главная страница / библиотека / обновления библиотеки

А.М. Досымбаева. Культурный комплекс тюркских кочевников Жетысу. II в. до н.э. — V в. н.э. (по материалам археологии). Алматы: 2007. А.М. Досымбаева

Культурный комплекс тюркских кочевников Жетысу.

II в. до н.э. — V в. н.э. (по материалам археологии).

// Алматы: 2007. 216 с. ISBN 9965-9675-5-5

Светлой памяти археолога Кемаля Акишева посвящается.

Оглавление

 

Введение. — 6

 

Глава I. Историографический обзор проблемы. — 12

1.1. Археологическое изучение погребальных памятников II в. до н.э. — V в. н.э. — 12

1.2. О локализации усуней по сведениям древних китайских письменных источников и их миграции на территорию Жетысу (Семиречья). — 23

 

Глава II. Погребальные памятники Жетысу (Семиречья). — 29

2.1. Погребальные сооружения. Типы погребений. — 29

2.2. Погребальный инвентарь. Сосуды, предметы вооружения, ножи, пряжки, предметы женского туалета, подвески. — 36

 

Глава III. Вопросы хронологии и периодизации погребальных комплексов Жетысу (Семиречья). — 54

3.1. Памятники II в. до н.э. — I в. н.э. — 54

3.2. Погребальные памятники II-V вв. н.э. — 58

 

Глава IV. Особенности этнокультурного процесса в описываемый период. — 63

 

Заключение. — 78

 

Список литературы. — 79

Conclusion. — 90

Түйiн. — 91

Иллюстрация. Карта расположения могильников Жетысу (Семиречья). — 92

Таблица 1. Могильники, подкурганные погребения. — 94

Таблица 2. Структура наземного погребального сооружения. — 146

Таблица 3. Количественное распределение типов погребений. — 149

Таблица 4. Типы перекрытий погребальных камер. — 152

Таблица 5. Типы захоронений: положение, ориентировка. Дополнительные признаки. — 156

Таблица 6. Распределение различных видов инвентаря в погребениях. — 160

Таблицы [иллюстрации] 7-42. — 164

Легенда к карте. Список могильников. — 199

Литература к списку памятников. — 203

Список иллюстраций к таблицам 7-42. — 204

Список сокращений. — 214

 


 

(/78)

Заключение.   ^

 

История населения Семиречья в период с конца 1-го тыс. до н.э. и в первой половине 1-го тыс. н.э. проходит в русле общего хода культурно-исторического процесса населения Центральной Азии.

 

В результате исследования погребального обряда, типов погребений, инвентаря установлено, что в период II в. до н.э. — I в. н.э. на территории Жетысу идёт процесс становления культуры кочевников, нашедший отражение в памятниках сако-сарматского круга. Характерные черты погребальных конструкций и обряда этого периода укладываются в общую схему культурно-исторического процесса с тем лишь различием, что сакский компонент на этом этапе, естественно, остаётся ведущим.

 

В памятниках второго периода, во II-V вв. н.э., в погребальном обряде и составе инвентаря наблюдаются значительные изменения. Наряду с погребальными памятниками первого периода, продолжающими своё бытование на земле Жетысу, появляются и другие. Новые погребальные комплексы, представленные подкурганными грунтовыми погребениями с перекрытиями из дерева, жердей, с сосудами, близкими по типу керамике из памятников осёдло-земледельческого круга и типам сосудов из средневековых тюркских курганов, свидетельствуют о культуре населения, носителями которых были племена а-сманов (у-суней), исконно населявших земли разных регионов Туркестана.

 

Ранний этап этногенеза племенного объединения а-сманов, становление от небольшого владения до государственности, как по сведениям письменных источников, так и по археологическим данным проходит на территории Восточного Туркестана. Локализация государства Усуней во II-V вв. н.э. на территории Жетысу устанавливается в результате сопоставления комплекса фактов (письменные источники, археологический материал). В целом, процесс становления культуры тюрков-кочевников регионально проходит на территории собственно Туркестана (в широком, геопространственном понимании данного термина) и хронологически охватывает период конца 1-го тыс. н.э. — 1-й пол. 1-го тыс. н.э.

 

С другой стороны, памятники предшествующего периода продолжают своё существование на новом этапе, сохраняя отдельные элементы традиционной культуры. Особенностью этнокультурного процесса 1-й половины 1-го тысячелетия нашей эры является фактор взаимодействия и взаимовлияния культур в условиях одного хозяйственно-культурного типа, в рамках единой среднеазиатско-казахстанской историко-культурной области. Следствием «консолидации пёстрой этнической номенклатуры, нивелировки культуры и взаимодействия языков и диалектов, сложения единого языка и антропогенеза, происходивших в рамках первых государственных образований хунну, усуней, тюрков ... явилось начало сложения тюркоязычного народа и формирование одного из первых тюркских государств на территории Казахстана» (Акишев, 1988, с. 98; 1997, с. 16).

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки