● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

В.К. Афанасьева. Орёл и Змея в изобразительности и литературе Двуречья. М.: «Водолей Publishers». 2007. В.К. Афанасьева

Орёл и Змея в изобразительности и литературе Двуречья.

// М.: «Водолей Publishers». 2007. 464 с. ISBN 978-5-902312-32-1

 

аннотация: ]

В своей новой книге доктор исторических наук, лауреат Государственной премии, ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа В.К. Афанасьева на материалах изобразительности и литературы Древнего Двуречья стремится проследить пути человеческой мысли в области расширения границ восприятия. Отталкиваясь от загадочного и увлекательного древневавилонского сказания о полёте человека на орле, автор показывает, как эволюционировали почти на протяжении двух тысячелетий мифологемы «человеческое соитие — змея», «орёл — змея», «знание львиноголового орла Анзуда — змеиное знание» и как, в каких магических практиках, эти мифологемы могли воплощаться.

 

Содержание

 

Предисловие. — 5

 

Часть I. От Этаны к Лугальбанде.

 

Введение: краткая история вопроса. — 9

 

Глава I. Змеи, птицы, монстры в изобразительном искусстве Северного и Южного Двуречья дописьменного периода. — 21

Глава II. Львиноголовый орёл в памятниках изобразительного искусства и письменных источниках раннединастического Шумера. — 42

Глава III. Шумерские эпосы о Лугальбанде. — 60

Глава IV. Орёл и змея в изобразительном искусстве раннединастического Шумера. — 92

Глава V. Шумерское эпическое сказание о Гильгамеше, Энкиду и подземном мире. Анзуд и змея в эпосе. — 117

 

Часть II. От Лугальбанды к Этане.

 

Глава VI. Вавилонское сказание об Этане. — 145

Глава VII. Аккадское сказание о птице Анзу. — 168

Глава VIII. О стилистике, жанре и композиции памятников шумеро-аккадской литературы. — 192

Глава IX. Этиологический миф и мифологема в шумеро-аккадской литературе. — 243

 

Часть III. Экзотеризм и эзотеризм в шумеро-вавилонской культуре.

 

Глава X. Пути Змеи и пути Орла — куда и как? — 273

Глава XI. Пути Лугальбанды и пути Этаны — куда и как? — 302

Глава XII. «Я открою тебе, Гильгамеш, сокровенное слово...» Мир магии и тайного знания. Путь Атрахасиса. — 330

 

Заключение. — 369

 

Приложения.

 

«Меж градов пресветлых...»
Сказание об Энки и Нинхурсаг. — 389

«От начала начал, от дней сотворения мира...»
Сказание об Энки и Нинмах. — 397

«Связь Земли и Неба город...»
Сказание об Энлиле и Нинлиль. — 402

«Госпожа сутей праведных...»
Женитьба Энлиля. — 407

«На горе Небес и Земли...»
Ашнан-Зерно и Лахар-Овца. — 414

«Светлоструйнорождённая...»
Гимн богине пива Нинкаси. — 420

Разговор. «Он сестре говорит ласково...»
Спор между скотоводством и земледелием. — 423

«Если бы не мать моя...»
Песня о любви Инанны и Думузи. — 427

«Сестричка, зачем ты закрылась в доме?»
Любовный диалог. — 429

«О моя луби-луби-люба...»
Диалог влюблённых. — 431

«Странник мой близится...»
Заклинание из серии «эдин-на-у-саг-га». — 433

«У-а, а-у-а, сон, плыви...»
Колыбельная. — 435

«Грамотейная мудрость...»
Восхваление писцового искусства. — 438

 

Список сокращений. — 440

Библиография. — 442

Список иллюстраций. — 450

Список таблиц [I-XLIII]. — 453

 

[Цветная вклейка — между стр. 224-225]

 


 

Памяти родителей и сестры.

Предисловие.   ^

 

Автор выражает глубокую благодарность всем сотрудникам отдела Востока Государственного Эрмитажа, принимавшим горячее участие в обсуждениях книги, и в первую очередь Андрею Олеговичу Большакову и Нинель Болеславовне Янковской, чьи замечания, высказанные по ходу дискуссии, порой остро полемические, но всегда доброжелательные, помогли в формулировках и уточнениях авторской концепции.

 

Также хочется горячо поблагодарить сотрудников сектора Древнего Востока Санкт-Петербургского отделения ИВ РАН, участвовавших в дискуссиях, и особенно доктора филологических наук Ирину Трофимовну Каневу за помощь в интерпретации и переводе сложных шумерских текстов.

 

Ушедший от нас в 1998 году Евгений Владиславович Зеймаль так и не дождался окончания труда, побудителем и вдохновителем которого он был. Его настойчивость и требовательность порой воспринималась как властное давление, но, думается мне, будь он сейчас с нами, работа не затянулась бы на столь долгие годы. Вспоминаю его советы и всегда живой интерес с глубокой благодарностью и постоянным чувством боли от утраты коллеги и друга.

(5/6)

 

Другая невосполнимая потеря, о которой невозможно забыть — Игорь Михайлович Дьяконов, учитель и старший друг. Он всегда был в числе главных оппонентов работы, но отнюдь не её противником. Свои несогласия и расхождения с автором он выражал и устно, на обсуждениях, и письменно, в книге «Архаические мифы Востока и Запада» (М., 1990). Но сколько широты, терпения, толерантности было в этих несогласиях, сколько замечаний и поправок с благодарностью приняты и исправлены! Что же касается мировоззренческих расхождений и концепций, то они, конечно, остались и остаются, иначе бы Игорь Михайлович первый потерял бы уважение к автору.

 

Особая благодарность Ларисе Смирновой и Андрею Николаеву: без них эта книга не лежала бы сейчас на столе, — они её набирали и воплотили зримо. Труднейшую и тончайшую работу по сканированию и подготовке изобразительного материала проделали мой зять Павел Гулькин и А.О. Большаков; нет предела моей признательности им за это.

 

В. Афанасьева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки