главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Искусство Востока и античности. М.: 1977. [ сборник ]

Искусство Востока и античности.

// М.: 1977. 168 с.

Отв. ред. М.А. Коростовцев.

Содержание

 

От редактора. — 3

 

Н.А. Померанцева. Принцип композиции древнеегипетских памятников додинастического периода и эпохи первых двух династий. — 5

Е.Е. Кузьмина. Семантика изображения на серебряном диске и некоторые вопросы интерпретации Амударьинского клада. — 16

Л.И. Ремпель. Бронзовый ковшик Центрального музея Казахстана. — 26

Э.Л. Семенцова. Некоторые проблемы ассирийской глиптики IX-VIII вв. до н.э. и три печати собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. — 32

Б.Я. Ставиский. Заметки об Амударьинском кладе. — 42

С.И. Ходжаш. Ассирийская печать из Эребуни. — 48

Н.М. Никулина. О древней глиптике и её материале. — 51

Г.А. Пугаченкова. Два предмета римского художественного экспорта на бактрийской земле. — 62

Г.И. Соколов. О технике исполнения римских мраморных портретов. — 72

Б.В. Веймарн. К. вопросу об эстетических основах изобразительного искусства средневекового Ирана. — 84

Н.А. Виноградова. Символика алтарной композиции средневековой Японии. — 92

М.В. Горелик. О содержании некоторых миниатюр школы Джазиры. — 112

Е.В. Завадская. Эстетика камня в китайской живописи. — 123

С.И. Тюляев. Свами Вивекананда об искусстве. — 129

И.Ф. Муриан. Ли Кэ-жань — современный китайский пейзажист. — 137

Н.С. Николаева. Некоторые тенденции в современном искусстве Японии. — 157

 

Список сокращений. — 165

 


 

От редактора.   ^

 

Сборник «Искусство Востока и античности» посвящён актуальным проблемам истории и теории искусства античной Греции, Рима, Северного Причерноморья, древнего, средневекового и современного Востока. Проблематика представленных в сборнике статей касается различных аспектов искусства. В них анализируются символика средневекового искусства Японии, принципы построения древнеегипетских рельефов, раскрываются сложная семантическая структура ассирийских печатей и среднеазиатской бронзы, основные тенденции в современном искусстве Японии. Исследования, положенные в основу статей, составивших сборник, представляют творческое развитие принципов, заложенных в науке об искусстве Востока известным востоковедом Всеволодом Владимировичем Павловым (1898-1972).

 

В.В. Павлов относился к той категории учёных, которые не замыкались на каком-то отдельном участке науки, а, отдавая все свои силы и способности любимой специальности, никогда не теряли из виду смежные дисциплины, хорошо их знали и творчески разрабатывали. Поэтому результаты их деятельности в «своей» специальной отрасли отличались глубиной и широтой, содержали новые творческие мысли и наблюдения. В.В. Павлова отличал широкий искусствоведческий подход к памятникам древней культуры. Труды его, рассчитанные и на учёных-специалистов, и просто на любителей прекрасного, хорошо знакомы каждому, кто интересуется искусством древнего Востока. В них нашли отражение многие важные вопросы современной египтологии и взаимосвязи древнейших цивилизаций Востока. Научный горизонт учёного охватывал культуры древнего мира, средневекового Ближнего и Дальнего Востока и современности. Занимаясь в основном искусством древнего мира, В.В. Павлов всегда интересовался и событиями культурной жизни сегодняшнего дня тех стран и народов, историческое прошлое которых составляло предмет его углублённого изучения.

 

Более тридцати лет своей жизни В.В. Павлов отдал работе в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Там он занимался исследованием первоклассных памятников египетской коллекции, изучая и систематизируя все имеющиеся подлинники египетского искусства. Там он стал настоящим историком искусства, учёным, никогда не отрывавшимся от живого материала. Одновременно В.В. Павлов изучал и собирал резные камни. В этой области он был одним из лучших советских специалистов.

(3/4)

 

Параллельно с музейной работой В.В. Павлов вёл преподавательскую — читал лекции в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова.

 

Искусство древнего Египта — первый курс по специальности в университетской программе, а потому на него возложена самая сложная и ответственная задача: формирование профессионального подхода к изучению искусства, навыков искусствоведческого анализа и овладения материалом, формирование художественного вкуса. Самым ценным в этом курсе было то, что В.В. Павлов прививал любовь к изучению истории искусства, закладывая основы научного познания. И хотя сравнительно немногие из слушавших В.В. Павлова стали египтологами, все они осознали для себя критерий красоты, истины и вкуса, привитый В.В. Павловым с первых шагов студенческих лет.

 

Итогом научной работы В.В. Павлова явились статьи и книги, посвящённые как отдельным памятникам, так и целым видам искусства. Он автор более ста работ в области искусства древнего Востока. Уже в первых его статьях проявились основные качества, характеризующие метод работы учёного — непосредственное общение с подлинными памятниками. Теоретические положения автора всегда основаны на исторических данных и анализе конкретных вещей, которые играли первенствующую роль в его работах. Исследования В.В. Павлова в области египетского искусства легли в основу таких монографий, как «Очерки по искусству Древнего Египта» (1936 г.), «Египетский скульптурный портрет» (1938 г.), «Фаюмский портрет» (1965 г.), «Египетский портрет I-IV вв.» (1967 г.).

 

Работы В.В. Павлова всегда отвечали самым актуальным требованиям современной науки, в частности исследованию важной проблемы взаимоотношений различных древних культур, а также культуры древней Руси и Востока, Востока и античного мира. Он особенно отмечал «значение и силу воздействия греко-римского мира на художественную культуру Ближнего, Среднего и Дальнего Востока». «Задача заключается, — говорил он, — в изучении самобытных и специфических особенностей каждой из тех культур, которые рождались и развивались в тесной исторической взаимозависимости с великой эллинской культурой. Ведь лучи античного искусства по-разному отражались на каждой из многочисленных культур Переднего Востока и проникали на разный уровень глубины».

 

Именно этот аспект исторической взаимозависимости различных культур и положен в основу статей сборника, предлагаемого вниманию читателя. Искусство Востока и искусство античного мира не только связаны между собой, но и послужили основой искусства многих современных стран и народов. Можно надеяться, что настоящий сборник расширит наши знания в этой области.

 

Академик М.А. Коростовцев

 


 

Список сокращений.   ^

 

АСГЭ — «Археологический сборник Государственного Эрмитажа». Л.

ВДИ — «Вестник древней истории». М.

ГАИМК — Государственная Академия истории материальной культуры

ГМИИ — Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

ЖМНП — «Журнал Министерства народного просвещения». СПб.

КСИА — «Краткие сообщения Института археологии». М.-Л., М.

КСИИМК — «Краткие сообщения о докладах и полевых наследованиях Института истории материальной культуры». М.

МИА — «Материалы и исследования по археологии СССР». М.

СА — «Советская археология». М.

ТашГУ — Ташкентский государственный университет

ЮТАКЭ — Южно-Туркестанская археологическая комплексная экспедиция

ABSA — «Africa Bibliography Series Archéologie»

AJA — «American Journal Archéologie»

BBM — «Bulletin of the British Museum»

BCM — Bulletin Cincinnati Art Museum

CRAIBL — «Comptes rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-letteres [lettres]». Paris

JA — «Journal asiatique», Paris

JAOS — «Journal of the American Oriental Society». New York

JAS — «The Journal of Asian Studies». Ann Arbor

JASB — «Journal of the Asiatic Society of Bengal». Calcutta

JRAS — «Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland». London

MDAFA — Mémoires de la Délégation archéologique française en Afghanistan». Paris

SPA — «A Survey of Persian Art». London — New York, vol. I, IV, V, 1938; vol. II, III, VI, 1939

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки