● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Древние культуры Бертекской долины (Горный Алтай, плоскогорье Укок). Новосибирск: 1994. [ коллективная монография ]

Древние культуры Бертекской долины

(Горный Алтай, плоскогорье Укок).

// Новосибирск: 1994. 224 с. ISBN 5-02-030752-1

 

Отв.ред. В.И. Молодин.

аннотация: ]

Монография посвящена характеристике древних культур Бертекской долины, расположенной на юге Горного Алтая на плоскогорье Укок. В результате комплексных исследований археологических памятников различных эпох удалось разработать культурно-хронологическую периодизацию древних и средневековых культур региона от эпохи ранней бронзы до этнографического времени. Полученные источники проанализированы различными специалистами — геологами, антропологами, палеонтологами. Книга богато иллюстрирована.

Рассчитана на археологов, этнографов, студентов-историков, краеведов.

 

Оглавление

 

Предисловие (А.П. Деревянко, В.И. Молодин). — 3

 

Глава 1. Геоморфология Бертекской котловины и её горного обрамления (А.В. Чайко). — 7

Глава 2. Археологические памятники долины Бертек (А.П. Деревянко, В.И. Молодин, А.В. Новиков). — 16

Глава 3. Результаты археологических исследований памятников долины Бертек. — 39

§ 1. Могильник Бертек-33 (Д.Г. Савинов). — 39

§ 2. Бертекская писаница (Д.В. Черемисин, И.Ю. Слюсаренко). — 49

§ 3. Могильник Бертек-1 (В.И. Молодин, А.И. Соловьёв). — 60

§ 4. Могильник Бертек-10 (В.И. Молодин, В.П. Мыльников). — 70

§ 5. Могильник Бертек-12 (В.И. Молодин, В.П. Мыльников). — 76

§ 6. Могильник Бертек-27 (В.И. Молодин, А.И. Соловьёв). — 88

§ 7. Культовый комплекс Бертек-3-4 (В.И. Молодин). — 94

§ 8. Могильник Бертек-34 (Д.Г. Савинов). — 104

§ 9. Культовый комплекс Бертек-2 (В.И. Молодин). — 124

§ 10. Могильник Бертек-20 (В.И. Молодин, А.И. Соловьёв). — 127

§ 11. Могильник Бертек-9 (В.И. Молодин, В.П. Мыльников, А.В. Новиков). — 127

§ 12. Памятник Бертек-43 (В.И. Молодин, А.И. Соловьёв, А.В. Новиков). — 129

Глава 4. Древние культуры долины Бертек. — 130

§ 1. Афанасьевская культура (Д.Г. Савинов). — 130

§ 2. Начальный период эпохи раннего железа (Д.В. Черемисин, И.Ю. Слюсаренко). — 135

§ 3. Пазырыкская культура (Н.В. Полосьмак). — 137

§ 4. Гунно-сарматское время (Д.Г. Савинов). — 144

§ 5. Древнетюркское время (Д.Г. Савинов). — 146

§ 6. Позднее средневековье (В.И. Молодин, А.И. Соловьёв). — 152

Глава 5. Антропология древнего населения Бертекской долины. — 157

§ 1. Характеристика палеоантропологического материала памятников Бертекской долины (Т.А. Чикишева). — 157

§ 2. Антропологическая реконструкция населения различных эпох из долины Бертек (Т.С. Балуева). — 175

Глава 6. Остеологическая характеристика лошадей из курганов Бертекской долины (С.К. Васильев, И.Е. Гребнев). — 183

Глава 7. Историческая этнография плоскогорья Укок и прилегающих регионов. — 187

§ 1. Этнополитическая ситуация на Укоке в XIX-XX столетиях (И.В. Октябрьская). — 187

§ 2. Из истории освоения русскими Верхне-Бухтарминской долины (Б.В. Мельников, И.В. Октябрьская). — 192

§ 3. Этнографические исследования на плоскогорье Укок (И.В. Октябрьская). — 199

 

Заключение (В.И. Молодин). — 207

 

Примечания. — 208

Список сокращений. — 218

Summary. — 219

 


Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего...

Николай Рерих

Предисловие.   ^

 

Исключительно богатая по содержанию история носителей пазырыкской культуры Горного Алтая эпохи раннего железа дошла до нас лишь в незначительных фрагментах, но даже то, что мы имеем сегодня, составляет золотой фонд отечественной науки. Всемирную известность получили материалы из Пазырыкских и Башадарских курганов, исследованных профессорами С.И. Руденко и М.П. Грязновым. [1]

 

Уникальность памятников скифской эпохи, расположенных на юге Горного Алтая, заключается в том, что благодаря удивительному стечению обстоятельств могилы знати оказались замёрзшими. В гигантских «холодильниках» сохранились трупы коней и бальзамированные тела родоплеменной знати, золотые украшения, ковры, ткани, кожаные изделия и деревянные предметы. Однако в настоящее время целый ряд факторов объективного и субъективного характера оказывает существенное негативное воздействие на сохранность этих уникальных объектов, что вызывает оправданную тревогу как специалистов-археологов, так и широкой общественности. Таким образом, остро встаёт проблема сохранения и даже, может быть, спасения уникальных памятников истории и культуры кочевников в Северной Азии, игравших в V-III вв. до н.э. значимую роль в мировой истории. Памятники с мерзлотой — явление исключительное, и раскапывать их необходимо в самое ближайшее время, иначе мы можем потерять не только исторические источники мирового значения, но и, в полном смысле этого слова, шедевры мирового искусства.

 

Ввиду важности работ по спасению памятников пазырыкской культуры специальным отрядом Североазиатской комплексной экспедиции Института археологии и этнографии СО АН СССР (ныне Институт археологии и этнографии СО РАН) под руководством Н.В. Полосьмак летом 1990 г. были проведены рекогносцировочные раскопки кургана с мерзлотой. Курган Ак-Алаха, расположенный на плоскогорье Укок в Кош-Агачском районе Республики Алтай, дал интереснейшие материалы V-III вв. до н.э. В погребальной камере с мерзлотой сохранился великолепный инвентарь: высокохудожественные деревянные украшения для одежды и конской упряжи, детали колчанов и стрел, кожаные изделия и ткани, войлоки с аппликациями в виде фантастических рыб, волков, горных козлов, колоды-саркофаги и многое другое. [2]

 

Курган Ак-Алаха оказался неграбленым памятником пазырыкской культуры, относящимся к скифской знати среднего ранга, и источником поистине уникальной информации об истории древних кочевых обществ.

 

Сложность работы по исследованию памятников Горного Алтая скифского времени и огромная ответственность, связанная с консервацией, реставрацией и хранением уникального художественного и научного материала, определили специфику и масштабы организации этого предприятия. Мы полагали, что только комплексный характер работ, финансирование всех необходимых затрат, широкая кооперация с крупными зарубежными археологическими центрами смогут обеспечить проведение исследований на должном уровне.

 

В апреле 1991 г. во время визита в Японию М.С. Горбачева, бывшего тогда президентом СССР, был подписан меморандум о связях и сотрудничестве нашей страны и Японии в области охраны культурного достояния. По инициативе японской стороны в меморандум вошёл проект, касающийся исследования курганов пазырыкской культуры на территории Горного Алтая,

(3/4)

получивший название «Пазырык». Основным исполнителем программы с нашей стороны являлся Институт археологии и этнографии СО АН СССР.

 

При реализации совместной программы «Пазырык» ставились три взаимосвязанные глобальные задачи. Первая — проведение полевых исследований на плоскогорье Укок (Кош-Агачский район Республики Алтай) и обобщение результатов работ. Всестороннее изучение пазырыкской культуры относится к числу важнейших направлений современной исторической науки. Полевые исследования позволяют получить новую уникальную информацию по истории древних культур, а обобщение материалов будет способствовать решению проблемы взаимодействия культур Сибири с передовыми для своего времени цивилизациями, определению роли кочевых сообществ в мировой истории. В силу фундаментальности решаемых проблем и мсждисциплинарности исследований эта программа имеет существенное международное значение. Изучение большого количества органических остатков людей и животных, а также семян и пыльцы чрезвычайно важно для специалистов многих направлений науки, в том числе для специалистов в области молекулярно-генетического и молекулярно-эволюционного анализа «ископаемой» ДНК человека, животных и растений.

 

Вторая задача связана с реставрацией и консервацией уникального научного материала из раскопанных комплексов. Сложность проблемы заключается в том, что в нашей стране фактически нет ни одного центра, имеющего должную научно-техническую базу для консервации и реставрации органических предметов из археологических комплексов. Японская сторона в рамках реализации программы предоставила оборудование на сумму 100 млн.йен для создания центра по консервации и реставрации археологических находок — изделий из войлока, кожи, дерева, тканей, различных металлов (железа, бронзы, серебра, золота). В дальнейшем этот центр может стать общероссийским, в нём будут разрабатываться новые методики и способы сохранения уникальных объектов и экспонатов.

 

Третья задача — музеефикация раскопанных курганов. Речь идёт о переносе исследованных объектов в крупные музейные модули в Академгородке (Новосибирск) и в Горно-Алтайск. Это необходимо, поскольку места раскопок удалены от населённых пунктов (к некоторым курганам можно добраться только вертолётом), и строительство выставочных павильонов на месте нецелесообразно.

 

Полевые исследования 1991 г. проводились с апреля по сентябрь. С нашей стороны в работах принимали участие сотрудники Института археологии и этнографии СО АН СССР, специалисты-реставраторы из Государственного Эрмитажа, Ленинградского отделения Института этнологии и антропологии, а также Белорусского госуниверситета (г. Минск). В полевых исследованиях непосредственно участвовали 86 высококлассных иностранных специалистов, в том числе 73 из Японии. Японская сторона была представлена следующими организациями: Научное общество Северной Евразии, Национальный центр по сохранению культурного наследия в г. Нара, Национальный университет в г. Токио, Университет Осака, Университет Цукубо, Университет Саппоро, Университет Кюсю, Японский комитет по раскопкам курганов пазырыкской культуры, телерадиокомпания NHK, информационное агентство Kyodo Tsusin, — а также промышленными и коммерческими компаниями и ассоциациями: Olympus Optical Industry Co, Lid; Shin Kokusy Asin Co, Ltd; Hitachi Construction Machinery Co, Ltd; Kenki Center Co, Ltd; Sky Survey; Alwa Keik Yu Co, Ltd; Kobayashi Kenzai, Ltd; Orikomi Adver Tising, Ltd; Asami Precision Co, Ltd; TSP Taiyou Co, Ltd; San Setsubi Sekkei Co, Ltd; Torcon Corporation; Sankov Shovji Co, Ltd.

 

На раскопках побывали представители Министерства иностранных дел Японии и посольства Японии в СССР.

 

Кроме того, в полевых исследованиях принимали участие учёные из Англии (Ланкастерский университет), Бельгии (Национальный музей истории и искусства), США (Гарвардский университет, Университет Нью-Мехико), Франции (1-й Парижский университет), Южной Кореи (Университет Куинг-Хи, Сеульский национальный университет).

(4/5)

 

В результате проведенных полевых испытаний были получены следующие научные результаты.

 

Исследован большой курган Кутургунтас пазырыкской культуры (V-III вв. до н.э.), принадлежавший родовой знати. В итоге получены интересные материалы, среди которых особую художественную и научную ценность представляют предметы из дерева, ткани, золота. По мнению руководителя раскопок Н.В. Полосьмак, многие из полученных изделий уникальны и не имеют аналогов. [3] Все предметы прошли полевую консервацию и предварительную реставрацию. Погребальная конструкция перевезена в Академгородок (Новосибирск).

 

Плоскогорье Укок занимает довольно обширные пространства российской части Горного Алтая на границе с Монголией и Китаем на юге, с Казахстаном — на западе. Местность эта труднодоступна даже в наши дни. Существует лишь несколько узких, труднопроходимых долин, по которым можно проникнуть в этот район. Если принять также во внимание условия высокогорья и суровый климат, то становятся понятны причины относительно слабого антропогенного воздействия на среду обитания и археологические памятники в этом районе, благодаря чему он практически не потерял своего первозданного колорита.

 

Вместе с тем плоскогорье никогда не было изолированным. Напротив, как выяснилось уже совсем недавно, местность эта активно осваивалась и в эпоху бронзы, и в эпоху раннего железа, и в эпоху средневековья. Интересно и то, что район был пограничным в определённые исторические периоды, что накладывало отпечаток на развитие как этнических, так и культурных явлений.

 

Работы западно-сибирского отряда были сконцентрированы в небольшой долине Бертек, занимающей довольно узкое, сформированное мореной пространство между левым берегом р. Ак-Алаха и уступом, образованным ледником горного массива. Долина оказалась чрезвычайно богатой древними памятниками. [4]

 

В результате составления археологической карты выполнена инструментальная съёмка местности и выявлено 63 археологических памятника, среди которых условно выделяется 31 могильник, писаница и 31 культовое сооружение. Различна и хронология памятников. Фактически здесь представлены местонахождения от эпохи бронзы до позднего средневековья включительно.

 

Главным научным итогом, который удалось получить за предельно короткий срок, является разработка хроностратиграфии долины Бертек, а следовательно, и всего плоскогорья.

 

Разумеется, полученная культурно-хронологическая схема будет пополняться и совершенствоваться, однако её основу можно считать сформированной.

 

Посредством стационарных раскопок исследовано пятнадцать разновременных и разнокультурных объектов. Важно подчеркнуть, что только один курган был потревожен грабителями. На памятнике Бертек-33 исследовано четыре кургана афанасьевской культуры (конец IV-III тыс. до н.э.). Афанасьевские памятники Укока являются крайними юго-западными пунктами на территории нашей страны и представляют собой своеобразное связующее звено между памятниками этой культуры в Сибири, Монголии и Северо-Западном Китае.

 

Интересна Бертекская писаница, большая часть изображений на которой относится к раннескифскому времени. Любопытно сочетание типичных для Южной Сибири персонажей — оленей, как бы стоящих на цыпочках, с центрально-азиатскими изображениями тех же оленей с клювовидной мордой и типичными восточно-казахстанскими персонажами — верблюдами, манера изображения которых южно-сибирская.

 

Четыре кургана рядовых кочевников пазырыкской культуры (Бертек-1, -10, -12, -27) дали интересные захоронения, содержащие разнообразный инвентарь, характерный для известных уже памятников этой культуры. Несмотря на отсутствие мерзлоты в погребальных камерах, обнаружены деревянные и кожаные предметы, а также фрагменты тканей. Удалось также выявить интересные особенности конструкций надмогильных сооружений.

(5/6)

 

Интересно каменное сооружение Бсртек-3-4, оказавшееся культовым комплексом гуннского времени. Здесь обнаружены несколько сосудов и кости лошади, помещённые в специальные ямки.

 

Два объекта относились к древнетюркскому времени. Особенно интересен курган памятника Бертек-34, имевший сложную архитектуру надмогильного сооружения и богатое захоронение пожилой женщины.

 

Из погребений, относящихся к эпохе средневековья, особое место занимает памятник Бертек-20, где обнаружено захоронение с частью сохранившегося доспеха, выполненного из дерева и кожи. Образцы подобных доспехов хорошо известны в соседнем Китае.

 

Таким образом, за предельно короткий срок нам удалось получить культурно-хронологическую периодизацию района, чрезвычайно важного как пограничного и крайне слабо изученного *. [сноска: * Читателю следует иметь в виду, что разделы четвёртой, интерпретационной, главы написаны разными авторами, а их мнения относительно отдельных концепций не всегда совпадают. Редактор книги счёл своим долгом оставить разделы этой главы без изменений.]

 

Целью настоящего коллективного исследования является скорейшее введение в научный оборот полученных материалов. К работе над книгой были привлечены специалисты различных направлений науки — археологи, этнографы, антропологи, палеонтологи, геологи. Практически все авторы исследования принимали самое непосредственное участие в полевых работах. Все фотографии к изданию подготовлены В. Мыльниковым, рисунки выполнены художниками Л. Горб и Н. Володичевой. Авторы чрезвычайно признательны всем участникам проекта «Пазырык», особенно реставраторам Г. Ревуцкой, О. Семеновой, С. Смирнову и Т. Ходовой, благодаря мастерству которых были склеены и реставрированы десятки уникальных находок.

 

Книга рассчитана прежде всего на специалистов-археологов, но будет небезынтересна и другим исследователям — этнографам, геоморфологам, гляциологам, историкам, а также всем, кто увлечён историей нашего отечества.

 


(/208)

[1] См.: Грязнов М.П. Первый пазырыкский курган. Л., 1950; Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л., 1953; Он же. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.; Л., 1960; Он же. Горноалтайские находки и скифы. М.; Л., 1952.

[2] См.: Polosmak N. Un nouveau kourgane à «tombe gelée» de 1'Altai: Rapport préliminaire // Arts Asiatiques. Paris, 1991. T. XLVI. P. 5-13; Полосьмак Н.В. Курган с замёрзшей могилой в Горном Алтае // Изв. Сиб. отд. АН СССР. Сер. История, филология и философии. 1992. № I. С. 26-34.

[3] См.: Полосьмак Н.В. Раскопки богатого захоронения пазырыкской культуры // Altaica. № 1. Весна 1992. С. 35-44.

[4] См.: Молодин В.И. Исследования в долине Бертек на плоскогорье Укок // Altaica. № 1. Весна 1992. С. 23-34.

 


(/207)

Заключение.   ^

 

Археологические исследования, проведенные в левобережной части Бер­текской долины на плоскогорье Укок, оказались, несомненно, перспек­тивными. Обследование только одного, незначительного по площади микро­района показало наличие десятков интереснейших разновременных и разно­культурных археологических памятников от ранней поры бронзового века до палеоэтнографического времени. Мы уже не говорим о таких замечательных объектах, как Ак-Алаха-1 и Кутургунтас, содержащих замёрзшие могилы пазырыкской культуры, — различные уголки плоскогорья таят в себе немало тайн, которые ещё предстоит раскрыть.

 

Осмысление этнографических источников ещё раз продемонстрировало сложность и многогранность этнокультурных процессов, фиксируемых в Южном Алтае в два последних столетия. К сожалению, политические со­бытия, происходившие в стране, а как следствие, и в регионе в последнее время, не способствовали стабильности проживания здесь различных эт­нических популяций, но напротив, во многом обострили напряжённость.

 

Как показывает исторический опыт, огромная роль в стабилизации этих процессов принадлежит России. В сложившихся условиях особую значимость приобретают данные археологии, истории, этнографии, которые помогут гуманизации общества, формированию культурных и нравственных начал, подлинного интернационализма. «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего...», — говорил великий гуманист современности Николай Константинович Рерих. Именно с этих позиций расценивают настоящую книгу её авторы.

 

Определяя перспективы дальнейших исследований в этом регионе, рас­считанных на несколько лет, во-первых, мы будем стремиться к проведению углублённых целенаправленных разведок на плоскогорье с конечной целью составления исчерпывающей археологической карты Укока. Во-вторых, мы постараемся заполнить те лакуны, коих пока множество в той культурно-исторической периодизации, которую удалось разработать и которая по­лучила отражение в нашем исследовании. В-третьих, авторы далеки от мысли, что эпохи, памятники которых зафиксированы и уже исследованы в регионе, изучены исчерпывающе, поэтому мы по-прежнему будем вести раскопки объектов различных эпох и культур, с тем чтобы накопить новую инфор­мацию, могущую стимулировать оригинальные идеи и гипотезы. Наконец, одной из главных задач по-прежнему остаётся отыскание и исследование пазырыкских курганов с мерзлотой, которые, несомненно, имеются на плоскогорье.

 

Мы будем стремиться по возможности скорее вводить в научный оборот все получаемые источники. Уже сейчас готовится к изданию несколько книг и статей, написанных на материалах Укока. Впереди — новые, не менее интересные находки и открытия.

 


(/218)

Список сокращений.   ^

 

ГААК — Государственный архив Алтайского края

ГАНИИЯЛИ — Горно-Алтайский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории

ГАРГА — Государственный архив Горного Алтая

ГАТО — Государственный архив Томской области

ГИМ — Государственный исторический музей

ЗСО ИРГО — Западно-сибирское отделение Императорского Русского Географического общества

ИАЭ РАН — Институт археологии и этнографии Российской Академии наук

ИИФФ СО АН СССР — Институт истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук СССР

ИРГО — Известия Русского Географического общества

КСИА — Краткие сообщения института археологии

КСИЭ — Краткие сообщения института этнографии

МАЭ — Музей антропологии и этнографии

МАИКЦА — Международная ассоциация истории и культуры Центральной Азии

МИА — Материалы и исследования по археологии СССР

НИИЯЛИ — Научно-исследовательский институт языка, литературы и истории

СА — Советская археология

САИ — Свод археологических источников

СП ЗСО ИРГО — Семипалатинский подотдел Западносибирского отделения Императорского Русского Географического общества

СЭ — Советская этнография

ТИЭ — Труды института этнографии

ТКЭАН — Тувинская комплексная экспедиция Академии наук

ТНИИЯЛИ — Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки