главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова. Омск: 1987. Часть 2. Г.В. Длужневская

Классификация погребально-поминальных комплексов енисейских кыргызов IX-XII вв.

// Исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова. ТДК. [Часть 2]. Омск: 1987. С. 170-174.

 

Методика полевых исследований, согласно которой изучение сооружения, кургана, ограды, могилы начинается с самого начала их раскопок, разрабатывалась М.П. Грязновым по крайней мере с 1961 года, когда он выступил с докладом «Курган как архитектурный памятник» (Грязнов, 1961). Такой подход позволяет получать наиболее полную информацию о памятнике на разных уровнях исследования, в частности: тип наземного сооружения, пос-

(170/171/172/173)

ледовательность действий людей при свершении погребального обряда, внутренняя хронология могильников и так далее. Применение данной методики при изучении средневековых могильников в Туве позволило выявить различные конструкции наземных сооружений (Кызласов, 1965; Длужневская, Овчинников[а], 1980). Всё известное разнообразие сооружений енисейских кыргызов IX-XII вв. сводится к четырём типам курганов и оград, и четырём типам выкладок и двум — оградок (см. рис.). Как один из признаков наземные сооружения учитываются в классификации погребально-поминальных комплексов, показывавшей многовариантность погребального обряда.

 

(стр. 171)

(стр. 172)

Наземные сооружения.

(Открыть рис. в новом окне)

Типы комплексов.

(Открыть табл. в новом окне)

 

Кроме наземного сооружения, учитываются следующие признаки: 1) наличие кальцинированных костей человека; 2) вещи в могиле со следами погребения в огне; 3) отдельные обожжённые кости животных; 4) отдельные необожжённые кости животных; 5) необожжённые кости животных, лежащие в анатомическом порядке; 6) единичные вещи в могиле, без следов огня; 7) вещи в «тайнике», без следов огня; 6) «особые» камни; 9) остатки колышков. Комплексы разделяется на две группы: I — комплексы с сожжением; II — комплексы без следов огня. Типы комплексов внутри групп представляет собой разные сочетания названных признаков. В таблице 2 комплексы обозначены римскими цифрами; типы комплексов — арабскими; варианты типов — строчными литерами.

 

Выделяются: I-1) погребальный тип — курган, или ограда с кальцинированными костями человека, с вещами со следами огня и отдельными обожжёнными костями животных. Тип образуют наличие в кургане или ограде следов трупосожжения и других следов огня при отсутствии прочих признаков; I-2, 3) погребально-поминальный тип — курган или ограда с одним или несколькими погребениями с признаками трупосожжения, с вещами и костями животных без следов огня в той же или сопутствующих им грунтовых ямах, а также с ямками-«тайниками»; I-4) кенотаф — курган или ограда с признаками погребения с сожжением, но без кальцинированных и других костей человека. Такое определение кенотафа применительно только для обряда трупосожжения на стороне. Отступая от изложения, скажем, что М.П. Грязнов, проявлявший особый интерес к кенотафам (Грязнов, 1982), согласился с таким пониманием кенотафа для обряда кремации. II-1) поминальный тип —

(173/174)

курган или ограда с вещами и костями животных без следов огня при полном отсутствии признаков трупосожжения человека. Судя по соотношению с погребальными комплексами, поминальные связаны со специальными приношениями сразу же после захоронения или через определённый промежуток времени; II-2) ритуальные выкладки и оградки, под которыми иногда встречаются отдельные необожжённые кости животных, отличаются от поминального типа комплексов прежде всего типом наземных сооружения и их размерами; II-3) меморативные комплексы неопределённого назначения («пустые») — курган или ограда без каких-либо признаков погребения или поминания в своём внутреннем пространстве.

 

Предлагаемая классификация памятников основана на материалах из Тувы, однако, возможно её принципиальное применение и для других территорий, и для погребений другого времени и культурной принадлежности, совершённых по обряду трупосожжения на стороне. Даже для территории Минусинской котловины эта схема будет дополнена неизвестными в Туве вариантами, например, «кенотаф» VI-VIII вв. с захоронением головы лошади (Худяков, 1980). Классификация комплексов показывает исключительную сложность погребального, а точнее — погребально-поминального обряда енисейских кыргызов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки