● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Л.Н. Гумилёв. Тысячелетие вокруг Каспия. Баку: «Азернешр». 1990. Л.Н. Гумилёв

Тысячелетие вокруг Каспия.

// Баку: «Азернешр». 1990. 312 с. ISBN 5-552-00537-6

 

[аннотация:]

Книга известного историка, географа Л.Н. Гумилёва посвящена этнологическому исследованию ойкумены Евразии за 1500 лет — с III в. до н.э. по XII в. н.э. В рамках исследования как история Евразийской степи, так и всего материка и соседних с Великой степью стран, где в описываемое тысячелетие и до него вспыхивали и угасали суперэтносы, сдерживаемые не только силою своих соперников, но и невидимыми на карте географическими рубежами. В работе большое место занимают тысячелетняя история тюркского этноса, мусульманского суперэтноса и связанная с ними культура, их контакты с другими этносами.

Для широкого круга читателей.

 

Оглавление

 

От автора. — 3

Предисловие. — 5

 

Глава I. Ключ к решению поставленной задачи.

1. География поведения. — 7

2. Кривая этногенеза. — 10

3. История и этнология. — 20

4. Неудовлетворённость. — 21

5. Практический смысл этнологии. — 23

6. Физический смысл этногенеза. — 26

7. Уровни исследования и масштабы. — 28

8. Разочарование. — 32

9. Слово об утратах. — 36

10. Биполярность этносферы. — 39

11. Место человека в этногенезе. — 44

 

Глава II. Образ Ойкумены.

12. Между двух океанов. — 49

13. Почему китайцы не проникли в Европу? — 53

14. Туран и Иран. — 56

15. Между Ираном и Китаем. — 60

16. Глухой угол. — 62

17. Окоём. — 64

 

Глава III. В ареале пылающей пассионарности.

18. Великая степь Евразийского континента. — 68

19. Монголия до хуннов. — 70

20. Хунну и фаза подъёма кочевого мира. — 73

21. Хунны разных сортов. — 77

22. Больные вопросы. — 81

23. Помехи. — 84

24. Фаза надлома и конец восточных хуннов. — 86

25. Без родины и отечества. — 89

 

Глава IV. В ареале этнических смещений.

26. Поиск начала эпохи. — 93

27. Загадка и задача. — 95

28. Встречи. — 97

29. Сводобное место. — 99

30. Великая пустыня и север. — 101

31. Великая пустыня и юго-запад. — 103

32. Великая пустыня и юг. — 104

33. Цивилизация II-IV вв. — 107

34. Варварство II-IV вв. — 109

35. Каины и Авели. — 111

36. Диалог об этнографии, древней и новой. — 114

37. Смена цвета времени. — 118

38. Как добыть достоверную информацию. — 120

39. Олень, или непредвиденная победа. — 124

40. Аттила, Аэций и фазы этногенеза. — 130

41. Война 450-472 гг. и этногенез. — 133

42. Три поражения. — 135

43. Катастрофа. — 138

 

Глава V. В ареале затухающей пассионарности.

44. Между историческими и природными закономерностями. — 139

45. Алтайское укрытие. — 143

46. Инерционная фаза — тюркский «Вечный эль». — 145

47. Тюркюты и хазары. — 148

48. Обновлённый Китай — династия Тан. — 153

49. Конец тюркютов. — 156

50. Авары истинные и ложные. — 165

 

Глава VI. В ареале остывающей пассионарности.

51. Уйгуры. — 170

52. Фаза обскурации — уйгурское ханство. — 173

53. Логика жизнеотрицания. — 176

54. Последствия соблазна. — 178

55. Последние хунны. — 182

56. Последние сяньбийцы. — 185

57. Несовместимость. — 187

 

Глава VII. На излёте.

58. Фаза и состояние. — 190

59. Персистенты. — 191

60. Позабытый этнос. — 193

61. Началось с трагедии. — 195

62. Опыт осмысления. — 196

63. Гузы и печенеги. — 199

64. Куда девались гузы? — 201

65. «Куманы, иже рекомые половцы». — 204

 

Глава VIII. На чужбине.

66. После конца: этнические осколки. — 207

67. «Мир ислама». — 210

68. Египет и тюрки. — 214

69. Химера на Ниле. — 216

70. Надлом в «мире ислама». — 221

71. Химера на Джейхуне. — 225

72. Халифат и химеры. — 227

73. Этнос и химеры. — 229

 

Глава IX. Богатыри, рыцари и убийцы.

74. «Христианский мир» (Chrétiainté [Chrétienté]). — 231

75. Пассионарный перегрев. — 234

76. Деяния куманов и сельджуков. — 246

77. Конец эпохи. — 239

78. Обновление этнической истории. — 244

 

Глава X. Хронософия.

79. Легенда к синхронистической таблице. — 248

80. Синхронистические таблицы трёх веков до н.э. — 249

81. Диахрония как принцип. — 273

82. Диахронические таблицы этногенеза. Легенда. — 277

 

Глава XI. Миф и действительность.

83. Память и истина. — 285

84. Друзья и недруги Великой степи. — 286

85. Неполноценных этносов нет! — 291

86. Миф против науки. — 294

 

Толковый словарь понятий и терминов. — 297

 


 

От автора.   ^

 

Долгое время научная мысль историков Европы была зажата железным кольцом моноцентризма. С эпохи Ф. Гегеля казалось очевидным, что развитие цивилизации шло через древнюю Иудею, Элладу, Рим и нашло своё завершение в Западной романо-германской Европе, окружённой «неисторическими» или «отсталыми» народами. Аналогично мыслили китайские историки, с тем лишь исключением, что центром цивилизации они считали «Срединную равнину», отгородившуюся от Великой степи «Длинной стеной». В Южной Азии полуконтинент Индия, прикрытая с севера Гималаями, с запада пустынями Белуджистана, а с востока непроходимыми джунглями, рассматривалась учёными браминами как единственная страна, достойная внимания; поэтому всемирная история и глобальная география были вне круга их интересов. Помимо перечисленных центров самолюбования и самовосхваления был обширный регион, лежавший на юго-восточных берегах Средиземного моря — Афразия. Его просто невозможно было не заметить. Но колоссальная территория между Западной Европой и Китаем, страна с оригинальной природой, разнообразным населением и неповторимой культурой — Евразия — долгое время была незамеченной, вследствие чего считалась несуществующей. Однако и китайцы и европейцы убедились, что это мнение было ошибочно.

 

Сердце Евразии — это Великая степь от Китайской стены до Карпат, окаймлённая с севера полосой сибирской тайги, а с юга пустынями иранского плоскогорья и оазисами Персии. В древности эту Степь греки называли Скифией, персы — Тураном, а китайцы степью «северных варваров» — Бэй-ху.

 

В III в. до н.э. древние кочевники сменились тюркоязычными хуннами, тюркютами, уйгурами, кыпчаками и огузами — этнической истории коих посвящено наше исследование.

 

В XIII в. тюркский виток этногенеза сменился монгольским, но монголы быстро смешались с тюркскими этносами и, перетасовав этнографическую карту Великой степи, не нарушили ни её экологии, ни истории, ни культуры, ни соотношения Евразии с окрестными цивилизациями.

 

И всё-таки в это время возник новый «цвет времени», заслуживающий особого изучения, которое было бы неосуществимо

(3/4)

без понимания раннего средневековья. Вот почему автор уделил половину своей жизни изучению сердца Евразии — циркумкаспийского бассейна в связи с историей сопредельных стран: Внутренней Азии, Тибето-памирского нагорья и Древней Руси, граничившей с северо-западом Великой степи. Без описания сочетания кочевого мира с мусульманской культурой в Азербайджане и Гургане история становления тюркского суперэтноса была бы однобока и неполноценна.

 

Степные народы Евразии, Русь и Туран имели свою культуру и традицию доблести и верности, не уступающую рыцарской Европе, мечтательной Индии и образованному Китаю. Разговоры о «дикости» тюркских кочевников и «отсталости» восточных славян хитрая выдумка дипломатов эпохи крестовых походов, уцелевшая до XX века как обывательская клевета.

 

Хотел бы выразить свою признательность К.П. Иванову, который взял на себя труд редактора депонированной рукописи этой книги в ВИНИТИ, а также поблагодарить Акифа Фарзалиева за большую работу по подготовке рукописи к печати в Азербайджане.

 

«История средневековой Евразии» была начата автором в 1935 г. и публиковалась во многих статьях и семи монографиях.

(4/5)

 

Предисловие.   ^

 

Историко-географическая монография «Тысячелетие вокруг Каспия» построена на дефинициях этнологии, опубликованных в трактате «Этногенез и биосфера Земли» (Л., из-во Ленинградского университета, 1989 г.). Это будет уже не продолжение изложенной концепции, а этнологическое исследование ойкумены Евразии за 1500 лет с III в. до н.э. по XII в. н.э., в котором судьба Хазарского каганата — кусочек мозаичного панно. Выбор сюжета подсказан возможностью обозреть из одной точки историю ойкумены и этногенез древних этносов Великой степи в эпоху, когда этнические процессы были начаты и закончены, после чего наступило обновление — новый, ещё не законченный виток этногенеза.

 

Наиболее репрезентативной оказалась история хуннов и гуннов, древних тюрок и уйгуров, огузов и кимаков, недостаточно освещённая во Всемирной истории и палеогеографии исторической эпохи. Окрестные регионы: Китай, Ближний Восток, Византия и Европа — являются как бы рамкой, обрамляющей картину — тюрко-монгольскую степь.

 

Монография является опытом синтеза истории, этнологии и географии. Она создана на стыке гуманитарных и естественных наук.

 

Традиционная методика исторического исследования, основанная на анализе источников, позволяет только перечислять события, происходившие в данном регионе за отмеченный период. Но связи между ними и логика событий при этом от исследователя зачастую ускользают. Возникает иллюзия ортогенного развития, а зигзаги и разрывы выпадают из поля зрения, ибо кажутся случайностями.

 

Этнологическая методика позволяет не только заполнить пробелы в этнической истории одной страны и её соседей, по отдельности, но и более того — достичь понимания этнической истории всей Евразии как целого, выражаясь языком физики, — решить задачу многих тел.

 

Предполагается, что читателю известны понятия: этнос, суперэтнос, пассионарность, фаза этногенеза и др., т.е. понятийный аппарат этнологии. [1]

(5/6)

 

Прежде всего поясним, чем этнология и этническая история отличаются от истории культуры, социальной истории и даже теории этногенеза, а также почему это наука географическая. В этом последнем тезисе находится ключ к решению поставленной задачи.

 


 

[1] Краткий толковый словарь понятий и терминов, составленный В.Ю. Ермолаевым, читатель найдёт в конце книги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки