главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев. Кызыл: 1980. А.Д. Грач

Балгазынская археологическая экспедиция.

// Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев. Кызыл: 1980. С. 149-152.

 

Организована для исследования памятников древних культур, представленных в зоне крупной оросительной системы, которую проектируется создать на территории Тандинского района. [1] Уже визуальное обследование памятников, расположенных в зоне будущего орошения, показало, что среди имеющихся здесь могильников есть группы курганов саглынской культуры скифского времени (V-III вв. до н.э.).

 

Экспедиция осуществила стационарные работы в Мажалыкской степи у подножия хребта Танну-Ола. Основные раскопочные работы проводились на могильнике Мажалык-Ховузу I, расположенном в долине, окаймлённой руслами рек Мажалык и Тээрьге, в 2,5 км от деревни Марачёвка, к В от неё.

 

Могильник Мажалык-Ховузу I включает 14 курганов саглынской культуры, расположенных цепью с С на Ю, с неравномерными интервалами. В то же время известно, что могильники саглынской культуры обычно имеют по 2-6 курганов. Следует отметить, что курганные объекты могильника Мажалык-Ховузу I не имеют внешних ограждений, характерных для большей части курганов саглынской культуры в горно-степных районах Тувы.

 

В 1977 г. экспедицией было раскопано 7 курганов с камерами-срубами, весьма обширными по площади. В каждой из этих камер открыты семейные коллективные усыпальницы, погребальный обряд которых отражает важные типовые особенности, присущие ритуалу саглынской культуры: положение — на левом боку с подогнутыми ногами, ориентировка — головами на СЗ, З. Ориентация камер — сторонами на СЗ, СВ, ЮЗ, ЮВ и по странам света. В камерах кур-

(149/150)

ганов 1 и 5 открыты непотревоженные захоронения с богатым инвентарём.

 

Особый интерес представляют погребения, открытые в ногах основных погребённых, у восточной стенки камеры неграбленного кургана 5. Здесь находились совершенно непотревоженные погребения двух людей (положение погребенных скорченное, на правом боку, ориентировка — головой на С), без какого-либо сопроводительного инвентаря. Специфичность этих погребений позволяет выдвинуть предположение о том, что это захоронение людей подчинённой социальной категории («домашние рабы»?).

 

Черепа многих погребённых трепанированы (трепанационные отверстия в большинстве случаев — в затылочной части черепов; трепанация применялась древними саглынцами, также как и пазырыкцами Алтая, для извлечения головного мозга). Впервые в курганах скифского времени Тувы обнаружены человеческие кости, просверленные в зоне эпифизов. Аналогии этому приему зафиксированы при исследовании курганов пазырыкской культуры на Алтае. С.И. Руденко констатировал в своё время, что кости умерших людей высверливались для введения консервирующих веществ. [2] Не следует, однако, исключать и сверления с целью обеспечения макетирования трупов захораниваемых людей.

 

В усыпальницах могильника Мажалык-Ховузу I обнаружены разнообразные предметы погребального инвентаря: типичные саглынские сосуды с бомбовидным туловом и вертикально профилированным горлом, в числе которых имеется керамика с рельефным орнаментом и сосуды с красочной росписью, бронзовые и костяные наконечники стрел (на отдельных экземплярах — тамгообразные знаки), листовидные украшения из слюды (найдены впервые), охотничьи амулеты из просверленных клыков кабарги и атрофированных клыков марала, полное по составу ожерелье, включающее бусы из аргиллита и бирюзы, а также пастовые бусины античного происхождения и кабарговые клыки, костяная накладка с орнаментом в виде штрихованных треугольников, костяные и бронзовые пряжки с неподвижными язычками, бронзовые зеркала и другие вещи.

 

При раскопках на могильнике Мажалык-Ховузу I обнаружены уникальные произведения искусства, выполненные в скифо-сибирском зверином стиле.

 

На бронзовом зеркале из кургана 1 — рельефное изображение фантастического зверя, выполненное в пазырык-

(150/151)

Рис. 1.
Произведения искусства из могильника Мажалык-Ховузу I:
1 — зеркало, курган 1; 2 — зеркало, курган 2; 3 — зеркало, курган 1; 4 — крюк колчанный, курган 1 (всё — бронза).

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

 

ско-саглынской манере — фигура совмещает черты нескольких животных — голова грифа, тело копытного (круп вывернут), длинный хвост кошачьего хищника, один рог горного козла, другой — маралий, из отростка маральего рога выползает змея, (рис. 1, 1).

 

После проведённых в Ленинграде работ по реставрации и очистке на бронзовом зеркале из кургана 2 была открыта композиция, исполненная тончайшей резьбой, — фигура фантастического зверя с туловищем и оскаленной пастью хищника и подогнутыми ногами лошади — зверя, терзающего голову архара (рис. 1, 2).

 

Изображения фантастических зверей, относящиеся к V-III в. до н.э., впервые найдены в Туве. До сих пор они были обнаружены только на соседнем с Тувой Алтае — это известная маска с рогами оленя, надетая на голову коня, из Первого Пазырыкского кургана, [3] а также серия из шести

(151/152)

ажурных изображений кошачьих хищников с оленьими рогами из Первого Туэктинского кургана. [4] Нельзя не отметить, что на Алтае при изображении фантастических зверей было принято совмещать не более двух животных, что же касается вновь открытых изображений из Тувы, то они несут гораздо более многоплановую семантическую нагрузку.

 

В числе произведений искусства из могильника Мажалык-Ховузу I, выполненных в скифо-сибирском стиле, следует упомянуть высокохудожественное изображение хищника на бронзовом колчанном крюке (рис. 1, 4).

 

На втором бронзовом зеркале из кургана 1 — изображение человека — первое антропоморфное изображение на зеркале скифского времени из Центральной Азии. На ручке этого зеркала изображена голова бородатого мужчины (рис. 1, 3). Нет подобных изображений на зеркалах и в соседних с Тувой регионах. Следует, однако, напомнить, что изображения бородатых людей были обнаружены среди деревянных изображений узды из Первого Пазырыкского кургана. [5]

 

Своеобразие могильника Мажалык-Ховузу среди других памятников саглынской культуры Тувы подчёркивается такими чертами погребального ритуала, как помещение в углы камер-усыпальниц бараньих черепов, позвонков и курдюков. В камере кургана 1 был обнаружен и конский череп. Кроме того, под растительными пятнами, расположенными около курганов, зафиксированы следы деревянных сооружений, имевших, очевидно, поминальный характер.

 

Исследования на могильнике Мажалык-Ховузу I увенчались, таким образом, открытием группы памятников, демонстрирующих несомненно оригинальный вариант памятников саглынской культуры. Эти исследования дали не только серию традиционных предметов сопроводительного инвентаря саглынцев, но и вещи, которые никогда ранее не встречались. Работы 1977 г. значительно расширили наши представления о материальной и духовной культуре Тувы V- III вв. до н.э.

 


 

[1] В составе экспедиции работал отряд по изучению памятников каменного века под руководством В.Т. Монгуша.

[2] С.И. Руденко. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.-Л., 1960, с. 331-334, рис. 162, табл. CXIV-CXV.

[3] М.П. Грязнов. Первый Пазырыкский курган. Л., 1950, с. 85, рис. 38, табл. XXIII; С.И. Руденко. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.-Л., 1953, табл. LXXXI [надо: LXXI].

[4] С.И. Руденко. Культура населения Центрального Алтая в скифское время, с. 137-138, рис. 87.

[5] С.И. Руденко. Культура населения Горного Алтая в скифское время, табл. XLIII-XLIV.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки