главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Р.Г. Кузеев, Н.В. Бикбулатов, С.Н. Шитова. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа: БФ АН СССР. 1979. Р.Г. Кузеев, Н.В. Бикбулатов, С.Н. Шитова

Декоративное творчество башкирского народа.

// Уфа: БФ АН СССР. 1979. 244 с.

 

Оглавление

 

Введение. — 3

 

Убранство коня. Вооружение. — 5

Узорные ткани. — 29

Ковры и кошмы. — 57

Народный костюм. — 73

Вышивки. — 121

Украшение жилища. — 169

Резная утварь. — 193

Традиции и современность. — 219

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Введение.   ^

 

Красота свойственна самой природе человека. Ею он стремился наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы быта, сопутствовавшие ему в повседневной жизни. В нашу эпоху динамичного развития и расцвета национальных по форме социалистических по содержанию культур перед художником прикладного искусства поставлена благородная задача, используя народные изобразительные традиции, создавать высокохудожественные произведения, призванные украсить жизнь советского человека, способствовать гармоничному развитию его личности.

 

Одним из важных условии успешного развития современного прикладного искусства является глубоко и всестороннее изучение народного творчества, публикация лучших его образцов. Задача настоящего издания — познакомить советского читателя с декоративно-прикладным искусством башкирского народа, раскрыть некоторые страницы истории его развития. Однорвеменно [Одновременно] авторы книги стремились дать новый материал художникам-прикладникам для использования в их творческой работе. По своим задачам публикуемая книга продолжает издания, предпринятые в последнее десятилетие Башкирским филиалом АН СССР в области народного изобразительного искусства. [1]

 

Истоки башкирского прикладного искусства теряются в седине веков. За многовековую историю оно выработало яркий и самобытный художественный стиль, выражавший эстетические идеалы народа, его отношение к природе и к жизни общества. Этот стиль в искусстве воплотился в произведениях ткачества и вышивки, декоративной обработки дерева и металла, в оформлении костюма и организации интерьера. В украшении жилища, костюма и предметов быта проявилась тесная связь прикладного искусства с трудовой жизнью народа, его обычаями и традициями.

 

Историческое развитие башкирского прикладного искусства не было ровным: оно перживало [переживало] периоды подъёма и спада. Необычайно богатый башкирский орнамент вобрал в себя лучшие и наиболее устойчивые орнаментальные традиции многих тюркских, монгольских, финно-угорских, а в древности сибирских и иранских племён и народностей, участвовавших в сложном процессе этногенеза башкирского народа. Бедность же сюжетных мотивов в орнаментике башкирского искусства связана с разрушительным влиянием ислама, запрещавшим изображать человека и живые существа. В XVII-XIX вв. благотворное воздействие на изобразительное творчество башкир оказала братская дружба с русским, татарским и другими народами края. Многонациональное крестьянство Башкирии, общаясь в процессе трудовой деятельности, совместно выступая против социального гнёта, заимствуя друг у друга навыки и опыт различных производств, постепенно вырабатывало и общие, межэтнические традиции в изобразительном искусстве. Позже на декоративно-прикладное искусство башкир, как и других народов России, губительно сказалась капиталистическая промышленность, развитие которой вызвало кризис художественной культуры конца XIX — начала XX в. Именно в этот период полностью исчезли те виды башкирского прикладного искусства, которые были связаны с предметами быта, вытесненными массовой фабрично-заводской продукцией.

 

Тернистый путь развития прикладного искусства Башкирии, упадочнические тенденции, вызванные капитализмом, не могли разрушить вековой опыт народного творчества. Претерпев в своей истории периоды взлёта и упадка, оно донесло до Великой Октябрьской революции многие виды и приёмы декорирования, а также замечательные образцы произведений искусства,

(3/4)

созданные руками народных мастеров. В условиях слабо развитого в дореволюционной Башкирии профессионального искусства, прикладное творчество, наряду с фольклором, составляло важнейший компонент духовной культуры башкирского народа.

 

Октябрьская революция открыла новую страницу в истории башкирской культуры. Питательной почвой начавшегося подъёма народного искусства явились социалистические принципы организации общества и его гуманистические идеи. Ленинское учение о культурном наследии, как всенародном и ценном достоянии социалистического общества, о преемственности лучших достижении прошлого послужило фундаментом возрождения и идейно-творческого обновления традиционного башкирского искусства. Лишь в условиях социалистического общества, после столетий угнетения национальных культур царизмом было открыто подлинное значение и глубокая ценность народного творчества, его значение не только для культуры башкирского народа, но и всех народов нашей многонациональной страны. В то же время башкирское народное искусство в условиях грандиозных социально-экономических преобразований не могло развиваться целиком и полностью в прежних формах и масштабах. Оно должно было освободиться от груза застойных явлений, привнесённых религией или появившихся под влиянием канонов буржуазной культуры, сохранив одновременно подлинно народные черты. Годы культурной революции выполнили эту очистительную миссию, внеся в традиционное башкирское искусство социалистическую идейно-художественную основу, дух новых поисков и творений.

 

В наше время декоративно-прикладное искусство советских народов вступило в один из наиболее плодотворных этапов развития. Прикладное искусство, оставаясь сферой проявления яркой индивидуальности художника, всё более и более превращается в коллективное творчество. Это выразилось в организации многочисленных художественных промыслов, возникших благодаря заботе Коммунистической партии и Советского правительства, и ныне переживающих подъём в становлении и формировании новых форм и направлений декоративного искусства.

 

Созданы и успешно развиваются художественные промыслы и в Башкирской АССР. Работающие в их сфере художники и мастера призваны продолжить лучшие народные традиции в прикладном искусстве. Однако развивать традиции это не значит копировать, пусть даже лучшие народные творения. «Хранить наследство, — учил В.И. Ленин, — вовсе не значит ограничиваться наследством». [2] Таким образом, в процесс созидания нового традиции должны служить надёжными корнями, питающими художественные произведения, по духу созвучные эпохе и отвечающие требованиям современной жизни.

 

Новые идейно-художественные и организационные принципы развития прикладного искусства ставят немало теоретических и практических проблем, связанных с его дальнейшим развитием. Вот почему так актуально сегодня всесторонне изучать башкирское прикладное искусство, выяснить его истоки и историю развития, установить характер взаимосвязи и взаимодействия прикладного искусства с жизнью народа и с современным профессиональным исуксством [искусством] Башкирии. Глубокое исследование этих вопросов, так же как выявление и публикация лучших произведений народных мастеров, поможет деятельности художественных промыслов, художников-прикладников, народных умельцев и подскажет пути дальнейшего обновления прикладного искусства.

 


 

[1] См.: С.А. Авижанскaя, Н.В. Бикбулaтов, Р.Г. Кузеев. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964. 273 стр.; они же. Народное искусство башкир (альбом). Л., 1968. 110 стр.

[2] В.И. Ленин. ПСС, т. 2, с. 542.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки