главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции. ТД междунар. науч. конф. Якутск: ЯГУ. 1992. [ сборник ]

Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции.

/ ТД междунар. науч. конф. 15-22 августа 1992 г. Якутск: ЯГУ. 1992. 116 с.

 

Отв.ред. А.И. Гоголев.

Содержание

 

Гоголев А.И., Решетникова А.П. (Якутск). Феномен шаманизма в истории религии. — 3

Басилов В.Н. (Москва). Травестизм («превращение пола») в шаманстве. — 4

Вайнштейн С.И. (Москва). Новые данные о наследственной природе «избранничества» и лечебном эффекте камлания сибирских шаманов (по материалам Тувы и Алтая). — 5

Грачёва Г.Н. (С.-Петербург). Модель и её роль в организации камлания нганасанского шамана. — 5

Михайлов Т.М. (Улан-Удэ). Центральноазиатский шаманизм как историко-культурный феномен. — 6

Дьяконова В.П. (С.-Петербург). Шаманки в традиционном обществе народов Саяно-Алтая. — 7

Савинов Д.Г. (С.-Петербург). О времени появления персонифицированного шаманства в Южной Сибири. — 8

Жуковская Н.Л. (Москва). Число 9 как символ полноты и завершённости в архаическом мировоззрении и традиционной культуре (на монгольском материале). — 9

Жеребина Т.В. (С.-Петербург). Шаманизм в системе культуры сибирских народов. — 10

Мартынов А.И. (Кемерово). Шаманизм и наскальное искусство Северной Азии. — 11

Матющенко В.И., Толпеко И.В. (Омск). Синтез древних культов Западной Сибири в процессе формирования шаманизма. — 12

Таксами Ч.М. (С.-Петербург). Шаманизм и искусство. — 13

Кляшторный С.Г. (С.-Петербург). Концепция «трёх миров» в сибирском шаманизме (проблема генезиса). — 13

Короглы Х. (Москва). Герой эпоса — шаман. — 14

Кортт И. (Берлин). Традиционная роль сибирского шамана. — 15

Dr. Tae-gon Kim (Seoul, Korea). Paintings of Shaman gods in Korea. — 15

Ля Рю X. (Англия). M. Czaplicka, her field work in Siberia and a brief description of her collections of Shaman material in the Pitt Pivers Museum, Oxford. — 16

Miller R. (American Museum of Natural History). The Jesup North Pacific Expedition of 1897-1902. — 17

Mandelstam Balzer M. (Georgetown University). The struggle Against Shamans: A Comparison of Alaska and Yakutia. — 18

Saladin d’Anglure B. (Canada). Shamanism and transvestism among the Inuit of Canada’s Central Arctic. — 18

Knecht P. (Nanzan University, Nagoya / Japan). The Social Significance of Spirits Called at a Session of Kuchiyose. — 19

Morin F. (France). Shamanism in the ethnic revival of the Shipibo (Peruvian Amazonia). — 19

Гемеч С. (Турция). Древняя религия тюрок. — 20

Барутчу Ф.С. (Турция). Орхонские памятники и тюркское тенгрианство. — 20

Невзат М. Юссуф (Румыния). Следы шаманизма в быту татар Добруджи. — 21

Варёнов А.В. (Новосибирск). Неолитические корни древнекитайского шаманизма. — 21

Кистенёв С.П. (Якутск). Реконструкция художественных и духовных ценностей древнего населения Колымы. — 23

Кубарев В.Д. (Новосибирск). Древнейшие шаманские изображения Алтая. — 24

Жук А.В., Прищенко С.В. (Омск). Бескорыстие как атрибут гробокопателя. — 25

Запорожченко А.В. (Новосибирск). Шаманизм и древние иранцы. — 26

Харитонова В.И. (Львов). Восточнославянская заговорно-заклинательная практика в свете шаманской традиции. — 27

Гаврилова Е.П. (Алма-Ата). Семантика шаманского культа в скифо-сакском искусстве. — 28

Балакин Ю.В., Яшин В.Б. (Омск). Человек и сверхъестественное: шаманизм как оккультный феномен. — 29

Каримов Б.Р. (Ташкент). Тенгрианство и тюрки: история и современность. — 30

Сухова О.Н., Авилова И.К. (Владивосток). Шаманизм: опыт сравнения отечественных и зарубежных исследований. — 31

Окладникова Е.А. (C.-Петербург). Отражение медиативной роли шамана Центральной Калифорнии в ритуальном костюме. — 32

Ревуненкова Е.В. (С.-Петербург). Роль шаманизма Ю-В. Азии для сравнительного изучения природы шаманизма. — 33

Султангареева Р.А. (Уфа). Башкирский обрядовый фольклор и шаманизм. — 33

Гемуев И.Н. (Новосибирск). К раскрытию образа мансийского Мир-сусне-Хума. — 34

Павлинская Л.Р. (С.-Петербург). Морфология шаманского костюма. — 35

Кыргыс З.К. (Кызыл). Шаманские ритуальные атрибуты. — 36

Худяков Ю.С. (Новосибирск). Оружие в шаманской атрибутике у народов Южной Сибири. — 37

Станюкович М.В. (С.-Петербург). Мужское и женское шаманство у ифугао (Филиппины). — 37

Новиков А.Г. (Якутск). Возможно ли сегодня обойтись без шаманства. — 38

Винокурова Л.И., Жирков А.Н. (Якутск). Традиционные верования и общественно-политическая ситуация. — 39

Матвеев В.М. (Якутск). Шаман и экстрасенс. — 40

Васильева Г.Д. (Якутск). Образ шамана в романе С.Н. Курилова «Ханидо и Халерха». — 41

Гладышевский A.M. (Абакан). С.Д. Майнагашев — исследователь хакасского шаманизма. — 41

Дьячкова А.Н. (Якутск). Г.В. Ксенофонтов в изучении якутского шаманства. — 43

Сирина А.А. (Иркутск). Б.Э. Петри — исследователь бурятского шаманизма. — 43

Михайлова М.Г. (Якутск). Творческое осмысление образа якутского шамана в произведениях А.А. Б.-Марлинского и Д.П. Давыдова. — 44

Мыреева А.Н. (Якутск). Шаман в произведениях П. Ойунского. — 45

Тарбанакова С.Н. (Горно-Алтайск). Элементы театрального искусства в шаманских мистериях алтайцев. — 46

Лукина А.Г. (Якутск). Пляска в обряде шаманского камлания. — 47

Жорницкая М.Я. (Москва). Пляски в шаманской практике народов Севера Сибири. — 48

Шейкин Ю.И. (Новосибирск). Музыка шаманистических и прашаманистических обрядов у народов Сибири. — 48

Никифорова B.C. (Новосибирск). О тембровых особенностях в пении якутских шаманов и сказителей. — 49

Шейкина О.А., Шейкин Ю.И. (Новосибирск). Музыкальные жанры в фольклоре удэ. — 50

Саастамойнен Н. (Финляндия), Сарв Х. (Эстония), Шейкин Ю. (Новосибирск). Музыка в шаманских обрядах удэ. — 51

Павлова Т.В. (Новосибирск). Характеристика камлания эвенского шаманства (музыковедческий аспект). — 51

Киле В. (Новосибирск). Музыка шаманских обрядов нанайцев. — 52

Мазур О., Солдатова Г. (Новосибирск). Музыкально-этнографические сведения о шаманстве северных обских угров. — 53

Дорожкова Т. (Новосибирск). Пение и инструментарий кетских шаманов. — 54

Сыченко Г.Б. (Новосибирск). Особенности пения северо-алтайских шаманов. — 55

Добжанская О.Э. (Новосибирск). Звуковой портрет нганасанских дямада. — 56

Сузукей В.Ю. (Кызыл). Шаманизм и музыкальный фольклор тувинцев. — 57

Отаина Г.А., Соломонова Н.А. (Владивосток). Поэтика песнопений нивхского шамана. — 58

Елеманова С. (Алма-Ата). Музыка шаманского ритуала в казахской культуре. — 59

Петров Н.М. (Якутск). Отношение шамана к музыке. — 60

Алексеенко Е.А. (С.-Петербург). Пространство и время в идеологии шаманства кетов. — 61

Алексеев А.А. (Якутск). Шаманская инициация у эвенов. — 61

Алексеева С.А. (Якутск). Эвенские камлания-лечения. — 62

Фёдорова Е.Г. (С.-Петербург). Шаман и хранители священного места у манси. — 63

Лар Л.А. (Салехард). Шаманы семи сфер верхнего и нижнего мира. — 63

Кулемзин В.М. (Томск). Некоторые соображения о хантийском шаманизме. — 64

Лебедева Ж.К. (Якутск). Истоки шаманской мифологии народов Крайнего Севера. — 65

Жукова Л.Н. (Якутск). «Знак возвращения» в шаманизме и изоискусстве народов Якутии. — 65

Мурашко О.А. (Москва). Адаптивные функции шаманизма в традиционных системах жизнеобеспечивания народов Севера Сибири. — 66

Пан Т.А. (С.-Петербург). Материалы по маньчжурскому шаманству в Институте востоковедения. — 67

Петров А.А. (С.-Петербург), Роббек В.А. (Якутск). Эвенский шаманизм: лексика, семантика. — 68

Киле Н.Б. (Владивосток). Анимистическое воззрение и шаманизм у нанайцев. — 69

Абаева Л.Л. (Улан-Удэ). Культ деревьев в системе традиционной обрядности монгольских народов. — 70

Галданова Г.Р. (Улан-Удэ). Личность шамана. — 70

Герасимова К.М. (Улан-Удэ). К вопросу об исторических корнях белого шаманства. — 71

Дугаров Д.С. (Улан-Удэ). Ердынское игрище. — 72

Зориктуев Б.Р. (Улан-Удэ). О роли шаманов в коллективных облавных охотах зэгэтэ аба. — 73

Скрынникова Т.Д. (Улан-Удэ). Жреческие функции средневековых монгольских правителей. — 74

Шаракшинова И.О. (Иркутск). Божества высшего шаманского пантеона — тэнгрии, их эволюция от единобожия к многобожию. — 75

Белич И.В. (Тобольск). «Аврак» в верованиях сибирских татар. — 77

Бутанаев В.Я. (Абакан). Обряд изгнания «чёрной души» в страну мёртвых у хакасов. — 78

Сунчугашев Я.И. (Абакан). Об истоках хакасского шаманизма. — 78

Захидов А., Каримов Б.Р. (Ташкент). Общее и особенное в среднеазиатском шаманизме. — 79

Илюшин A.M. (Кемерово). Шаманизм в средневековых погребальных комплексах Кузнецкой котловины. — 80

Функ Д.А. (С.-Петербург). Адам в шаманизме бачатских телеутов. — 81

Кенин-Лопсан М.Б. (Кызыл). Небо, земля и человек в мифах тувинского шаманства. — 82

Модоров Н.С. (Горно-Алтайск). Шаманизм у алтайцев: миф и реальность. — 82

Молдобаев И.Б. (Бешкек). Эпос «Манас» о кыргызских бакшы и его связях с сибирским шаманством. — 83

Муйтуева В.А. (Горно-Алтайск). Улгень в пантеоне духов алтайского шаманизма. — 84

Селезнёв А.Г. (Омск). К характеристике шаманских атрибутов барабинских татар. — 85

Маннай-оол М.Х. (Кызыл). К вопросу о генезисе тувинского шаманства. — 85

Шерстова Л.И. (Томск). Шаманизм и бурханизм: динамика взаимоотношений. — 86

Табышаниева А. (Бишкек). Следы шаманистических верований в орнаменте кыргызов. — 87

Тадина Н.А. (Горно-Алтайск). Влияние шаманизма и бурханизма на этнические нормы южных алтайцев. — 88

Чудояков А.И. (Горно-Алтайск). Шаман и сказитель. — 89

Романова Е.Н. (Якутск). Якутское шаманство: стратиграфия, культовая практика, идеология. — 90

Акимов В.В. (Якутск). Дерево в атрибутике шамана. — 91

Сюлбэ Б. (Якутск). Отражение шаманства в топонимии Якутии. — 92

Бурцева М.О. (С.-Петербург). Представление о теме человека в обряде посвящения в шаманы у якутов. — 93

Бравина Р.И. (Якутск). Роль и функции шамана в погребальном обряде якутов. — 94

Васильев В.Е. (Якутск). Проблемы происхождения якутских божеств. — 95

Васильев Ю.Н., Попов Г.В. (Якутск). К этимологии слов «курбастай» и «кыраман». — 96

Васильев Ф.Ф. (Якутск). К проблеме религиозного синкретизма у якутов. — 96

Васильева Н.Д. (Якутск). Шаманство в Якутии в 1920-30 гг. — 98

Винокурова Л.И., Жирков А.Н. (Якутск). Эволюция традиционных обрядов плодородия у якутов (XVII — нач. XX вв.). — 98

Габышев Е.С. (Якутск). Этимология термина «ойуун». — 99

Габышева Л.Л. (Якутск). Природа и функции божества Улуутуйар Улуу Тойон. — 100

Горохов С.Н. (Якутск). Борьба с шаманизмом в Якутии. — 101

Зыков Ф.М. (Якутск). О понятиях аджарай и абаасы. — 102

Портнягин И.С. (Якутск). Шаманские обряды, влияющие на сознание людей. — 102

Семёнова З.Ф. (Якутск). К иконографии человека в позе адарации [адорации]. — 103

Колодезников С.К. (Якутск). О соотношении терминов шаманизм и шаманство. — 104

Томская Р.И. (Якутск). Некоторые шаманские методы лечения и их применение в современной народной медицине. — 104

Уткин К.Д. (Якутск). Об истоках якутского шаманизма. — 106

Решетникова А.П. (Якутск). К вопросу о семантике круговых танцев. — 106

Матвеев В.М. (Якутск) [...]. — 106

Емельянов Н.В. (Якутск). Сюжетность шаманских камланий и сюжеты олонхо. — 107

Никифоров В.М. (Якутск). Образ шамана в якутских преданиях. — 107

Пахомов А.К. (Якутск). Якутское шаманство и шаманы. — 108

Игнатьев Н.Л. (Якутск). Шаманство и удаганство. — 110

Слепцов П.А. (Якутск). Шаман в обрядовой традиции якутов. — 111

Оконешников В.И. (Якутск). К вопросу о метафизике якутского шаманизма. — 112

Шамаев И.К. (Якутск). Вопросы внедрения движений якутских шаманов в системе физического воспитания. — 113

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки