● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны. Каталог выставки. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2021. [ каталог выставки ]

Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны.

/ Каталог выставки [17.07.2019-20.10.2019].

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2021. 560 с. ISBN 978-5-93572-920-2

 

Науч.ред.: А.А. Трофимова, Е.Н. Дмитриева, Ф. Готье, Л. Омессер.

 

аннотация: ]

Каталог выставки «Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны» опубликован совместно с Музеем Лувр в рамках международного исследовательского проекта и посвящён истории одного из самых крупных частных собраний XIX века, насчитывавшего около 15000 предметов и включавшего античную скульптуру, фрески, редчайшие экземпляры античной бронзы, кости, стекла, ювелирного искусства и нумизматических раритетов, а также майолику произведения живописи и скульптуры мастеров от эпохи Ренессанса до Нового времени.

Издание рассчитано как на специалистов, так и на широкий круг читателей.

 

на обороте обложки: ]

Эрмитажная выставка «Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны» продолжает масштабный международный проект, посвящённый изучению собрания крупнейшего итальянского коллекционера XIX века. Энциклопедический характер этого собрания был вполне созвучен с Рисорджименто, национально-освободительным движением за объединение Италии (1815-1871). Очевидно, что побуждаемый патриотическими настроениями маркиз Кампана намеревался создать своего рода музей истории итальянского ремесла и искусства. Его коллекция насчитывала около 15000 предметов и включала античную скульптуру, живопись, редчайшие экземпляры античной бронзы, кости, стекла, ювелирного искусства и нумизматических раритетов, а также майолику, полотна и скульптуру мастеров от эпохи Ренессанса до XVII века. Череда трагических обстоятельств привела к аресту маркиза и распродаже его имущества. В 1861 году в Императорский Эрмитаж поступила часть античного собрания Кампаны, что имело множество далеко идущих последствий и стало мощным толчком для реорганизации всего музея. Благодаря сотрудничеству Музея Лувр и Государственного Эрмитажа на выставке экспонаты самой известной частной коллекции XIX века воссоединились и перед зрителем предстал легендарный Музеум Кампана.

 

См. на academia.edu.

Содержание (с уточнениями и детализацией пагинации)

 

[сведения о выставке. — 4-5]

[Авторы статей. — 6]

[Авторы каталожных описаний. — 7-8]

 

Переезд Италии в Петербург. Михаил Пиотровский. — 14

Из Рима в Париж. Жан-Люк Мартинес. — 15

 

Введение. Франсуаз Готье, Лоран Омессер, Анна Трофимова. — 16

 

1. Человек и его время. — 18

 

Джованни Пьетро Кампана и его мир. Микеле Бенуччи. — 20

Рождение коллекции: Музей Кампаны. Сюзанна Сарти. — 32

Энциклопедическая коллекция: инвентарные описи и каталоги. Лоран Омессер. — 41

Кат. 1-16. — 46-61

 

2. Коллекция древностей. — 62

 

Маркиз Кампана — археолог. Франсуаз Готье. — 64

Находки в Черветери. Лоран Омессер. — 72

Кат. 17-24. — 74-81

Гробница Патрона. Даниэль Роже. — 82

Кат. 25-28. — 83-84

 

Рынок древностей. — 85

Маркиз Кампана и антикварный рынок Рима. Франсуаз Готье. — 86

Кат. 29-32. — 90-95

Кампана и Королевство Обеих Сицилий: рынок древностей в Неаполе. Итало Иасьелло, Андреа Миланезе. — 96

Тосканский рынок: древности Кьюзи. Джулио Паолуччи. — 102

Кат. 33-35. — 106-107

За пределами Италии: произведения из коллекции Кампаны, найденные в Греции. Франсуаз Готье. — 108

Кат. 36-41. — 110-112

 

Дары и продажи. — 113

Дар маркиза Кампаны Йенскому университету и основание археологического музея. Деннис Граен. — 114

Нумизматическая коллекция: монеты и медали, проданные на аукционе Sotheby’s в 1846 году. Мария-Кристина Молинари. — 118

 

Класс I. Вазы. — 121

Вазы коллекции Кампаны: между шедевром и серией. Анн Кулье. — 122

Этрусская керамика ориентализирующей эпохи. Серия I. Лоран Омессер. — 126

Кат. 42. — 127

Коринфские вазы. Серия II. Анастасия Букина. — 128

Кат. 43-47. — 129-132

Вазы буккеро. Серия III. Лоран Омессер. — 133

Кат. 48-52. — 135-139

Аттическая керамика. Серии IV-X. Анна Петракова. — 140

Кат. 53-68. — 142-153

Кумские вазы. Серия XII. Елена Ананьич. — 154

Кат. 69. — 155-158

Италийская керамика. Серия XIV. Елена Ананьич. — 159

Кат. 70-74. — 163-167

Этрусская, фалисская и римская керамика. Франсуаз Готье, Лоран Омессер. — 168

Кат. 75-85. — 169-175

Терра сигиллата. Серия XIII. Флоранс Спек. — 176

Кат. 86-88. — 177-178

 

Класс II. Изделия из бронзы. — 179

Изделия из бронзы в коллекции Кампаны. Лоран Омессер. — 180

 

Вооружение. Секция I. Надежда Гуляева, Софи Декам-Леким, Лоран Омессер. — 181

Шлемы. Надежда Гуляева. — 182

Кат. 89-93. — 183-185

Щиты. Надежда Гуляева. — 186

Кат. 94. — 186

Доспехи. Надежда Гуляева. — 187

Кат. 95-98. — 187-188

Наступательное вооружение. Надежда Гуляева. — 189

Кат. 99-101. — 189

Снаряды для пращи. Софи Декам-Леким. — 190

Кат. 102-115. — 190-193

Канделябры. Секция II. Лоран Омессер. — 194

Кат. 116. — 195

Зеркала. Секция III. Лоран Омессер. — 196

Кат. 117. — 197

Предметы утвари. Секции V, VII. Лоран Омессер. — 198

Кат. 118-123. — 198-202

Фигурки. Секция IV. Лоран Омессер. — 203

Кат. 124, 125. — 204-207

Посуда. Секция VI. Лоран Омессер. — 208

Кат. 126-129. — 209-211

Печати. Секция VIII. Лоран Омессер. — 212

Кат. 130-135. — 213-214

 

Класс III. Ювелирные изделия и монеты. — 215

Ювелирные изделия из коллекции Кампаны. Лоран Омессер. — 216

Кат. 136-152. — 217-224

Монеты из коллекции Кампаны. Мария-Кристина Молинари. — 225

Кат. 153-161. — 226-228

 

Класс IV. Терракоты. — 229

Терракоты из коллекции Кампаны. Лоран Омессер. — 230

Кат. 162-171. — 232-237

Рельефы Кампаны. Серия IV. Орели Пирью. — 238

Кат. 172-187. — 241-246

Статуэтки. Серия V. Виолен Жамме. — 247

Кат. 188-191. — 249-251

Светильники. Серия X. Клара Бернар. — 252

Кат. 192-207. — 255-258

Формы для изготовления рельефов. Серия XI. Виолен Жамме. — 259

Кат. 208-215. — 259-261

Кирпичи и плиты с клеймами. Аньес Шерер, Лора Фавро. — 262

Кат. 216-223. — 263-264

 

Класс V. Стекло. — 265

Античное стекло в коллекции Кампаны. Вероник Арвейе-Дюлон. — 266

Кат. 224-239. — 267-274

[Техника сердечника: кат. 224-226; Техника литья и прессовки: кат. 227; Стекло с золотыми полосками: кат. 228; Выдувное формованное стекло: кат. 229-230; Техника выдувания в форме: кат. 231-237; Оконное стекло: кат. 238-239]

 

Класс VI. Античная живопись. — 275

Этрусская, греческая и римская живопись в коллекции Кампаны. Даниэль Роже. — 276

Формирование коллекции: происхождение античной живописи. Дельфин Морана-Бюрло. — 277

Кат. 240-242. — 280-282

 

Класс VII. Скульптура. — 283

Античная скульптура из коллекции Кампаны. Даниэль Роже. — 284

Кат. 243-249. — 288-291

Портретные статуи Демосфена и Сократа в коллекции Кампаны. Анна Трофимова. — 292

Кат. 250-253. — 293-295

Традиция коллекционирования античной скульптуры в Риме в XIX в. Людовик Лужье. — 296

Мифологическая группа — первый раздел каталога скульптуры. Анна Трофимова. — 298

Кат. 254-258. — 304-307

Римские статуи и бюсты. Даниэль Роже. — 308

Кат. 259-266. — 311-317

Саркофаги с мифологическими сценами. Анна Трофимова. — 318

Кат. 267-269. — 320-321

Галерея бюстов. Людовик Лужье. — 322

Кат. 270-274. — 324-327

Коллекция эпиграфики. Даниэль Роже. — 328

Кат. 275, 276. — 331-372

 

Класс XII. Кабинет редкостей. — 373

Куриозитеты и предметы для эрудитов. Сесиль Жируар. — 334

Кат. 277-289. — 336-339

Секретный кабинет. Лоран Омессер. — 340

Кат. 290-296. — 341-342

 

Реставрация. — 343

Археологическая реставрация предметов коллекции Кампаны. Джанпаоло Надалини. — 344

Кат. 297-299. — 348-349

Реставрация ваз Кампаны. Анн Кулье, Анна Петракова. — 350

Реставрация изделий из бронзы. К истории реставрации двух бронзовых шлемов. Ольга Горская. — 356

Кат. 300-302. — 357-358

Реставрация рельефов Кампаны: бесконечные возможности. Орели Пирью. — 359

Пастиччо, реконструкция и подделка изделий из стекла. Сесиль Жируар. — 361

Реставрация античной живописи. Дельфина Морана-Бюрло. — 362

Кат. 303. — 364

Реставрация античной скульптуры. Людовик Лужье. — 365

Кат. 304, 305. — 368-369

 

3. «Современная коллекция»: Ренессанс и Новое время. — 370

 

Классы VIII-XI. — 372

 

Классы VIII и IX. Галерея живописи маркиза Кампаны. Элизабет Моньетти, Доминик Тьебо. — 372

Кат. 306-315.

Таблица 1. Список картин из коллекции Кампаны, происходящих из собрания кардинала Феша. Доминик Тьебо. — 392-393

Фрески школы Рафаэля. Зоя Купцова. — 394

Приобретение живописи и тайная сеть посредников. Элизабет Моньетти. — 400

Метки, помогающие определить провенанс картин из коллекции Кампаны. Элизабет Моньетти. — 401

Реставрация и рамы. Элизабет Моньетти. — 403

[Кат. 306-315. — 406-416]

 

Класс X. Майолика. — 417

Майолика из коллекции Кампаны. Франсуаз Барб. — 418

Кат. 316-331. — 432-442

[Люстрированная майолика из мастерских Деруты: кат. 316, 317; Майолика istoriati: кат. 318-323; Майолика belle donne: кат. 324, 325; Фигурные сосуды: кат. 326-330; Орнаментальная майолика: кат. 331]

 

Класс XI. Скульптура. — 443

Скульптура Средних веков и эпохи Возрождения: краткая история коллекций Джованни Пьетро Кампаны и Оттавио Джильи. Марк Борман. — 444

Кат. 332-343. — 450-467

 

4. Судебный процесс и распродажа коллекции. — 468

 

Судебный процесс над маркизом Кампаной. Джанпаоло Надалини. — 470

Попытки приобретения коллекции Кампаны Британским музеем. Лоран Омессер. — 475

Коллекция Джильи — Кампаны в Музее Виктории и Альберта. Уитни Керр-Льюис. — 479

Судьба коллекции Дж.П. Кампаны в России. Елена Дмитриева. — 483

Коллекция Кампаны и Императорский Эрмитаж. Анна Трофимова. — 487

Кат. 344-352. — 494-501

Membra disjecta коллекции Кампаны. Сюзанна Сарти. — 502

Судьба коллекции Кампаны во Франции. Лоран Омессер. — 508

Кат. 353-359. — 520-523

Создание Музея Пти-Пале в Авиньоне. Доминик Вaнтaн. — 524

 

Сокращения. — 531

[Архивы (532); Литература (533-553)]

 

[Выставки. — 554-556]

 

Список юридических и физических лиц — обладателей авторских прав на иллюстрации, опубликованные в каталоге. — 556-559

 


 

(/6)

 

^   Авторы статей:

 

Елена Ананьич, заместитель заведующей Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа; Вероник Арвейе-Дюлон, почётный инженер-исследователь Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр; Франсуаз Барб, старший куратор Отдела декоративно-прикладного искусства Музея Лувр; Микеле Бенуччи, научный сотрудник Музея Гвидо Калори, Сан-Джемини, Терни; Клара Бернар, хранитель Французского национального института культурного наследия, Париж; Марк Борман, главный хранитель Отдела скульптуры Музея Лувр; Анастасия Букина, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа; Доминик Вантан, директор Музея Пти-Пале, главный куратор Папского дворца в Авиньоне; Ольга Горская, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа; Франсуаз Готье, заведующая Отделом греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр; Деннис Граен, хранитель коллекции античных древностей Университета Фридриха Шиллера, Йена; Институт античных исследований, кафедра классической археологии, Йена; Надежда Гуляева, старший научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа; Софи Декам-Леким, старший куратор Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр; Елена Дмитриева, младший научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа; Виолен Жамме, старший куратор Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр; Сесиль Жируар, старший куратор Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр; Итало Иасьелло, независимый исследователь, Университет Неаполя; «Федерико II»; Уитни Керр-Льюис, хранитель Музея Виктории и Альберта, Лондон; Анн Кулье, старший куратор Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр; Зоя Купцова, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа; Людовик Лужье, куратор Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр; Андреа Миланезе, научный сотрудник Национального археологического музея Неаполя; Мария-Кристина Молинари, хранитель Кабинета монет и медалей Капитолийских музеев; Элизабет Моньетти, почётный главный хранитель Национального института культурного наследия, Париж; Дельфин Морана-Бюрло, доцент кафедры истории искусства Университета Париж I – Пантеон Сорбонна; Джанпаоло Надалини, хранитель-реставратор Национального института культурного наследия, Париж; Лоран Омессер, старший куратор Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр; Джулио Паолуччи, куратор Музея этрусков Л. Ровати, Милан; Анна Петракова, старший научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа; Орели Пирью, научный консультант Музея Лувр; Даниэль Роже, старший куратор Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр; Сюзанна Сарти, представитель Управления археологии Тосканы, Флоренция; Флоранс Спек, специалист по ведению научной документации Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр; Анна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа; Доминик Тьебо, почётный главный хранитель Отдела живописи Музея Лувр; Лора Фавро, научный сотрудник документальных фондов Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр; Аньес Шерер, научный сотрудник документальных фондов Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр.

 

(6/7)

 

^   Авторы каталожных описаний:

 

Орелья Азема, инженер-исследователь Научно-исследовательской лаборатории исторических памятников, Шан-сюр-Марн (О.А.); Елена Ананьич, заместитель заведующей Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа (Е.А.); Вероник Арвейе-Дюлон, почётный инженер-исследователь Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр (В.А.Д.); Елена Арсентьева, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа (Е.Арс.); Розанна Барбера, ассистент Отдела эпиграфических памятников Музеев Ватикана (Р.Б.); Клара Бернар, хранитель Французского национального института культурного наследия, Париж (К.Б.); Тома Боль, хранитель Отдела живописи Музея Лувр (Т.Б.); Лучано Борелли, cпециалист по геральдике (Л.Б.); Марк Борман, главный хранитель Отдела скульптуры Музея Лувр (М.Бор.); Анастасия Букина, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа (А.Б.); Янник Ванденберг, специалист по исследованию живописи Центра научных исследований и реставрации музеев Франции, Париж (Я.В.); Доминик Вантан, директор Музея Пти-Пале, главный куратор Папского дворца в Авиньоне (Д.В.); Дмитрий Васько, лаборант Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа (Д.Вас.); Жан-Рене Габори, старший хранитель, почётный заведующий Отделом скульптуры Музея Лувр (Ж.Р.Г.); Северин Гийе, преподаватель Школы Лувра (С.Г.); Ольга Горская, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа (О.Г.); Франсуаз Готье, заведующая Отделом греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр (Ф.Г.); Надежда Гуляева, старший научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа (Н.Г.); Софи Декам-Леким, старший куратор Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр (С.Д.Л.); Маттео Джанезелли, хранитель Французского национального института культурного наследия, Париж (М.Д.); Елена Дмитриева, младший научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа (Е.Д.); Виолен Жамме, старший куратор Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр (В.Ж.); Сесиль Жируар, старший куратор Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр (С.Ж.); Карин Казаль, преподаватель Школы Лувра (К.К.); Александра Кардиану, инженер-исследователь Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр (А.К.); Софи Карон, хранитель Отдела живописи Музея Лувр (С.К.); Светлана Кокарева, заместитель заведующей Отделом западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа (Св.К.); Анна Курсель, реставратор скульптуры, Париж (А.Кур.); Джованна Лео, специалист по ведению научной документации Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр (Д.Л.); Стефан Луар, главный хранитель Отдела живописи Музея Лувр (С.Л.); Людовик Лужье, куратор Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр (Л.Л.); Филипп Мальгуир, старший куратор Отдела декоративно-прикладного искусства Музея Лувр (Ф.М.); Бенуа Милль, инженер-исследователь Центра научных исследований и реставрации музеев Франции, Париж; Университет Париж – Нантер (Б.М.); Дельфин Морана-Бюрло, доцент кафедры истории искусства Университета Париж I – Пантеон Сорбонна (Д.М.Б.); Джанпаоло Надалини, хранитель-реставратор Национального института культурного наследия, Париж (Д.Н.); Ирина Никулина, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа (И.Н.); Лоран Омессер, старший куратор Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр (Л.О.);

(7/8)

Екатерина Орехова, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа (Е.О.); Софи Падель-Энбо, специалист по ведению научной документации Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр (С.П.-Э.); Анна Петракова, старший научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа (А.П.); Орели Пирью, научный консультант Музея Лувр (О.П.); Даниэль Роже, старший куратор Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр (Д.Р.); Александр Соловьёв, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа (А.С.); Флоранс Спек, специалист по ведению научной документации Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр (Ф.С.); Эвелина Тарасова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа (Э.Т.); Анна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа (А.Т.); Доминик Тьебо, почётный главный хранитель Отдела живописи Музея Лувр (Д.Т.); Лора Фавро, научный сотрудник документальных фондов Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр (Л.Ф.); Клаудиа Ферро, ассистент Отдела научной документации Капитолийских музеев (К.Ф.); Фернандо Филиппони, независимый исследователь, Университет Париж – Нантер (Ф.Ф.); Аньес Шерер, научный сотрудник документальных фондов Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр (А.Ш.).

 


 

Переезд Италии в Петербург.   ^

 

Совместный проект Музея Лувр и Эрмитажа как бы венчает почти двухвековую историю, полную приключений и поучительных примеров.

 

Маркиз Кампана, создатель ломбардов и папский банкир, – пример взлёта и стремительного падения карьеры, судьбы и репутации. Это падение не в последнюю очередь было связано с его страстью к искусству и коллекционированию. Благодаря этому энтузиазму он выглядит в глазах потомков более симпатичным персонажем, чем представлялся современникам.

 

Соперничество знаменитых музеев за его собрание тоже полно драматических поворотов, неожиданных решений и человеческих драм. В результате произошедшего «раздела» коллекции повезло. Она не растворилась в десятках торговых партий. Её с гордостью выставляют два выдающихся музея, которые хранят не только вещи, но и память об их собирателе. Память – это то главное, что желает себе в будущем каждый человек.

 

Для Эрмитажа приобретение этой коллекции имело огромное значение. Оно показало, что русские дипломаты и музейные сотрудники умеют работать на мировом художественном рынке, знают, как отбирать лучшие вещи, а также могут заставить свои власти выделять деньги на музейные приобретения. Это всегда было трудно. Далее шло приобретение огромного нового опыта – упаковка огромных скульптур, поиск подходящих кораблей, морская транспортировка, выгрузка на Дворцовой набережной, временный показ всего приобретённого.

 

Недавно созданный и тщательно распланированный музей был вынужден потесниться. Новый знаменитый сосед лишил просторных апартаментов русскую скульптуру и книги. Изменились многие акценты всего музея. Античные шедевры стали знаковыми признаками и отличительными чертами Эрмитажа наряду с картинами. Научное антиковедение получило огромный стимул, выведший российскую науку в первые ряды исследователей античной культуры. На протяжении более ста лет имя маркиза Кампаны звучит в стенах Эрмитажа в устах экскурсоводов рядом с именами богов, героев и художников Античности. Россия сделала своей ещё одну важную часть европейской ДНК и укрепила своё культурное самосознание как части европейской цивилизации.

 

А огромный Юпитер стал ещё и символом стойкости Музея и Города: в годы блокады Ленинграда он гордо оставался сидеть на своём месте, бесстрашно встречая бомбы, снаряды и ужас голодных смертей вокруг. Эта коллекция прививала и прививает людям римские вкусы, такие как серьёзность и величавость, и римские качества, такие как монументальность и взвешенность поступков и рассуждений.

 

Два музея – наследники Кампаны представляют сегодня пример доброго сотрудничества и образец того, как можно и нужно хранить память о коллекционерах, трудами которых, в конечном итоге, и созданы те музеи, которые поглотили их любимые сокровища.

 

Михаил Пиотровский,

директор Государственного Эрмитажа

(14/15)

 

Из Рима в Париж.   ^

 

Маркиз Кампана, директор Монте-ди-Пьета в Риме, выдающийся коллекционер, безусловно, был видным деятелем Рисорджименто, в той же степени, что и Кавур, Гарибальди или Верди. Он способствовал формированию национального сознания своей страны, придав ему форму идеи преемственности национального итальянского культурного наследия посредством своей коллекции, которая включала широкий спектр произведений: от предметов древности до майолики, итальянских примитивов и скульптуры XIV-XVI вв.

 

«Мечта об Италии» растаяла в 1857 г., когда по обвинению в растрате Джованни Пьетро Кампана был осуждён, а его коллекция – изъята и затем распродана. Но эта мечта запечатлелась в истории Европы благодаря императору Александру II, купившему около 700 произведений искусства, в частности античные мраморы и вазы, которые пополнили собрание Эрмитажа, и Наполеону III, который приобрёл почти 10 000 произведений, принадлежавших маркизу Кампане, по примеру своего дяди, Наполеона I, обогатившего Францию коллекцией Боргезе. Некоторые из них, такие, например, как Саркофаг супругов, крест кисти Джотто, «Битва при Сан‑Романо» Паоло Учелло или скульптура делла Роббиа, стали настоящими символами Музея Лувр. Широким жестом культурной политики сотни картин, статуй, археологических объектов и керамики из коллекции Кампаны были переданы в 1863 г. в Лувр, а затем в 1875 г. – во французские провинциальные музеи. В 2007 г. Янник Линтц и Шанталь Оргогозо опубликовали исследование о фондах Отдела древностей Лувра по состоянию на 1875 г., имевшего целью оживить интерес к искусству во Франции. Многочисленные примитивы из коллекции Кампаны, в том числе «Богоматерь с Младенцем» Боттичелли, теперь собраны в Музее Пти-Пале в Авиньоне, открывшемся в 1976 г.

 

Коллекция Кампаны никогда не была предметом масштабной ретроспективной выставки, поэтому Музей Лувр и Государственный Эрмитаж решили воссоздать историю этого собрания посредством данного исключительного выставочного проекта и дополняющего его каталога, где представлены новейшие исследования на этом поприще, сделанные во Франции, Италии и России. Лувр гордится своим плодотворным партнерством с Эрмитажем.

 

Я хотел бы поблагодарить кураторов этой выставки – Франсуаз Готье, заведующую Отделом греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр; Лорана Омессера, старшего куратора Отдела греческих, этрусских и римских древностей Музея Лувр; Анну Трофимову, заведующую Отделом Античного мира Эрмитажа в Санкт-Петербурге, четверых со-кураторов, а также спонсоров DS Automobiles и международных друзей Музея Лувр. Благодаря их работе и поддержке вы сможете открыть для себя квинтэссенцию одной из самых известных частных коллекций XIX столетия, которую даже сам Кампана не видел собранной воедино.

 

Жан-Люк Мартинес,

президент-директор Музея Лувр

 

(15/16)

 

Франсуаз Готье, Лоран Омессер, Анна Трофимова

Введение.   ^

 

В истории культуры Италии и Европы XIX в. Джованни Пьетро Кампана занимает особое место благодаря масштабу его личности, драматической истории жизни и исключительной судьбе собранной им коллекции. Будучи директором Монте-ди-Пьета, он приобрёл в Риме репутацию блестящего предпринимателя, филантропа, но, прежде всего, археолога и коллекционера, что довольно быстро принесло ему признание общественности и определённое положение в научных и культурных кругах Италии и Европы 1840-1850-х гг. Это объясняет то волнение и любопытство, которые были вызваны внезапным арестом Кампаны в ноябре 1857 г. и приговором к тюремному заключению, вскоре заменённому ссылкой. Острая дискуссия вокруг судьбы его коллекции, выставленной итальянским правительством на торги, подогревалась соперничеством держав, боровшихся за обладание ею. Это особенно справедливо в отношении Франции, где широкая общественность долго обсуждала решение Наполеона III приобрести всё, что осталось после закупок, сделанных Англией и Россией, равно как напряжённо обсуждалась и уготованная императором судьба самой этой части собрания, которую в итоге разделили между Музеем Лувр и многочисленными французскими музеями. Только в начале ХХ в. значимость коллекции впервые оценили критически: эта честь принадлежит автору замечательного «Очерка истории коллекции Кампаны» Саломону Рейнаку, который первым рассмотрел собрание Кампаны как культурологический феномен и оценил его значение для истории искусства и коллекционирования в европейском масштабе. Интерес к коллекции, со временем ставшей почти мифической, не угасал в течение всего ХХ в., что вызвало появление других исследований тех или иных аспектов её истории, среди которых нужно особо отметить труды Джанпаоло Надалини 1990-х гг. и фундаментальное исследование Сюзанны Сарти 2001 г., а в 2005 и 2006 гг. состоялись первые выставки, посвящённые маркизу Кампане и его коллекции.

 

Неудивительно, что увеличение числа научных публикаций, открытие новых архивных документов и изучение произведений, хранящихся в различных европейских музеях, вдохновили специалистов на масштабный выставочный проект. Чтобы показать этого человека и его коллекцию в комплексе, потребовалось объединение усилий двух крупнейших музеев – Музея Лувр и Государственного Эрмитажа, где теперь хранится основная часть разрозненного собрания маркиза. В 2015 г. Лувр начал посвящённую Кампане исследовательскую программу, в которой приняли участие различные научные отделы музея. Эрмитаж, формирование коллекции которого тесно связано с поступлением «антиков Кампаны», и сегодня занимающих центральное место в его залах, в рамках проекта продолжил исследование истории знаменитой коллекции. Благодаря партнёрству между этими двумя музеями, сотрудничеству многочисленных французских, русских, итальянских, немецких, английских и бельгийских коллег, совместной работе многочисленных учреждений, куда в своё время попали произведения из этой коллекции (в частности, Музея Пти-Пале в Авиньоне и Капитолийских музеев в Риме), также принявших участие в проекте, впервые появилась возможность предложить вниманию широкой публики и научной общественности масштабную экспозицию, которая даёт точное представление о коллекции маркиза Кампаны, считавшейся в XIX в. если не самой большой (она насчитывала около 15 000 предметов), то, несомненно, самой значительной по составу и культурной ценности частной коллекцией Европы.

 

Не всегда легко понять мотивацию коллекционера, и это особенно справедливо в отношении Кампаны, человека многогранного, не оставившего никаких письменных свидетельств, которые бы проливали свет на причины тех или иных его поступков. Очевидно, здесь можно говорить об увлечённости, унаследованной им от отца и деда, или удовольствии археолога, получаемом от находок и умножения их числа, без которых столь богатая и разнообразная коллекция не была бы возможна. И хотя импульсивный характер маркиза-коллекционера сыграл роковую роль в его судьбе, достойной описания в авантюрном романе, где были и финансовые трудности, и хищения

(16/17)

с использованием служебного положения, и в итоге – громкое судебное разбирательство, несомненно, имевшее политический подтекст, с последовавшим за ним изгнанием, проект, в результате которого была создана коллекция, заслуживает всяческого уважения. Коллекция Кампаны отличалась чёткой структурой, отражённой в каталогах «Cataloghi del Museo Campana», опубликованных около 1858 г. Деление на двенадцать классов – восемь классов антиков (вазы, бронзы, украшения и монеты, терракота, стекло, живопись, скульптура, редкости) и четыре класса нового, или, как тогда говорили, «современного» искусства (итальянская живопись до 1500 г., итальянская живопись после 1500 г., майолика и скульптура Возрождения) – явно свидетельствует о желании охватить различные периоды и различные произведения истории художественных ремёсел и искусства Италии. Немногочисленные комментарии в «Proemio», предваряющих разделы каталога, подтверждают стремление Кампаны к небывалому ещё синтезу, к созданию картины культурной идентичности страны – «Italia mia», как сказано в одном из редких текстов – оде сочинения Кампаны, процитированной в «Cataloghi».

 

Эта попытка явно перекликается и с политическим, и с культурным контекстом Италии того времени. Территория страны тогда была раздроблена на многочисленные государства, бывшие сферами влияния иностранных держав. Кампана, несомненно, осознавал, что он является свидетелем возрождения одной из величайших империй мира, на протяжении веков служившей культурным эталоном для всей Европы, в середине XIX в. переживавшей мощное политическое движение на пути к объединению страны и воскрешению итальянской нации – Рисорджименто (итал. Risorgimento – «возрождение», «обновление». – Примеч.пер.). Именно в рамках этого движения следует рассматривать «проект» коллекции Кампаны, который, хотя и служил в папской администрации, свои симпатии скорее отдавал республиканцам, ратовавшим за объединение страны. Было бы преувеличением говорить о нём как о Гарибальди от культуры, однако можно с уверенностью сказать, что Кампана следовал собственной «мечте об Италии» и внёс большой вклад в понимание необходимости сохранения итальянского национального культурного достояния. Протесты, которые сопровождали в Риме распродажу собрания иностранным государствам, доказывают, что граждане Италии осознавали его ценность и место в исторической идентичности страны. Значение «проекта» Кампаны также измеряется успехом, которым он пользовался на своей родине. Великие европейские державы, в особенности Англия, Россия и Франция, с конца 1840-х гг. проявляли интерес к собранной Кампаной коллекции, которую, впрочем, он же сам и предлагал им приобрести.

 

Прошло всего несколько лет после ареста маркиза, когда состоялся фактический раздел его собрания: сначала Англия приобрела отобранные скульптуры эпохи Ренессанса для Музея Виктории и Альберта (носившего тогда название Музея Южного Кенсингтона); затем Россия – предметы античного искусства, в частности мраморную скульптуру, вазы и бронзы, ещё до того как Франция в 1861 г. довершила рассеяние коллекции, выкупив всё, что оставалось. Та настойчивость, которую эти страны проявляли, чтобы приобрести лучшие образцы искусства и ремесла, собранные маркизом, показывает, насколько одинаково они были очарованы итальянской культурой и как каждая из них, не чувствуя, конечно же, оригинальность подхода Кампаны, по-своему преследовала свою собственную «мечту об Италии»: предпочтение, отдаваемое Англией великому периоду Ренессанса; появление по инициативе царя большой итальянской коллекции в Музее Императорского Эрмитажа, где по желанию Екатерины Великой были воспроизведены Лоджии Рафаэля; повторение великих итальянских приобретений Наполеона I его племянником Наполеоном III, который, впрочем, был сильно замешан в политической ситуации на Апеннинском полуострове. Сложная история рецепции собрания Кампаны в Европе, которая ещё отнюдь не дописана, это ещё и история эволюции итальянского искусства и введение археологического и художественного достояния Италии в европейские коллекции.

 

Любая успешная выставка – не только завершение большой работы, но и отправная точка для дальнейших исследований: настоящий каталог, с одной стороны, в определённой степени фиксирует современное состояние наших знаний о маркизе Кампане и его коллекции, а с другой – ставит вопросы там, где нам нужно ещё многое понять. Остаются неразобранными многочисленные архивы, позволяющие уточнить историю формирования коллекции, долю участия Кампаны в археологических раскопках и характер его деятельности на художественном рынке, и таким образом вернуть, насколько это возможно, произведения искусства в тот контекст, в котором они некогда находились. Продолжение инвентаризации коллекций в Музее Лувр и многочисленных французских музеях, куда произведения из коллекции Кампаны направлялись с XIX в., и работы, проводимые в институциях разных стран, должны лучше очертить иногда ещё неясные границы коллекции. Фактическое исследование как суть работы музеев позволит уточнить наши знания о состоянии сохранности произведений искусства в эпоху Кампаны, о реставрации, которой они подвергались в Риме и в различных коллекциях, куда попали впоследствии. Повторимся, что бóльшая часть этой огромной коллекции до сих пор не введена в научный оборот. Фундаментальный труд по её публикации в форме каталогов или баз данных, совместно используемых различными музеями, в ближайшие годы станет насущной необходимостью. Это даст возможность лучше узнать коллекцию и познакомить с ней широкую публику, а также наконец воздать должное Джованни Пьетро Кампане.

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки