● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Проданные сокровища России. История распродажи национальных художественных сокровищ. Авт.-сост. Н. Семёнова, Н. Ильин. М.: «Слово/Slovo». 2021. Авт.-сост. Н. Семёнова, Н. Ильин

Проданные сокровища России.

История распродажи национальных художественных сокровищ.

// М.: «Слово/Slovo». 2021. 488 с. ISBN 978-5-387-01681-3

 

Науч.ред. Е.Ю. Соломаха.

аннотация на суперобложке: ]

Книга рассказывает о трагической странице нашей истории, о том, как советское правительство изымало из музейных собраний, библиотек и церквей и продавало за рубеж национальные художественные сокровища. Авторы показывают колоссальный размах распродажи отечественного художественного наследия, которое собиралось целыми поколениями русских императоров и обладателей выдающихся коллекций и составляло славу отечественной культуры. Изложенные факты говорят о том, что в первой трети XX века Россия стояла на грани настоящей культурной катастрофы.

 

«Я очень надеюсь, что подобное рассказанному в этой книге никогда больше не произойдёт ни у нас, ни где-либо ещё в мире. Музеи должны быть неприкосновенны». Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа.

 

См. первое издание и английский вариант второго.

Содержание

 

Эрмитажные уроки музейных продаж (М.Б. Пиотровский). — 7

От авторов-составителей (Н.Ю. Семёнова, Н. Ильин). — 11

«Печальная сага» (А.В. Чеглаков). — 14

 

Граждане, храните памятники искусства (Н.Ю. Семёнова). — 22

По следам сокровищ Романовых (Н.Ю. Семёнова). — 44

Разграбление церковного имущества (Н.Ю. Семёнова). — 68

Дворцы-музеи (Р.Р. Гафифуллин). — 92

Разорение Эрмитажа (Е.Ю. Соломаха). — 118

Шедевры живописи, проданные из Эрмитажа. 1928-1932 (Н.Ю. Семёнова, Е.Ю. Соломаха). — 142

Музей нового западного искусства: кураторы и торговцы (А.В. Петухов). — 156

Продажа книжных собраний (Е.А. Емельянова). — 176

Покупатели (Н.Ю. Семёнова). — 196

Национальные сокровища, изъятые из музейных собраний, библиотек, церквей и монастырей и проданные советским правительством за рубеж (Н.Ю. Семёнова, Е.Ю. Соломаха). — 233

 

Вместо эпилога (П.В. Хорошилов). — 441

 

Хронология. 1917-1938. — 444

 

Примечания. — 469

Аббревиатуры учреждений, организаций и обществ. — 476

Именной указатель. — 477

Библиография. Архивы. — 486

 

Страница на сайте издательства.


 

От авторов-составителей.   ^

 

Cо времени выхода книги «Проданные сокровища России», посвящённой безжалостным распродажам художественного достояния России, прошло более двадцати лет. Не ослабевающее все эти годы внимание к теме так называемых «сталинских распродаж», сделавшее выпущенную в 2000 году книгу библиографической редкостью, укрепило нас в желании дополнить её новыми, ранее неизвестными материалами.

 

Учитывая огромный интерес к книге не только в России, но и на Западе решено было подготовить её переиздание как на русском, так и на английском языках. По нашей просьбе заместитель заведующего отделом рукописей Государственного Эрмитажа Елена Соломаха написала о разгроме Эрмитажа, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела редких книг Российской государственной библиотеки Елена Емельянова — о продаже книжных собраний, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина Алексей Петухов пролил свет на трагические подробности распродажи Музея нового западного искусства, а хранитель византийской коллекции Отдела Востока Государственного Эрмитажа Юрий Пятницкий детально описал историю продаж древнерусской живописи. Благодаря этим статьям книга приобрела большую фундаментальность, но отнюдь не наукообразность, поскольку мы старались донести факты, известные в основном лишь специалистам, до самого широкого круга читателей.

 

Английское издание вышло в 2013 году и вскоре также сделалось библиографической редкостью, а выход русского издания, увы, был отложен.

 

Но все эти годы мы не оставляли надежды выпустить «Selling Russia’s Treasures» по-русски. За двадцать лет в стране выросло новое поколение читателей, плохо представляющих трагический размах распродажи отечественного художественного наследия. С другой стороны, вокруг этой темы активизировались различные спекуляции. Так, московский историк Юрий Жуков, автор вышедшей в 1993 году книги «Операция Эрмитаж», базировавшейся на корпусе известных на тот период архивных материалов, в 2005 году выпустил её второе издание. Автор не только изменил название книги на «Сталин: операция „Эрмитаж”», но пересмотрел свои взгляды на действия тогдашнего советского руководства, отчасти признав экономическую необходимость распродаж для построения советской индустрии.

 

Мы не изменили своей позиции по этому вопросу: культура в целом, и музеи в частности не должны зависеть от политических пристрастий. Как и прежде, мы не считаем нужным обвинять и осуждать советских правителей, безжалостно расправлявшихся с бесценными картинами и иконами. Новые факты, которые читатель найдёт на страницах этой книги, красноречивее

(11/12)

любых обвинений и обличений говорят о тех событиях, которые в первой трети XX века поставили Россию на грань настоящей культурной катастрофы.

 

Настоящее издание несколько отличается от своей английской версии. В него не вошли очерки Юрия Пятницкого о распродажах русских икон на Западе, поскольку автор готовит фундаментальное издание, посвященное продажам икон. Из-за сильно увеличившегося объёма мы были вынуждены отказаться от наличествовавшего в изданиях 2000 и 2013 годов «Приложения», включавшего в себя публикацию документов и репринт альбома «Алмазный фонд СССР» (1925). Мы ценим вклад тех, кто стоял у истоков исследования этой, некогда запретной в нашей стране темы. В первую очередь — американского профессора Роберта Вильямса, чья вышедшая в 1980 году книга «Русское искусство и американские деньги, 1900-1940» («Russian art and American money, 1900-1940») приоткрыла завесу молчания, более полувека скрывавшую трагическую страницу нашей истории.

 

Публикации отечественных авторов увидели свет только в конце 1980-1990-х годов, когда с закрытых для исследователей советских архивных фондов был снят гриф «секретно». На заре перестройки журналист Александр Мосякин опубликовал в выходившем тогда миллионными тиражами «Огоньке» статью «Продажа». Историки Ольга Васильева и Павел Кнышевский в книге «Красные конкистадоры» рассказали о понесённых Русской православной церковью потерях. В начале 1999 года петербургский архивист Наталия Серапина опубликовала в журнале «Нева» документы из считавшегося утраченным секретного фонда Эрмитажа, а в 2001 году выпустила книгу «Эрмитаж, который мы потеряли».

 

Тема «сталинских распродаж» оставалась в сфере научных интересов европейских и американских исследователей. В 2000 году в Вене прошла международная конференция, по итогам которой был выпущен сборник «Продажа культуры: советское искусство и антиквариат, 1919-1938» (под редакцией австрийского историка Вальтрауд Байер, одной из самых активных исследователей данной темы). В сборнике приняли участие Елена Соломаха, Рифат Гафифуллин, Наталия Семёнова, которые вошли также в авторский коллектив книги «Сокровища — в трактора: продажа культурного наследия России, 1918-1938» («Treasures into tractors: The selling of Russia’s cultural heritage, 1918-1938»), вышедшей в 2009 году в Вашингтоне под редакцией Венди Салмон и главного куратора Музея Хиллвуд Анны Одом.

 

Часть документов из архива Эрмитажа, связанная с историей продаж коллекций музея за границу, впервые была опубликована в книге Б.Б. Пиотровского «История Эрмитажа». Для легендарного директора Эрмитажа события 1920-1930-х годов были не просто историей. Борис Борисович работал в это время в музее, был свидетелем происходившего, поэтому его оценки, его скупые, но взвешенные комментарии приобретают особую ценность. Благодаря своему огромному авторитету и научным связям он смог собрать материалы из других источников, практически недоступные в советское время большинству исследователей. Итог архивным публикациям подвели фундаментальные тома, посвящённые варварским распродажам собрания Государственного Эрмитажа. Сотни архивных документов были собраны и прокомментированы Еленой Соломахой, выступившей в роли научного редактора настоящего издания.

(12/13)

 

Сердечно благодарим тех, кто трудился вместе с нами над первой книгой в конце 1990-х годов: исследователя Виктора Никитина, несколько десятилетий кропотливо собиравшего сведения об истории Гохрана и распродаже Алмазного фонда СССР, историка Алексея Аникина и искусствоведа Елену Смирнову, безвременно ушедшую заведующую отделом древнерусского искусства Наталию Шередегу, а также активно работавших над книгой дизайнеров Константина Журавлёва и Сергея Егорова-Орлетинова и научного редактора Андрея Сарабьянова.

 

В работе над настоящим изданием неоценимую помощь нам оказала заведующая сектором рукописей и архивных фондов Музеев Кремля Татьяна Тутова. Мы крайне признательны директору Мультимедиа Арт Музея Ольге Свибловой и представителю Christie’s в России Дарье Парфёненко.

 

Мы благодарны президенту Центра изобразительных искусств имени М.Т. Абрахама (М.Т. Abraham Center for Visual Arts) Амиру Кабири и президенту компании Gourji Дмитрию Гуржию, поддержка которых помогла подготовить и выпустить в свет книгу «Selling Russia treasures» в 2013 году.

 

Настоящее издание не увидело бы свет в своём улучшенном варианте, если бы нас не поддержала команда издательства, отнесшаяся к проекту с невероятным энтузиазмом. Невозможно переоценить роль исполнительного директора Александры Ерицян, ставшей во главе команды, редакционного директора Анны Тарасовой, присоединившейся к работе над книгой. Выражаем наши слова признательности первоклассным корректору Галине Клочковой и верстальщику Светлане Коробко, не говоря уже о главном художнике Оксане Лебедевой-Скочко, которая настолько прониклась описанной в книге культурной трагедией, что не пожалела сил и труда на совершенно новый макет, в котором предстанут наши «Сокровища». Мы до сих пор под впечатлением от вступительного слова Михаила Борисовича Пиотровского, так проникновенно описавшего культурную катастрофу, которая никогда не должна более повториться.

 

Особая благодарность Андрею Чеглакову, предпринимателю и просвещённому меценату, за поддержку, оказанную им авторам. Обновлённое и расширенное издание легендарной книги стало наконец-то доступно российским читателям.

 

Наталия Семёнова

Николас Ильин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки