главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Иран в Эрмитаже. Формирование коллекций. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже. СПб, 24 июня — 22 августа 2004 г. СПб: 2004. [ каталог выставки ]

Иран в Эрмитаже. Формирование коллекций.

Каталог выставки в Государственном Эрмитаже.
СПб, 24 июня — 22 августа 2004 г.

// СПб: 2004. 256 с. ISBN 5-9501-0041-7

 

Содержание

 

М.Б. Пиотровский. Эрмитажный Иран — иранский Эрмитаж. — 6

Mikhail Piotrovsky. Iran in the Hermitage; Iranian Realm of the Hermitage. — 7

 

A.T. Адамова, А.Б. Никитин. Предисловие. — 8

 

Раздел 1. Древний Иран.

А.Б. Никитин. К истории изучения иранских древностей в России. — 10

О.Я. Неверов. Иранские геммы. — 14

Е.Ф. Королькова, А.Ю. Алексеев. Скифы и сарматы — северный форпост иранского мира. — 15

Е.Ф. Королькова. Сибирская коллекция Петра I. — 19

А.Б. Никитин. Сасанидский Иран. — 21

А.А. Иерусалимская. Иран и Северный Кавказ в раннем средневековье. — 22

 

Раздел 2. Средневековое искусство Ирана.

А.А. Иванов. О формировании в Эрмитаже коллекций средневекового искусства Ирана. — 64

А.Т. Адамова. Персидские рукописи. — 67

А.Т. Адамова. Персидские миниатюры и рисунки. — 67

А.А. Иванов. Бронза (латунь), медь и сталь. — 69

Ю.А. Миллер. Оружие. — 71

А.Т. Адамова. Керамика. — 73

А.Т. Адамова. Художественное стекло Ирана XVII-XVIII вв. — 75

А.Т. Адамова. Ткани. — 76

 

Раздел 3. Иран при Каджарах (конец XVIII-XIX вв.).

А.Т. Адамова. Каджарская живопись: официальный придворный стиль. — 166

А.Т. Адамова. Персидские лаки. — 170

 

Раздел 4. Россия и Иран: дипломатия и искусство.

А.Т. Адамова. Русские и персы глазами художников. — 192

 

Нумизматика.

М.Б. Северова. Монеты и медали. — 199

М.Б. Северова. Ордена и медали «Льва и Солнца». — 199

 

Catalogue. — 244

 

Сокращения, принятые в каталоге. — 255

 


 

Эрмитажный Иран — иранский Эрмитаж.   ^

 

Для Эрмитажа Иран — страна близкая по духу и месту. Связи России с иранским миром запечатлены в эрмитажных коллекциях во всём своем многообразии. Ранняя история иранцев не может быть понята без скифских памятников, хранящихся в Эрмитаже, и без исследований поколений эрмитажных скифологов. Изумительный орёл из «Сибирской коллекции» Петра Великого является одним из самых красноречивых и полных символов красоты древнего иранского искусства и величия ахеменидской державы. За много тысяч километров к северу от Ирана, на берегах Невы он рассказывает людям о славе древнего Ирана, как рассказывают о ней в Эрмитаже и самый древний в мире иранский ковер из Пазырыкского кургана, и один из самых древних иранских ковров мусульманского времени, найденный в Дагестане.

 

Связи наши с Ираном удивительно разнообразны. С одной стороны это глубокая наука, с другой — политика. В Эрмитаже работали и работают крупнейшие иранисты России и мира. Предметом их исследований являлись и являются уникальные коллекции иранского искусства, собранные музеем. Лучшая коллекция сасанидского серебра после изучения её Я.И. Смирновым, И.А. Орбели, К.В. Тревер, В.Г. Лукониным, Б.Я. Маршаком стала эталонной для всех, кто изучает древнюю и средневековую торевтику Востока. Без работ Л.Т. Гюзальяна о персидских надписях на изразцах невозможно издание полного текста «Шах-наме». Собрание памятников ювелирного искусства Ирана введено в науку А.А. Ивановым и его коллегами. Большая выставка «Персидской живописи», созданная А.Т. Адамовой, стала событием в понимании развития художественного языка всего мусульманского мира. В Эрмитаже работают редкие специалисты многих поколений, составляющие славу отечественной иранистики. Их усилиями, объединёнными с усилиями сотрудников практически всех отделов Эрмитажа, создана эта уникальная выставка, составляющая единое целое с постоянными экспозициями музея.

 

У древнего и средневекового Ирана были активные торговые связи с Сибирью, Поволжьем, русским Севером. Ярким свидетельством и результатом этих связей является уникальное собрание иранского серебра.

 

За торговцами следовали и многочисленные посольства. Слоны, приходившие в Петербург с персидскими послами, стали частью культурной памяти нашего города. История самих посольств, иногда связанных с драматическими событиями (такими, к примеру, как убийство в Тегеране нашего посла и великого поэта Александра Грибоедова), остались в памяти не только как политические акции. Когда Александр Сокуров создавал свой уже знаменитый фильм «Русский ковчег», где в интерьерах Эрмитажа оживали характерные эпизоды русской истории, то в главном зале Зимнего дворца он разыграл сцену приёма посольства Хосров-мирзы. Необыкновенная по торжественной красоте сцена — не напоминание о политике, это встреча двух культур — русской и иранской.

 

Дипломатически-военный аспект русско-иранских отношений богато представлен в Эрмитаже, являющемся не просто музеем истории культуры, но и памятником русской государственности. Дипломатические подарки и военные трофеи стали источником появления в Эрмитаже удивительной коллекции каджарской живописи, привлекающей сегодня внимание, сходное с вниманием к нашему сасанидскому серебру. Уникальные батальные полотна каджарских мастеров вписываются в ещё одну научную тему: как иранцы и русские видели друг друга глазами художников. Этот раздел выставки впервые показывает такое обилие вновь обнаруженных и интерпретированных художественных документов.

 

Каджарской картине о сражении с русскими как бы противостоит в Эрмитаже огромная панорама П.Я. Пясецкого, запечатлевшая движение в Тегеран русского посольства. Сегодня, пресыщенные информативностью фотографии, мы по-новому и с восторгом оцениваем труд акварелистов-документалистов. Целый комплекс материалов о том, как русские воспринимали персов, а персы русских, ещё не раз станет объектом тщательного изучения и эстетского любования.

 

Дипломатия и наука слились в удивительном событии в жизни Эрмитажа, о котором мы сегодня с радостью вспоминаем и памяти которого посвящаем эту выставку. В 1935 году в Советском Союзе состоялся Конгресс по иранскому искусству и археологии. Главной организующей силой конгресса был Эрмитаж и его директор И.А. Орбели. Конгресс проходил в годы жестких репрессий и явился редкой возможностью сохранить на будущее научные связи с остальным миром. Однако он имел и куда большее значение. Отечественная наука показала, что даже в сложных условиях идеологического диктата и несвободы истинная наука в России не только существует, но и продолжает развиваться, несмотря ни на что. Прекрасные и глубокие доклады, научные труды, образцово выполненные научные и художественные издания, прекрасно подготовленные и проведённые выставки — всё это сделало конгресс историческим. А для Эрмитажа он стал на долгие годы не просто добрым воспоминанием, но и оптимистическим образцом для подражания.

 

Сегодня мы не претендуем на размах и блеск того конгресса. Но мы помним о нём и о том, что линия научных исследований иранской культуры в нашем отечестве никогда не прерывалась. Изыскания ученых и музейный процесс взаимного обогащения и диалога культур стоят выше политических перемен.

 

Эрмитаж — свидетель тому, и своё свидетельство он старается ярко представить людям.

 

Мы благодарны всем, кто вместе с нами участвует в таком добром деле.

М.Б. Пиотровский

Директор Государственного Эрмитажа

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки