● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Г.М. Бонгард-Левин, Э.А. Грантовский. От Скифии до Индии. Загадки истории древних ариев. М.: Мысль. 1974. Г.М. Бонгард-Левин, Э.А. Грантовский

От Скифии до Индии.

Загадки истории древних ариев.

// М.: Мысль. 1974. 128 с.

См. также второе и третье издания.

Оглавление

 

«Полярные» явления. — 5

«Арктическая родина в Ведах». — 7

Миф и действительность. — 9

Арии. — 12

Перстень Скила. — 17

Скифы, сарматы, аланы, осетины. — 21

Полярная ночь за Скифией. — 24

Путь к исседонам. — 26

Восток или север? — 27

Реальная география и легендарная традиция. — 31

Снова в Индии. — 32

Молочный океан. — 36

«Страна блаженных». — 39

Недоступная Арктика. — 42

Некоторые итоги и новые проблемы. — 44

Вершины Высокой Хары. — 46

Юдхиштхира и Кей-Хосров у Великих гор. — 48

«Блаженная обитель» в иранской мифологии. — 53

Эпос скифов и античная литература. — 56

Рипейские горы в «Ригведе»? — 62

Летающие риши. — 66

Полёт Аристея. — 70

Арии и финно-угры. — 73

Царь великой державы и бог таёжного народа. — 75

Таинственный зверь шарабха. — 79

Северный шаманизм и древнейшая религия ариев. — 84

«Напиток бессмертия». — 87

Конопля, белена, мухоморы. — 89

Похищение сомы. — 93

Мифологические образы северных легенд. — 98

«Божественная комедия» и зороастрийские жрецы в «потустороннем мире». — 106

Арабские путешественники и учёные на Волге. — 113

Древние сказания помогают науке. — 115

 

Послесловие акад. А.П. Окладникова. — 120

 

Основные источники и литература. — 123

 


(/120)

Послесловие.   ^

 

В мировой археологической науке нет, пожалуй, другой такой проблемы, такого круга вопросов, которые так остро и постоянно волновали бы исследователей, как проблемы происхождения народов или, иначе говоря, этногенеза.

 

В самом деле, не только учёных-специалистов, но и широкие читательские круги занимают проблемы возникновения и развития как собственного народа, так и других народов. Здесь сталкиваются самые различные взгляды, а нередко и классовые идеологии. С одной стороны, шовинизм, расизм, колониалистекая идеология. С другой — подлинно гуманистическая идеология, передовые идеи нашего века, высшим обобщающим выражением которых в теории и на практике является ленинская национальная политика.

 

Волнует нас и многогранность этих проблем, для постановки которых необходим комплексный подход, охват материала самых различных научных дисциплин, как гуманитарных — языкознания, археологии, истории, этнографии, так и естественно-научных, начиная с физической антропологии и кончая паразитологией и геологией.

 

Среди же тех конкретных проблем, которые входят в поле зрения исследователей, занятых этногенезом, на одном из первых мест уже по её возрасту, а также и по массе посвящённой ей литературы занимает индоевропейская проблема — о происхождении столь важной для всемирной истории человечества и для истории его культуры ветви человечества, какой являются народы, говорящие на языках индоевропейской группы.

 

Открытие взаимного родства этих языков, открытие самого факта существования такой группы народов, объединяющей, с одной стороны, обитателей Индийского полуострова, с другой — жителей современного Ирана, а также Таджикистана, России, Германии, Франции и других стран Европы, было поистине лучом света в совершенно неизведанной области исследований.

 

В величественных поэмах и священных текстах древней Индии и Ирана, в книгах, написанных на санскрите и древнеиранских языках, открылись истоки древнейшей культуры, а также забытые и полустёртые или целиком стёртые в памяти потомков предания об общей некогда жизни их предков, называвших себя «ариями», — жизни на какой-то

(120/121)

общей для них территории, откуда и должны были древние индоевропейские племена распространиться в ходе сложных исторических процессов в другие страны.

 

Но какой именно была эта территория, где она располагалась и какими путями шло расселение древних индоевропейских племён из их предполагаемой прародины?

 

К этой теме нас возвращает интересная, талантливо написанная, небольшая, но ёмкая по содержанию книга Г.М. Бонгард-Левина и Э.А. Грантовского — авторов, хорошо известных своими крупными трудами по ранней истории Индии и индоиранских народов, по древнейшей истории Ирана.

 

Широкие круги читателей смогут познакомиться со многими ещё нераскрытыми тайнами древних культур, с тем увлекательнейшим и поистине богатейшим материалом, который имеется в распоряжении учёных и который ещё требует дальнейшего научного анализа. Как и следовало ожидать, как и должно было быть, авторы этой книги подошли к вопросу о происхождении индоиранцев и их прародине в комплексном плане, во всеоружии. И, при этом, со своей собственной точкой зрения, со свежими и оригинальными мыслями, которые показывают читателю старую, можно сказать извечную, тему с новой её стороны.

 

Основываясь на уже известных в науке материалах археологии, лингвистики и этнографии и сопоставляя эпическую и религиозную традицию индийцев, иранцев и скифов, авторы попытались выявить реальные основы связанных с так называемым «северным циклом» мифологических и космологических представлений древних ариев. Это позволило авторам высказать ряд принципиально важных заключений, обоснованных предположений, заманчивых гипотез.

 

В своей книге Г.М. Бонгард-Левин и Э.А. Грантовский касаются и многих других проблем: о социальной организации индоиранских племён, сложении античной традиции о Скифии, политической истории скифов, государств Ахеменидов и Сасанидов, истоков индоиранской эпической традиции и т.д. Книга называется «От Скифии до Индии». Эти географические рамки сами по себе впечатляют своим размахом. Но, перелистывая страницы, можно видеть, что в книге говорится о событиях ещё более грандиозного масштаба и не только о Восточной Европе, но и о Северной Азии — Сибири. И я сказал бы, что не без волнения читаются и те места книги, где речь идёт не только об Индии или Причерноморье, но и Приуралье, о Западной Сибири, об Алтае. Таковы страницы, где авторы рассказывают о древних контактах индоиранских племён с предками современных финно-угорских народов, о мифологических и религиозных представлениях арийских племён в связи с проблемой сибирского шаманизма и архаичных религиозных воззрений, некогда бытовавших у народов Севера. Эти вопросы представляют большой научный интерес как для индологии и иранистики, так и для уточнения многих спорных проблем истории и культуры древних народов Сибири. Здесь снова с большой силой подтверждается мысль о том, что мир и в те далёкие времена, когда древние арии пасли свой скот на просторных долинах

(121/122)

своей прародины, когда они мчались по ним на своих колесницах, сбитых медными гвоздями, был уже тесен.

 

В этой связи вспоминаются мне колесницы, выбитые на скалах нашего Алтая и Гобийского Алтая — в сердце Монголии, в колыбели кочевых цивилизаций бронзового века Евразии.

 

Нельзя не вспомнить в этом плане также и то, как неожиданно и, можно сказать, эффектно появляется металл, а вместе с ним и колесницы в далёком Китае Иньского времени. И.Г. Андерсон, которому принадлежит заслуга открытия великолепной земледельческой цивилизации в долине реки Жёлтой, у «Детей Жёлтой земли», где речь шла о предках китайцев, написал и другую интересную работу: «Путь через степи» — от Чёрного моря до Тихого океана. И нет никакого сомнения, что по этому пути в бронзовом веке действовали предки индоевропейцев, в том числе, очевидно, отдалённые предки славян. Поле действия индоевропейских племён, а вместе с тем и взаимодействия их с племенами другой, не менее великой семьи — урало-алтайской, в первую очередь с угорскими народами, впрочем, простиралось не только в степях, но и в таёжных районах Сибири. Параллельно со степным путем пролегала другая — таёжная «магистраль» древних культурных и этнических контактов, имевшая особо важное значение на раннем этапе развития бронзовой металлургии меди и бронзы, во втором тысячелетии до нашей эры. Об этом свидетельствуют широко обобщенные в книге историко-этнографические факты.

 

К ним можно добавить также и данные археологии. Ещё В.А. Городцов прослеживал связи между сейминско-турбинской бронзой и глазковской культурой Прибайкалья. Сейчас к его доводам прибавились новые факты из раскопок нашего крупнейшего знатока лесной бронзы Восточной Европы — О.Н. Бадера на Урале, томского археолога В.И. Матющенко на Западе Сибири, а также новые материалы той же глазковской и питерской культуры на Ангаре, замечательных петроглифов на Байкале в бухте Саган-Заба.

 

В целом же все эти факты направлены против попыток шовинистическо-азиацентрической трактовки прошлого народов Азии, не менее чуждой нам, чем и старый европоцентризм.

 

В нашей стране существует длительная традиция изучения истории и культуры народов Индии и Ирана, широко известны достижения отечественной школы скифоведения. Книга Г.М. Бонгард-Левина и Э.А. Грантовского успешно продолжает эти традиции. Конечно, многие загадки истории древних ариев остаются, дальнейшие дискуссии по этим проблемам ещё впереди. Более того, после выхода книги научные споры, нужно думать, разгорятся с новой силой. У одних учёных выводы авторов, возможно, вызовут несогласия. Другие найдут в ней поддержку своим взглядам.

 

Но все эти споры и обсуждения помогут учёным приблизиться к истине, будут служить дальнейшему развитию нашей науки.

 

И главное, уверен, что равнодушных читателей у этой книги не будет.

Академик А.П. Окладников


(122/123)

Основные источники и литература.   ^

 

Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М., 1949.

Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы. М., 1965.

Абаев В.И. К вопросу о прародине и древнейших миграциях индоиранских народов. — Сб. «Древний Восток и античный мир». М., 1972.

Анисимов А.Ф. Космологические представления народов Севера. М., 1959.

Анучин Д.Н. и Борзов А.А. Рельеф Европейской части СССР. М., 1948.

Бертельс Е.Э. Избранные труды, т. I. M., 1960.

Бируни. Индия (пер. А.Б. Халидова и Ю.Н. Завадовского). Ташкент, 1963.

Бонгард-Левин Г.М. и Ильин Г.Ф. Древняя Индия. М., 1969.

Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. М., 1961.

Гафуров Б.Г. Таджики. М., 1972.

Геродот. История в 9 книгах (пер. Ф.Г. Мищенко), т. I-II. М., 1888.

Гондатти Н.Л. Предварительный отчёт о поездке в Северо-Западную Сибирь. М., 1888.

Граков Б.Н. Скифы. М., 1971.

Грантовский Э.А. Индо-иранские касты у скифов. М., 1960.

Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племён Передней Азии. М., 1970.

Дандамаев М.А. Иран при первых Ахеменидах. М., 1963.

Залеман К.Г. Очерк истории древне-персидской, или иранской, литературы. — «Всеобщая история литературы», вып. I. СПб., 1880.

«Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований». М., 1959.

Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956.

Латышев В.В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе, т. I-II. СПб., 1893-1906.

Литвинский Б.А. Древние кочевники «крыши мира». М., 1972.

Луконин В.Г. Культура сасанидского Ирана. М., 1969.

«Махабхарата». Книги I, II, IV (пер. В.И. Кальянова). М.-Л., 1950-1967.

«Махабхарата» (пер., введение, примечание Б.А. Смирнова), т. I-IX. Ашхабад, 1955-1972.

Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком. СПб., 1884.

Овсянико-Куликовский Д.Н. Культ божества «сома» в древней Индии в эпоху Вед. Одесса, 1884 («Записки Новороссийского университета», т. 39).

Окладников А. П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. М.-Л., 1955. [ / МИА №43 ]

Пьянков И.В. J. Bolton, “Aristeas...” (Рец.) — «Вестник Древней истории», 1967, №4.

«Ригведа. Избранные гимны» (пер. Т.Я. Елизаренковой). М., 1972.

Руденко С.И. Горноалтайские находки и скифы. М.-Л., 1962.

Смирнов А.П. Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья. М., 1952.

Софокл. Трагедии, (пер. С.В. Шервинского). М., 1954.

Теплоухов Ф.А. Древности пермской чуди в виде баснословных людей и животных. — «Пермский край», т. II, 1893.

Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.

Тревер К.В. Сэнмурв-паскудж, собака-птица. Л., 1937.

Хенниг Р. Неведомые земли, т. I. M., 1961.

Чернецов В.Н. Вогульские сказки. Л., 1935.

Чернецов В.Н. К вопросу о проникновении восточного серебра в Прикамье. — Труды Института этнографии», т. I. М.-Л., 1947.

(123/124)

Фирдоуси. Шах-намэ (пер. Ц.Б. Бану-Лахути), т. I-IV. М., 1957-1969.

Штернберг Л.Я. Первобытная религия. Л., 1936.

Эсхил. Трагедии. М.-Л., 1937.

 

“Avesta”. Übersetzt von Fr. Wolff. Strassburg, 1910.

Bhattacharji S. The Indian Theogony. Cambridge, 1970.

Bolton J. Aristeas of Proconnesus. Oxford, 1962.

Gignoux P. L’Inscription de Kartir à Sar Maŝhad. — “Journal Asiatique”, t. 256 (1968).

Holmberg U. Finno-ugric, Siberian. — “The Mythology of All Races”, vol. IV. Boston, 1927.

Harmatta J. Sur l’origine du mythe des Hyperboréens. — “Acta Antiqua”, t. III, 1-2. Budapest, 1955.

Kannisto A. Wogulische Volksdichtung, I. Helsinki, 1951.

Meuli К. Scythica. — “Hermes", 1935.

Munkacsi B. Das altindische Fabeltier Çarabhas. — “Keleti Szemle”, t. 9 (1908).

Nyberg H. Die Religionen des alten Iran. Leipzig, 1938.

Patkanov S. Die Irtysch-Ostjaken und ihre Volkspoesie, I-II. Spb., 1897-1900.

Tilak B. The Arctic Home in the Vedas. Bombay, 1903.

Wasson R. Soma. Divine Mushroom of Immortality. New York, 1968.

Wikander S. Sur le fonds commun indo-iranien des épopées de la Perse et de l’Inde. — “La Nouvelle Clio”, 1950, N7.

 

Рисунки №1-3 воспроизведены по журналу «Курьер ЮНЕСКО».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки