Эрмитажа. Первым начальником экспедиции был крупнейший советский востоковед А.Ю. Якубовский. Под его руководством экспедиция достигла уже в первые годы своей работы больших успехов. Основным объектом для раскопок было выбрано городище древнего Пенджикента — важный культурный центр согдийцев. Раскопки в Пенджикенте продолжаются и до настоящего времени; возглавляет их, после смерти А.Ю. Якубовского, А.М. Беленицкий. Большие работы проводились и на юге, ими руководил ныне покойный М.М. Дьяконов.

 

В 1951 году, после организации Академии наук Таджикской. ССР, в составе Института истории, археологии и этнографии был сформирован специальный сектор археологии и нумизматики. Это была первая научная ячейка, специально занимавшаяся изучением прошлого Таджикистана в плане археологии и нумизматики. Благодаря этому удалось значительно расширить размах археологических работ, сделать более разнообразной их тематику. Теперь нет ни одного района, который не изучался бы археологами. Данные, полученные в результате археологических экспедиций и нумизматических исследований, значительно пополнили историю Таджикистана, а также углубили её — начало её теперь можно отнести к глубочайшей древности, к тому времени, когда здесь жили люди каменного века.

 

Существует обширная научная литература, в которой подробно освещены результаты археологических исследований в Таджикистане. Но научно-популярных книг по этому предмету почти нет. Можно указать лишь на замечательную статью А.Ю. Якубовского «Древний Пенджикент» (в сборнике «По следам древних культур») и на книгу М.М. Дьяконова «У истоков древней культуры Таджикистана», где говорится о раскопках в древней Бактрии и древнем Согде. С того времени, когда была написана книга М.М. Дьяконова, в Пенджикенте и на территории древней Бактрии было сделано много новых открытий, кроме того, проводились исследования и в других районах и областях. Поэтому сотрудники сектора археологии и нумизматики решили рассказать читателям о работе, которая проводится сектором в последние годы. Автор каждой из статей, входящих в этот сборник, возглавлял проведение тех археологических работ, о которых он пишет, или принимал в них активное участие. Помимо сотрудников института, в сборнике представлена статья начальника Таджикской археологической экспедиции А.М. Беленицкого и его соавтора Б.Я. Ставиского, написавших о новых открытиях в Пенджикенте.

 

Сборник открывается статьями, посвященными древнейшим периодам истории Таджикистана, далее следуют статьи об отдельных городах и областях; заканчивается сборник статьями о древних рудниках, о могильниках-курумах и о старинных монетах.

(6/7)

 

Указанные статьи далеко не исчерпывают всего того, что было сделано в области таджикистанской археологии, возможно будет издан ещё один сборник, куда войдут рассказы о Памире, архитектурных памятниках и тех открытиях, которые будут сделаны в ближайшие годы.

 

Сектор археологии и нумизматики
Института истории, археологии и этнографии АН Таджикской ССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки