● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Искусство Западной Европы и Византии. М.: 1978. [ сборник ]

Искусство Западной Европы и Византии.

// М.: 1978. 288 с.

Редколл.: В.Н. Гращенков, А.И. Комеч, М.Я. Либман.

Содержание

 

От редколлегии. — 3

 

Искусство Западной Европы.

В.Н. Гращенков. Портрет в творчестве Пьетро делла Франческа. — 9

В.Э. Маркова. Подписной триптих Пьетро ди Никола да Орвьето из собрания Киевского музея. — 40

С.О. Андросов. О сюжете картины Боттичелли, известной под названием «Покинутая». — 47

Н.А. Белоусова. «Гроза» Джорджоне и «Фьезоланские нимфы» Джованни Боккаччо. — 59

И.А. Смирнова. Искусство Микеланджело в восприятии современников. — 77

М.И. Свидерская. «Семь дел милосердия» Караваджо. — 90

А.К. Якимович. Бернини и Борромини. Становление двух типов художественного сознания барокко. — 104

Ю.И. Кузнецов. Неизвестный моделло Франческо Тревизани. — 126

И.В. Линник. Новая картина Пьетро Темпесты. — 129

М.Н. Соколов. Христос у подножия мельницы-Фортуны. — 132

М.Я. Либман. Немецкая скульптура позднего средневековья и эпохи Возрождения. — 157

Н.М. Гершензон-Чегодаева. Средневековая художественная традиция и творчество И. Босха и П. Брейгеля. — 164

A.Д. Чегодаев. Луи Давид и революция. — 184

B.Н. Прокофьев. «Махи» Гойи, или «Венера-цыганка». — 191

 

Искусство Византии.

А.И. Комеч. Символика архитектурных форм в раннем христианстве. — 209

И.А. Мишакова. Рельеф «Коронование Константина» в ГМИИ и византийская резная кость «Группы императора Романа». — 224

А.В. Банк. Две перегородчатые эмали из Херсонеса. — 237

О.С. Попова. Икона «Иоанн Предтеча» середины XIV в. из Эрмитажа. — 245

Г.В. Попов. Икона Григория Паламы из ГМИИ и живопись Фессалоник поздневизантийского периода. — 262

Э.С. Смирнова. Двусторонняя икона-«таблетка» XV в. с Афона. — 276

 


 

От редколлегии.   ^

 

Сборник статей «Искусство Западной Европы и Византии» продолжает ряд аналогичных изданий, уже в течение более десятилетия публикуемых Сектором классического искусства Запада Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания Министерства культуры СССР. Он включает в себя по обыкновению статьи разного плана и характера. Большое место в сборнике занимают атрибуционные статьи. К ним относятся работы В.Э. Марковой, И.В. Линник, Ю.И. Кузнецова, Э.С. Смирновой, Г.В. Попова. В других статьях, где также предметом исследования остаются серия работ или одно произведение, проблемы атрибуций сопряжены с общими категориями мировоззрения мастера и стиля эпохи. Такими своеобразными научными очерками являются работы В.Н. Гращенкова, М.И. Свидерской, В.Н. Прокофьева, И.А. Мишаковой, О.С. Поповой. Сюжетной, иконографической основе произведений посвящены работы С.О. Андросова, Н.А. Белоусовой, М.Н. Соколова. Эти авторы, исследуя движение и связи конкретных мотивов, дают нам почувствовать зависимости первостепенной важности. Наконец, общие категории стиля, правда в весьма сжатой форме, рассматриваются в статьях А.К. Якимовича, М.Я. Либмана, Н.М. Гершензон-Чегодаевой, А.Д. Чегодаева, А.И. Комеча, причем и здесь анализ памятников насыщен размышлениями, раскрывающими своеобразие обширных культурных пластов.

 

Настоящий сборник отличается от предыдущих тем, что на этот раз содержит статьи как по западноевропейскому, так и по византийскому искусству. Сектор хотел бы этим изданием почтить память выдающегося советского искусствоведа, одного из основателей Института, члена-корреспондента Академии наук СССР Виктора Никитича Лазарева — замечательного учёного, известного широтой своих интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки