главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Вып. 3. Материалы III Междунар. науч. конф. (Улан-Батор, 5-9 сентября 2012 г.). Т. 2. Улан-Батор: Изд-во Монг. гос. ун-та. 2012. Т.Н. Глушкова, Н.В. Полосьмак

Технологическая характеристика ковров из Ноин-Улы.

// Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Вып. 3. Улан-Батор: 2012. Т. 1. С. 153-157.

 

Ноин-улинские ковры — феномен, известный в науке по результатам раскопок одноименного памятника в Монголии, которые производились в 20-е годы XX в. и в начале XXI в. (Руденко, 1962; Полосьмак, Богданов, Цэвээндорж, 2012).

 

Этот тип текстильных изделий неоднократно подвергался специальному исследованию: в конце 1920-1930-е годы ковры изучались в Институте исторической (археологической) технологии (Технологическое изучение...), в 1950-1960-е гг. — С.И. Руденко (Руденко, 1962), в 80-90 гг. китайские шёлковые и вышитые ткани были детально изучены Е.И. Лубо-Лесниченконко (Лубо-Лесниченко, 1958; 1961; 1994). В начале XXI в. были получены новые, ещё до конца не изученные материалы, частично опубликованные на сегодняшний день (Полосьмак, 2010, 2011; Елихина, 2010). В результате всех этих исследований было сделано общее описание имеющихся материалов, особенно подробно материалы представлены в работе С.И. Руденко; получены и опубликованы технологические характеристики текстильных полотен.

Текстильные шерстяные и шёлковые материалы из раскопок монголо-тибетской экспедиции П.К. Козлова 1924-1925 гг. в конце 1920-х годов изучались одновременно двумя группами. Московская группа (Текстильный институт), применила для этого классический анализ технологического направления. Ленинградская группа, костяк которой составили специалисты Института археологической технологии, которые обращались за консультациями к специалистам отдельных лабораторий Технологического института, Политехнического института, лаборатории по исследованию текстиля Высших кооперативных курсов Центросоюза, гистологической лаборатории Института опытной агрономии и др. учреждений Ленинграда, применили приёмы товароведческого. [так в тексте] Однако обе группы получили примерно одинаковые результаты для создания технологической характеристики текстильных полотен (Технологическое изучение..., с.2-3). В публикации был сделан вывод о том, что по изученным тканям возможно выявить высоко развитую технику прядения и ткачества (Технологическое изучение, 1932, с. 3). В работе были описаны текстильные образцы от 4 ковров, представленных кусками. В описании содержится характеристика общего состояния образцов, даются параметры нитей (тонина в современных метрических единицах, указано направление и величина крутки в одинарных и двойных кручёных нитях), диагностирована структура ткани гроденаплевого переплетения с разным

(153/154)

количеством утков, описаны способы изготовления вышивок и нити, которыми они были выполнены.

 

Это подробное описание было воспроизведено в работе С.И. Руденко со ссылками на А.А. Воскресенского и Н.П. Тихонова в несколько обобщённом виде без указания на отдельные образцы. Также в обобщающем труде С.И. Руденко были представлены войлочные ковры, описание которых отсутствовало у его предшественников. В характеристике войлочных ковров содержится информация об изображениях, швах, с помощью которых они были выполнены, разнообразных способах декорирования полотен этих изделий с помощью вышивки, простёжки и аппликации. Главным достоинством работы С.И. Руденко являются подробные иллюстрации, где представлен общий вид изделий, отдельные наиболее информативные их фрагменты. Визуализированный таким способом материал становится более понятным и «объёмным» для восприятия, даёт больше возможностей для сравнения.

 

По материалам раскопок на могильнике Ноин-Ула в начале ХХI в. было обнаружено три ковра — два (на войлочной основе и т.н. завеса) в 20 кургане и один (завеса) — в 31. Над изучением ковров из раскопок под руководством одного из авторов статьи трудился целый коллектив специалистов. Они были тщательно реставрированы и сохранены группой специалистов под руководством реставратора высшей категории Н.М. Синицыной, а также подверглись специальному изучению: был проведён материаловедческий и структурный анализ материала, реконструкция способов изготовления полотен (в этой работе принимала участие О.В. Орфинская). Одной из важных составляющих исследования является описание технологических характеристик, которое выявило большое сходство с уже опубликованными материалами.

 

Общим во всех тканых коврах из Ноин-Улы являются характеристики сырья (шерсть, использование как пуха, так и переходного волоса в тонких полотнах, более грубых волокон для узких полотен, украшающих ковры — тесьмы и т.д.); характеристики структуры и плотности нитей в текстильных полотнах; цветовая гамма самих тканей и нитей для вышивки; аналогичные приёмы и орнаменты вышивок; способы декорирования полотен ковров (оформление тесьмой разной ширины и разного способа получения); размеры и способы сшивки отдельных полотнищ ткани (чередование продольных и поперечных полос).

 

На шерстяных завесах вышиты изображения людей и животных. Все персонажи — мужчины европеоидного типа, одетые в иранские костюмы. Они изображены в сценах, связанных с сакральными действиями — жертвоприношениями божеству, либо в сценах битвы.

 

Всю совокупность известных из Ноин-Улы на сегодняшний день текстильных ковров возможно классифицировать по следующим признакам: сырьё; способ изготовления текстильного полотна (способ переплетения нитей в полотне ткани, соотношение направления кручения нитей и их тонины в основе и утке); его технологические характеристики (параметры тонины и крутки нитей, плотности нитей основы и утка в текстильных образцах, структура образцов); способу декорирования полотен (вышивки, аппликация и т.д.).

 

Все представленные в публикациях, а также среди неопубликованных материалов ковры шерстяные, по этому признаку они относятся к одному типу.

 

По способу изготовления они подразделяются на войлочные и тканые.

 

Войлочные ковры представлены образцами из Кондратьевского, 6, 25 и 20 курганов. Они декорировались простёжкой сухожильными нитками по центру изделия

(154/155)

ромбами или спиралями; аппликацией из кожи и войлока по периметру; вышивкой отдельных фигур тамбурным швом (Руденко, 1964 [1962], с. 56).

 

Тканые ковры неоднородны, можно выделить изделия из толстого грубого полотна (ковры-килимы) полотняного переплетения с репсовым эффектом и более тонкие из полотен ткани полотняного переплетения (завесы), обшитые тканой тесьмой.

 

Наиболее распространённым изделием являются ковры-завесы, которые изготавливались из довольно тонких шерстяных полотен полотняного переплетения, как правило, красного цвета. Отдельные куски однотипных полотен сшивались попеременно в поперечном и продольном направлениях для обеспечения большей однородности, чтобы ткань меньше вытягивалась и лежала ровнее. Кромки в поперечных полотнищах срезались, чтобы они не стягивали ткань по ширине, затем куски подшивались по краям и соединялись встык.

 

Для изготовления этих тканей брались шерстяные нити тониной от 0,1 до 0,2 мм в основе и утке. Крутка нитей в полотнах могла быть различной, наиболее часто встречающийся вариант — использование двойных кручёных нитей в основе (Z2S) и одинарного утка (Z-кручения). Однако встречается текстиль с одинаковыми одинарными нитями в основе и утке Z-кручения. В случае, когда использовались двойные основы и одинарные утки при полотняном переплетении образуется т.н. «репсовый эффект», который характеризуется появлением незначительно выступающих на поверхности полотна вертикальных полос. При использовании нитей одинаковой структуры Z-кручения или нитей примерно одинаковой тонины образуется более однородное и тонкое полотно полотняного переплетения. Среди ковров-завесов встречаются экземпляры, отмеченные ещё А.А. Воскресенским [и] Н.П.Тихоновым, где применялось по 2 аналогичных утка, результатом чего было изготовление тканей «с бархатной поверхностью», когда плотность по утку в 2 и более раза больше плотности по основе (уточный репс). Все эти приёмы были хорошо известны мастерам и широко использовались для изготовления тканей, которые становились основой вышивок.

 

Вышивки на коврах-завесах выполнялись однотипно: сначала по контуру вышивки прокладывалась двойная кручёная нить, обрамляя таким образом фигуру вышивки. Затем в пределах обозначенного контура поверхность ткани заполнялась нитями разных цветов и оттенков в соответствии с рисунком, причём выложенные на полотне нити закреплялись способом «вприкреп» аккуратными косыми стежками более тонкими нитями на всём их протяжении и по краям, где они поворачивались в другую сторону. Это позволяло получить рельефную вышивку, которая в ряде случаев сохранялась намного лучше тонкого полотна самой основы ковров. Кроме того, в бордюрах, окаймляющих поле вышитых различными сюжетами ковров, использовались и другие способы вышивки отдельными стежками техникой «вперёд иголку».

 

Текстильные полотна, составляющие сами ковры-завесы, неоднородны. Они имеют центральные вышитые полотна, которые окаймляются бордюрами из аналогичных кусков основной ткани, вышитых совершенно другими сюжетами и другой техникой. Затем полотна ковров окаймляла довольно широкая полосатая тесьма из нитей жёлтого и красного цветов. Полотна тесьмы по своим технологическим характеристикам значительно отличаются от основного полотна завес по способу изготовления, что нашло отражение в соотношении плотности нитей по основе и утку. В отличие от уже описанных тканей, плотность по основе в несколько раз превышает плотность по утку, который значительно разрежен и часто не виден на поверхности ткани (оснóвный репс). Тесьма не украшалась вышивками, так как для её изготовления использовался иной способ декорирования — использование разных по цвету нитей в основе для получения продольных полос.

(155/156)

 

Рассмотренные виды тканей с различными технологическими характеристиками позволяют выделить их виды: ткани стандартного полотняного переплетения; ткани полотняного переплетения с использованием двух утков; ткани полотняного переплетения с большой плотностью по основе и значительно меньшей плотностью по утку (основный репс тесьмы); ткани с большой плотностью по утку, меньшей по основе, когда в основе используются двойные нити, кручёные из двух одинарных нитей (ковёр-килим).

 

Видовое многообразие текстильных полотен и разных способов их изготовления позволяет констатировать, что они произведены в разных технологиях на разных ткацких приспособлениях. Сосредоточение их в одном месте, в ряде случаев в одном изделии можно объяснить как импортом готовых полотен (ковры-завесы), так и наличием местных центрально-азиатских традиций получения текстильных полотен (войлоки). Некоторые образцы требуют дальнейшего изучения и в первую очередь в сравнительном плане с имеющимся комплексом источников с соседних территорий и продукции известных на тот период текстильных центров.

 

Литература.   ^

 

Лубо-Лесниченко Е.И. Из истории техники производства художественных шелковых тканей в древнем Китае // Труды ГЭ. — Л., 1958. — Т.II. — С.46-50.

Лубо-Лесниченко Е.И. Некоторые термины для шёлковых тканей в древнем Китае // ТГЭ. — 1961. — Т. V. — С. 64-65.

Лубо-Лесниченко Е.И. Китай на шёлковом пути (шёлк и внешние связи древнего и раннесредневекового Китая). — М: Изд.фирма «Восточная литература», 1994. — 332 с.

Руденко С.И. Культура хуннов и ноинулинские курганы. — М-Л: Изд-во Академии наук СССР, 1962. — 205 с.

Полосьмак Н.В. «Мы выпили Сому, мы стали бессмертными» // Наука из первых рук. — №3(33). — Новосибирск, 2010. — с. 50-57.

Полосьмак Н.В. История, вышитая шерстью // Наука из первых рук. — № 2(38). — Новосибирск, 2011. — с. 112 -133.

Полосьмак Н.В., Богданов Е.С., Цэвээндорж. Двадцатый Ноин-улинский курган. — Новосибирск: Инфолио, 2012 [2011]. — 184 с.

Технологическое изучение материалов курганных погребений Ноин-Ула / Под ред. А.А. Воскресенского, Н.П. Тихонова // Известия ГАИМК, — T.XI. — Вып.7-9. — Ч. I. — Ткани. — 1931-1932. — С. 1-107.

Елихина Ю.И. Бактрийские ткани из коллекции Государственного Эрмитажа // Древние культуры Евразии. Материалы международной научной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения А.Н. Бернштама. — СПб.: РАН ИИМК, 2010. — с. 153-156.

 

Summary

T.N. Glushkova, N.V.Polosmak

Technological characteristics of the carpets from Noin-Ula.   ^

 

The Noin-Ulinskiye carpets are phenomena famous in the science known due to the significant site's excavation in Mongolia in the XX-XXI century. This kind of textile was exposed to some special search at various times. As a result the general description of present materials was done. The three carpets were discovered adapted from the excavation in sepulchers in Noin-Ula at the beginning of the XXI century. One was felted fabric, and other two were wefted. The group of experts worked searching carpets under the supervision of one of the authors of the article.

 

To describe the manufacturing characteristics is the search objective which revealed some similarity with published information.

(156/157)

 

All the carpets are woolen. The classification lets us to separate their different types. There are some types of felted fabric and wefted. There are two types among wefted carpets. They are arras and kilim. Different types of carpets were weaved on different weaving machines in different technical ways.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки