главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Т.А. Габуев. Аланские княжеские курганы V в. н.э. у с. Брут в Северной Осетии. Владикавказ: 2014. Т.А. Габуев

Аланские княжеские курганы V в. н.э.
у с. Брут в Северной Осетии.

// Владикавказ: 2014. 184 с. ISBN 978-5-91139-280-2

 

аннотация: ]

Монография посвящена публикации материалов аланского курганного могильника Брут 1 в РСО-Алания. Курганы принадлежали воинской аристократии и содержали вещи из золота и серебра, инкрустированные гранатами. Эти вещи относятся к полихромному стилю ювелирного искусства эпохи Великого переселения народов и можно предположить их производство в Сасанидском Иране. Они могли быть дипломатическими дарами, поступившими к аланам от Сасанидов. Анализ вещей позволил реконструировать подвеску меча и двух кинжалов, а также двух оголовий конской упряжи. Сопоставление погребений могильников Брут 1 и Брут 2, позволило разделить их на социальные группы, указывающие на структуру аланского общества в данную эпоху.

 

Содержание

 

Введение. — 6

 

Глава 1. Описание погребений и погребального инвентаря. — 8

Глава 2. Погребальный обряд. — 32

Глава 3. Реконструкция воинского снаряжения и экипировки коня. Характеристика инвентаря. Аналогии и датировки. — 43

Глава 4. Кому принадлежали курганы у села Брут? — 75

 

Заключение. — 95

 

Библиография. — 97

Список сокращений. — 105

 

Приложение 1. Хохлова О.С., Хохлов А.А. Палеопочвы курганного могильника Брут 1. — 106

Приложение 2. Гольева А.А. Палеоботанические исследования курганного могильника Брут 1. — 113

 

Иллюстрации [Рис. 1-67]. — 117

 


 

Заключение.   ^

 

Мы знаем, что курганы у села Брут в Северной Осетии принадлежали аланской элите. Самые богатые — курганы №2 и 7, видимо, можно связать с правящим аланским родом. А курган №2, скорее всего, являлся могилой правителя алан этой территории, поскольку по пышности и богатству погребального инвентаря он сопоставим со многими самыми богатыми «королевскими» захоронениями Западной и Центральной Европы. Остальные курганы, хотя и были ограблены в древности, тем не менее содержали остатки инвентаря из золота и серебра и обломки клинкового оружия. Это позволяет характеризовать данный могильник как кладбище аланских правителей и, возможно, их дружины.

 

В настоящий момент нельзя с полной уверенностью утверждать о наличии у аланских правителей в этот период дружины. Но мы можем констатировать, что брутские курганы оставлены группой воинской элиты, а не народа-войска. Возможно, в рассматриваемое время это была группа воинов, связанная с правителем кровнородственными или клановыми отношениями, и процент этой воинской аристократии был невелик. Великолепное оружие и конское снаряжение, найденное в брутских курганах, свидетельствует не только о богатстве и знатности их обладателей, но и о включенности алан в активные международные отношения. Ведь скорее всего, лучшие образцы брутских золотых находок изготавливались не в местных мастерских, а оказаться здесь они могли или в качестве военного трофея, или, что более вероятно, — дипломатических даров.

 

Золотые брутские вещи являются истинными произведениями искусства и выполнены в технике, названной в науке «полихромным стилем гуннской эпохи». В Европе этот стиль благодаря обилию предметов с перегородчатой инкрустацией получил название «клуазоне». И та и другая формулировка не до конца верна, поскольку, как было показано выше, вещи этого стиля существовали и до гуннской эпохи, и после, а перегородчатая инкрустация (собственно клуазоне) не исчерпывает всего многообразия особенностей, характеризующих этот вид искусства. Но не в терминах дело. Для этого стиля характерны определённые технические, технологические и стилистические особенности, отличающие его от ювелирного искусства предшествующих эпох степей Евразии. Важным отличием этого стиля от ювелирных традиций, например, скифского или ювелирного искусства сарматской эпохи 13 [сноска: 13 В данном случае мы не будем касаться предметов, выполненных в «сердоликовом» стиле 2-й пол. III — IV в. н.э., поскольку предметы этого стиля, выполненные в мастерских Пантикапея и Херсонеса и поступавшие кочевой знати в качестве даров, были немногочисленны и имели короткий период бытования [Яценко, Малашев, 2000].] является почти полное отсутствие зооморфных мотивов и свободное расположение на предмете цветных вставок, никак с формой предмета не связанных. Кроме того, изменяется и цветовая гамма. Если в предшествующее время преобладали вставки бирюзового и голубого цвета, то теперь эффект многоцветности достигается сочетанием золотого фона с красным цветом гранатовых вставок. Не останавливаясь на проблеме происхождения этого стиля, поскольку этот вопрос сложен, окончательно не решён и не раз, как было указано выше, освещался в научной литературе, отмечу следующее.

 

Распространение этого стиля на огромном пространстве происходило из-за «моды» на столь престижные изделия, которую элиты общества перенимали очень быстро. Причиной ей были не только непосредственные контакты (военные, политические, дипло-

(95/96)

матические, торговые и пр.) варварских элит с крупнейшими политическими центрами, какими являлись Иран и Византия, но и опосредованные, через территории, подвластные или находившиеся под политическим и культурным влиянием этих двух великих держав. Причём под влиянием Византии оказались западные области распространения полихромного стиля, а под влиянием Ирана — восточные. На Северном Кавказе этот водораздел, видимо, проходил по линии нынешних Кавказских Минеральных Вод. Воспринятая варварской верхушкой «мода» передавалась в упрощённом и не столь пышном виде остальным членам того или иного сообщества. Механизмы подобного культурного взаимодействия сложны и ещё не выяснены до конца. Но хотелось бы обратить внимание на один аспект, отличающий этот ювелирный стиль от, например, полихромного звериного стиля сарматского времени (подборку вещей этого стиля см. [Мордвинцева, 2003]).

 

Если сравнить многие из престижных вещей, выполненных в последнем из упомянутых стилей, с любой из самых значимых гуннской эпохи, то мы увидим следующее. Изображения на предметах сарматского времени являются не просто декором, украшавшим эти вещи, а неким сакральным «текстом», несущим магическую, религиозную и идеологическую нагрузку. Этот «текст» был понятен какой-то одной группе людей и чужд другой. Иными словами, он отражал идеологические представления некоего культурного массива (в данном случае ираноязычных народов), а представителями других этнических групп мог восприниматься всего лишь как декор на красивых и дорогих вещах.

 

Что касается полихромного стиля гуннской эпохи, то его главной отличительной особенностью является то, что он возник как вполне формализованный вид искусства, способный удовлетворить эстетические потребности представителей различных культур. Свидетельство тому — огромная территория распространения изделий полихромного стиля — от Сибири и Алтая до Испании, включавшая разные этнические массивы. Этот стиль не нёс, по крайней мере на первый взгляд, религиозной и идеологической нагрузки и поэтому легко воспринимался представителями различных культурных традиций.

 

Одним из носителей этого вида искусства были аланы Центрального Предкавказья, которым и принадлежали курганы у с. Брут. Несмотря на то что многие изделия полихромного стиля из Брута имеют аналогии среди предметов Европы, следует отметить стилистические особенности брутских находок, и в первую очередь из кургана №2, которые указывают на их восточное и скорее всего иранское происхождение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки