главная страница / библиотека / обновления библиотеки

М.А. Дэвлет. Петроглифы Енисея. История изучения (XVIII — начало XX вв.). М.: 1996. М.А. Дэвлет

Петроглифы Енисея.

История изучения (XVIII — начало XX вв.).

// М.: ИА РАН. 1996. 250 с. ISSN 0868-586X

Прим. сайта: в 1990-х гг. с этим же ISSN
выходил ряд изданий ин-та этнографии.

Содержание

 

Вступление. — 3

 

Академические экспедиции XVIII в. — 6

Изучение петроглифов Енисея в начале — третьей четверти XIX вв. — 16

Изучение наскальных изображений в последней четверти XIX — начале XX вв. — 42

И.Т. Савенков. — 68

А.В. Адрианов. — 102

 

Заключение. — 236

 

Литература. — 237

Список сокращений. — 248

 

 

 

 

 

 

 


 

Вступление.   ^

 

Наскальные изображения бассейна Среднего и Верхнего Енисея стали объектом изучения уже свыше двух с половиной столетий. Здесь работало несколько поколений исследователей. Среди них были иностранцы — участники академических экспедиций, путешественники, описывающие петроглифы наряду с другими достопримечательностями. Были местные любители древностей и лица, случайно посещавшие сибирские писаницы. Были и те, чьи наблюдения легли в основу истинно научного подхода к подобным историческим памятникам. Воссоздать живую историю исследования петроглифов Енисея — важная задача.

 

Бассейн Верхнего и Среднего Енисея — один из интереснейших на историко-культурной карте Евразии. Здесь в различные исторические эпохи археологи отмечают стык самых разнообразных археологических культур. Отсюда простирались прямые или опосредованные культурные связи вплоть до Восточной Европы или же Дальнего Востока. Здесь локализовалась область яркого и самобытного древнего искусства.

 

Интерес к памятникам первобытного творчества, в частности к петроглифам Енисея, вполне закономерен. Это — ценнейший источник наших знаний о жизни людей в те далёкие бесписьменные времена, о которых мы можем

(3/4)

составить представление только по археологическим свидетельствам. В то же время наскальные рисунки являются яркими образцами искусства прошлого, позволяющими судить о путях эволюции первобытного творчества.

 

Наскальные изображения — наиболее общий термин, включающий в себя как рисунки, выполненные краской, так и выбитые, выгравированные, протертые, прошлифованные. Термин «петроглифы» заимствован из научной литературы Запада и в строгом смысле должен означать выбитые изображения в противоположность терминам «писаницы» и «росписи», которые означают рисунки, нанесённые краской. Однако в отечественных исследованиях о наскальном искусстве чёткого разграничения терминов не существует. Традиционно местное сибирское слово «писаницы» означало как нарисованные краской, так и выбитые фигуры, линии и знаки, поэтому в специальной археологической литературе в термины «наскальные рисунки», «петроглифы», «писаницы» чаще всего вкладывается одинаковое содержание. Всё же отдельные авторы избегают использовать их в качестве синонимов, предпочтительно называя росписи наскальными рисунками, а выбитые изображения — петроглифами.

 

По крупицам необходимо собрать весь фонд источников, чтобы новое для нас не стало хорошо забытым старым. Дело в том, что целый ряд недавних открытий как полевых, так и из области идей, на проверку оказываются далеко не новыми. Приведу пример. Более трёх десятилетий назад А.Н. Липский, до того уже много лет занимавшийся изучением наскальных изображений и каменных изваяний бассейна Среднего Енисея, выступил на заседании Сектора неолита и бронзы Института Археологии АН СССР с докладом о своих открытиях писаниц на юге Красноярского края. Констатировалось, что на Среднем Енисее писаницы, выполненные охрой, встречены впервые. В отчёте «Наскальные рисунки, выполненные охрой, на Енисее и в Саянах» он писал, что «до сего

(4/5)

времени мне, да и вообще, не были известны в Южной Сибири древние рисунки, нанесённые краской». [1] Между тем исследователям прошлого было известно, что рисунки, выполненные минеральной краской, встречаются повсеместно, хотя и реже, чем выбитые или резные. Писаницы Джойского порога и Сосновки Джойской, о которых сообщал Липский, были в 1907 г. обследованы, а на следующий год опубликованы А.И. Булгаковым, в 1901 г. зафиксированы и описаны А.В. Адриановым. Их упоминали исследователи XIX в. со ссылкой на сообщение видевшего эти писаницы минусинского торговца и золотопромышленника Г.П. Сафьянова. Видимо, о них же писал Николай Спафарий более трёх столетий назад. К шестидесятым годам XX в. о них забыли, как и о некоторых других известных в прошлом местонахождениях. Можно привести примеры повторных открытий и из мира идей.

 

Я считаю нужным вернуть к новой жизни материалы и сведения о писаницах этого региона, часто разбросанные в редких и редчайших изданиях прошлого и начала XX в., хранящиеся в различных архивах, по мере возможности воссоздать историю их изучения, вспомнить о замечательных людях — исследователях наскального искусства Енисея.

 


 

[1] Липский А.Н. Наскальные рисунки, выполненные охрой на Енисее в Саянах // Архив ИА РАН. Р-1. №1553. Л. 1.

 


 

(/236)

 

Заключение.   ^

 

Дореволюционный период характеризовался значительными достижениями в деле изучения петроглифов. Были собраны сведения о большинстве ныне известных памятников, составлена археологическая карта местонахождений петроглифов, были сделаны попытки наметить предварительную относительную последовательность некоторых сюжетов наскальных изображений.

 

В дореволюционный период были намечены основные пути к дешифровке петроглифов, к объяснению их возникновения — теории магическая, мифологическая, мемориальная. Однако многими исследователями, особенно в период до последней четверти XIX в., петроглифы рассматривались вместе с древними надписями, эти материалы не дифференцировались.

 

Однако огромные материалы, накопленные главным образом в результате работ А.В. Адрианова, ещё не стали историческим источником, поскольку не были в своей массе датированы.

 

Археологические исследования 1920-1930-х гг. в Южной Сибири ознаменовались созданием новой источниковедческой базы, накоплением систематизированного контрольного материала, необходимого для решения вопроса о происхождении и развитии древних культур, проведением предварительных хронологических подразделений и установлением последовательности культурно-исторических эпох, что в дальнейшем создало надёжную базу для хронологического определения памятников наскального искусства, для того, чтобы они смогли стать полноценным историческим источником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки