● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

К.С. Горбунова, А.А. Передольская

Мастера греческих расписных ваз.

// Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 1961. 120 с.

 

Содержание

 

Введение. — 3

 

Чернофигурные вазы. — 5

Краснофигурные вазы. — 35

 

Словарь имён богов и героев. — 110

Формы греческих ваз. — 114

Основные труды по истории греческой вазовой живописи. — 118

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Введение.   ^

 

Красота греческих расписных ваз давно уже хорошо известна. Употреблялись ли вазы в домашнем обиходе, или предназначались они для целей культа — в качестве ли приношений в храмы и святилища, или как дары умершим — греческая ваза всегда оставалась прекрасной по форме и по своему декоративному оформлению.

 

Чёткое членение формы вазы на её составные части — горло с венчиком, тулово и подставку, — умелое сочетание этих частей в одно гармоничное целое, разнообразие форм сосудов, высокое мастерство исполнения — всё это заслуживает внимания и изучения.

 

В формах ваз вырабатывается такая же строго продуманная система пропорций как в архитектуре и в скульптуре, которая преследовала одну цель — достижение внутренней гармонии целого.

 

Для развития форм греческих ваз большое значение имела высокая техника изделий из металла. Торевтика всегда занимала в античном художественном ремесле ведущее место. Подражание прекрасным вазам, изготовленным из золота, серебра и бронзы с их чеканными или гравированными орнаментами, наглядно прослеживается на глиняных образцах.

 

Ещё большего внимания заслуживает роспись ваз, являющаяся почти единственным источником для изучения безвозвратно погибшей греческой монументальной живописи. Небольшое количество сохранившихся до настоящего времени памятников, дающих лишь некоторое представление о прославленной в древности монументальной живописи, показывает тесную связь, существовавшую между нею и современной ей вазовой росписью.

 

Рисовальщики, принимавшие участие в декоративном украшении вазы, распределяли свои рисунки и орнаменты в строгом соответствии с формой вазы, особенно в ранние периоды, когда закладывались и создавались основы художественной идеологии народа.

 

Единство стиля, столь характерное для греческого искусства, настолько сильно пронизывало любое изделие художественного ремесла, настолько было присуще не только большим мастерам, но и простым ремесленникам, что иногда бывает трудно провести границу между гончаром, изготовившим сосуд, и рисовальщиком, его расписавшим. А между тем многочисленные рисунки на вазах VI и V веков до н.э. свидетельствуют о значительном разделении труда в гончарном ремесле уже с раннего времени.

(3/4)

 

Об этом говорят многочисленные надписи, называющие имена гончаров и рисовальщиков: «Клитий меня расписал, а Эрготим сделал»; «Гиерон сделал, Макрон расписал»; «Гисхил сделал, а Эпиктет расписал», или просто: «Амазис сделал», «Дурис расписал» и т.п. Лишь изредка встречаются такие надписи, как «Экзекий сделал и расписал меня».

 

В настоящее время удалось выявить в вазовой живописи V века свыше 700 рисовальщиков, расписывавших вазы в мастерских гончарной слободки в Афинах. Число их и количество расписанных ими ваз неизменно растут с каждым новым исследованием в этой области, с каждой новой археологической находкой.

 

То же самое можно сказать и о чернофигурных вазах VI века и даже о более ранних группах VIII и VII веков до н.э.

 

Подлинные имена всех этих мастеров-рисовальщиков в подавляющем большинстве остаются для нас неизвестными. Мы знаем их по условным прозвищам, которые даются учёными либо по местонахождению лучшей вазы — «мастер Берлинской амфоры», «мастер Ленинградской амфоры», либо по наиболее интересному сюжету на вазе — «мастер Пана», «мастер Ахилла», а иногда по имени юноши-атлета, выделявшегося своей ловкостью на палестре, которому мастер посвящает своё произведение — «мастер Панайтия», мастер Клеофона» и т.д. Каждый из них имеет свой ярко выраженный характер и стиль.

 

Греческие рисовальщики выражают различные течения в искусстве гораздо полнее и разнообразнее, чем художники «большого искусства». Одни из рисовальщиков работали в монументальных формах, создавая героические образы. Другие, напротив, оставались тонкими и изящными миниатюристами, сохраняя и развивая лучшие традиции декоративного искусства. Острые наблюдатели сменялись веселыми юмористами, тонкие и лирически настроенные мечтатели — злыми насмешниками.

 

В истории греческого искусства были периоды, когда эти «маленькие», но высоко талантливые мастера-рисовальщики играли в искусстве ведущую роль, подготовляя своими рисунками на вазах почву для расцвета творчества больших и великих мастеров. Они умели создавать вещи «изумительной красоты, ещё не превзойдённой художниками-одиночками». Вкладывая в своё исполнение высокое мастерство, эти «маленькие» художники умели выражать в своих рисунках наиболее характерное и типичное для своего времени.

 

В кратком очерке мы ознакомим посетителя Эрмитажа с лучшими образцами аттических чернофигурных и краснофигурных ваз, представленных на выставках Античного отдела, потому что именно в Аттике производство расписных ваз достигло своего наивысшего расцвета, и они стали одним из главных предметов вывоза и торговли Афинского государства в VI и V веках до н.э.

 


 

Основные труды по истории греческой вазовой живописи.   ^

 

О.Ф. Вальдгауер. Краткое описание собрания античных расписных ваз. Спб., 1914, изд. 2-е исправленное и дополненное.

О.Ф. Вальдгауер. Античные расписные вазы в императорском Эрмитаже. «Аполлон», 1914, №9, стр. 1-24.

В.Д. Блаватский. История античной расписной керамики. М., изд. Московского гос. университета, 1953.

J.D. Веazlеу. The Development of Attic Black-Figure. London Cambridge University Press, 1951.

E. Вusсhоr. Griechische Vasen. München, 1940.

E. Pfuhl. Malerei und Zeichnung der Griechen. T. I-III. München, 1923.

 

Специальные труды

содержащие полный перечень всех мастеров чернофигурной и краснофигурной вазовой живописи и их произведения.

 

J.D. Beazley. Attic Black-Figure Vase-Painters. Oxford, Clarendon Press, 1956.

J.D. Beazley. Attic Red-Figure Vase-Painters. Oxford, Clarendon Press, 1942.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки