главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Оглавление тома

История Сибири с древнейших времён до наших дней. В пяти томах. Том первый. Древняя Сибирь. Л.: 1968. [ коллективная монография ]

История Сибири с древнейших времён до наших дней.

В пяти томах. Том первый. Древняя Сибирь.

// Л.: 1968. 456 с.

 

Глава четвёртая. Сибирь в бронзовом веке.

 

5. Тагарская культура (М.П. Грязнов)

 

Переход пастушеско-земледельческих племён в степной полосе нашей страны к кочевому скотоводству, совершившийся в основном в VIII-VII вв. до н.э., привёл к значительным перемещениям и перегруппировкам населения, к формированию новых племён и племенных союзов, к сложению ряда новых своеобразных самобытных культур. Но все вновь образовавшиеся этнические группы (племена и племенные союзы) на огромных пространствах степей Евразии при всём своём разнообразии выработали в общих чертах сходные, родственные культуры так называемых скифского, скифо-сарматского или скифо-сибирского типов.

 

Не составило исключения в этом отношении и население степей Среднего Енисея, хотя его история и слагалась в этот период несколько отличным от остальной массы степных племён путём. Природные условия края, ограниченная площадь степей, защищённая от соседних степных областей массивами горных хребтов и непроходимых лесов, позволили местному карасукскому населению остаться на своих прежних землях, не переходить к кочевому образу жизни, а развивать своё хозяйство и культуру, заимствуя всё полезное от соседей, не ломая своих сложившихся веками традиций. Так в пределах Минусинской и Чулымо-Енисейской степных котловин сложилась своеобразная культура, известная в археологической литературе под названием тагарской.

 

В степях Среднего Енисея нет, кажется, такого места, где не было бы видно курганов тагарской культуры, совершенно необычных, своеобразных по своему внешнему виду. Это плоские разного размера насыпи, в основании которых стоят высокие каменные столбообразные плиты обычно из красного девонского песчаника. Их много. Они издалека видны. И их давно уже в большом количестве раскапывали. Первая в России научная раскопка древнего кургана — это раскопка кургана тагарской культуры близ с. Краснотуранска на правом берегу Енисея, произведённая в 1722 г. известным учёным Д.Г. Мессершмидтом. В 1884 г. В.В. Радлов выделил курганы тагарской культуры в особый исторический период, назвав его «бронзовый и медный период», дал характеристику памятников и представление о материальной культуре этого периода. Несмотря на множество ошибок и заблуждений, теперь для нас очевидных, Радлов правильно рассматривал носителей тагарской культуры как осёдлые земледельческо-скотоводческие дотюркские племена.

 

Однако заслуга действительного открытия и первого правильного исторического освещения рассматриваемой эпохи принадлежит С.А. Теплоухову, который в начале 20-х годов нашего столетия детально изучил памятники и подразделил их на несколько хронологических групп. Эту эпоху он назвал минусинской курганной культурой и развитие её рассматривал по четырём последовательным этапам. Периодизация С.А. Теплоухова сохранила в основном своё значение до наших дней, а данное им название культуры не удержалось. Позднее С.В. Киселёв предложил более удобное наименование — тагарская культура, теперь общепринятое.

 

Тагарская культура охватывает длительный период в семь столетий. Наиболее распространено сейчас деление его на четыре этапа: банковский — VII-VI вв., подгорновский — VI-V вв., сарагашенский — IV-III вв., тесинский — II-I вв.

(187/188)

 

Характерной особенностью курганов всех этапов тагарской культуры является наличие прямоугольной каменной ограды и столбообразных камней. Расположены в степи они группами. В основании их насыпи стоят высокие, иногда огромных размеров, камни, расположенные по углам и сторонам обычно невидимой на поверхности ограды. В редких случаях курганы достигают 10 и более метров высоты, а камни в их ограде — 3-4 м высоты. Ограда и столбообразные камни на них ориентированы обычно по направлению с юго-запада на северо-восток; причём камни подбирались и ставились так, чтобы всё сооружение имело вид как бы устремлённого по направлению на северо-восток, т.е. на летний восход солнца.

 

На могилах баиновского этапа ограды делались высокие (первоначальная высота 70-100 см). Как и в карасукское время, они были квадратными, небольшого размера (около 4-5 м, иногда до 10 м); для каждой могилы устраивалась обычно отдельная ограда, часто ограды пристраивались одна к другой. В отличие от карасукских у них по углам поставлены, хотя и не всегда, высокие массивные плиты. Могилы большей частью делались по-прежнему в виде каменного ящика из плит дикого камня, покрытого одной или несколькими толстыми плитами. Но довольно часто стали сооружать в могиле и сруб из тонких брёвен. Погребённый в отличие от карасукского всегда положен на спину, вытянуто, головой преимущественно на юго-запад, но, как и раньше, в головах у него поставлен горшок с каким-то напитком, а в ногах — четыре куска мяса от зарезанного для погребальной тризны барана или быка, реже лошади.

 

Глиняная посуда баиновского этапа на первый взгляд резко отлична от карасукской, но она преемственно связана с ней. Часть сосудов сохраняет появившуюся ещё в позднекарасукское время форму яйцевидных остродонных горшков и характерные для того времени орнаменты. Однако преобладают горшки баночные, отличающиеся от предыдущей формы лишь тем, что дно их приплюснуто, следовательно, не выпуклое, а плоское. И эта форма горшков господствует затем на протяжении всей тагарской культуры. Меняется со временем только орнаментация да прибавляются некоторые своеобразные формы сосудов разного назначения.

 

Изготовляются также и бронзовые орудия новых форм. Характерны ножи с кольцом на конце гладкой плоской рукояти и с полукольцом. Первые похожи на карасукские, но в таком варианте в памятниках карасукской культуры никогда не встречаются. Вторые свойственны только баиновскому этапу. То же можно сказать и о ножах с гладкой плоской рукоятью, которую обматывали по спирали ремешком или обкладывали с боков деревянными пластинками. Наконец, на этом же этапе стали изготовлять ножи с гладкой рукоятью и с дырочкой для ремешка на конце. Эти ножи в разных вариантах получили затем широкое распространение на всех последующих этапах тагарской культуры.

 

Если раньше, в карасукское время, ножи всегда клали в могилу вместе с мясной пищей, то теперь они находятся у пояса вместе с шилом и зеркалом, что характерно для всех последующих этапов. Бронзовое шило в отличие от карасукского имело гвоздевидную шляпку наверху. Появились новые виды оружия — чекан и боевой топорик. Кинжалы теперь стали делать с перекрестием в виде пары прямоугольных выступов, не отделённых рельефом от клинка и рукояти.

 

Памятники баиновского этапа говорят о тесной преемственной связи их с предшествующей карасукской культурой, и вместе с тем в них наблюдается появление и господство новых форм и видов различных изделий, которые в тех или иных вариантах своего дальнейшего развития характеризуют собой тагарскую культуру. Ещё не так давно памятники баиновского этапа рассматривались как переходная группа памятников

(188/189)

от карасукской культуры к тагарской. Однако орудия, оружие, керамика и другие изделия этого этапа принадлежат ранним типам вещей тагарской культуры, следовательно, банковским этапом начинается формирование и развитие этой культуры. Теперь стало совершенно ясно, что банковский этап — это первый этап уже вполне сложившейся тагарской культуры.

 

Наиболее яркого выражения своих характерных особенностей тагарская культура достигла на втором этапе развития — подгорновском (VI-V вв.). Основная масса во множестве разбросанных по всей степи тагарских курганов принадлежит подгорновскому этапу. Внешне они имеют вид небольших плоских возвышений, холмиков, в основании которых находится четыре высоких камня. Очень часто земляное возвышение над могилой настолько незначительно, что наш глаз его не замечает и на ровной поверхности степи мы видим только четыре камня. Раскопками же вскрывается прямоугольная ограда с высокими камнями по углам. Иногда, при более значительных размерах ограды, высокие камни стоят ещё и посередине всех сторон ограды, и тогда в основании кургана находится не четыре, а восемь камней. Часто к первой ограде пристраивают ещё одну, две и больше оград. Тогда в основании длинной насыпи кургана стоит целая аллея высоких камней. Ограда низкая, её стены из вертикально врытых плит возвышались в своё время над поверхностью земли не более чем на 15-20 см. В центре ограды находится обычно одна могила, просторная, в 2-2.5 м длиной и 1-1.5 м шириной, устроенная в виде каменного ящика из плит или бревенчатого сруба, покрытая сверху одной-двумя массивными плитами. В могиле, как правило, погребён один человек, он лежит на спине, головой ориентирован на юго-запад или в противоположном направлении. По-прежнему при нём у пояса лежат бронзовые нож, шило и зеркало, роговые гребешок и головной нож. В головах и ногах поставлены горшки с жидкой пищей, в ногах — по четыре куска мяса от одного или двух зарезанных для похоронной тризны животных. В мужских могилах часто можно обнаружить на уровне живота и бёдер погребённого бронзовые кинжал, чекан, боевой топорик и несколько наконечников стрел — остатки лука со стрелами. Нередко одному погребённому кладут в могилу два и даже три вида разного оружия.

 

Все основные категории вещей из могил подгорновского этапа отличаются по деталям формы от вещей баиновского этапа. Глиняная посуда сохраняет прежнюю форму, только венчик сосуда имеет характерное утолщение по краю с резким ребром внизу, а орнамент состоит из одного или нескольких гладких, широких желобков. Такой тип сосудов распространён наиболее широко в степях Минусинской котловины, но не повсеместно. На правобережье Енисея, в районе р. Тубы, встречаются сосуды тех же форм, но они не имеют ни утолщения по венчику, ни желобков. Они украшены рядом «жемчужин», т.е. выдавленных изнутри бугорков, и часто несложными рисунками, оттиснутыми гребёнкой и напоминающими орнаменты банковской керамики.

 

Ножи преимущественно простой пластинчатой формы с дугообразно изогнутым обушком, с не отделяющейся от клинка рукоятью, равномерно широкой по всей длине, с каплевидным или круглым отверстием. Есть также ножи с рукоятью, сужающейся кверху, с маленьким круглым отверстием. Шилья в отличие от баиновских имеют круглую шейку между головкой и рабочей частью. У кинжалов наблюдается чётко оформленное перекрестие с рельефно выделяющимися более или менее широкими гардами. Для боевого чекана характерен круглый или гранёный ударный стержень, заострённый на четыре грани, он украшен иногда скульптурной фигурой зверя в обушковой части. Наконечники стрел костяные и бронзовые, разнообразны по форме. Бронзовые наконечники обычно втульчатые, с овальным или ромбическим пером, иногда с опущенным вниз

(189/190)

жальцем, подобны наконечникам большереченского этапа на р. Оби и раннескифским в степях Причерноморья.

 

Так характеризуется основная масса памятников подгорновского этапа. Но есть и другие памятники. В Абаканской степи А.В. Адрианов раскопал большой курган, известный под названием Кара-Курган. Насыпь его высотой в 4 м была обставлена 14 камнями, возвышающимися до 3 м над поверхностью земли и поставленными по углам и сторонам ограды. В ограде две могилы площадью в 17 и 20 м2. В них бревенчатые срубы, покрытые сверху девятиметровыми брёвнами в несколько рядов. Могилы ограблены. В одной сохранились только кости мужчины (?) и бронзовый наконечник стрелы. В другой —кости женщины (?), золотые украшения (биконическая бусина и три бляшки), обломки бронзовых украшений и черепки глиняного сосуда. Монументальность сооружений и наличие в могилах даже после их расхищения золотых вещей позволяют предполагать, что это богатая могила представителя высшей племенной знати. В соседней с ним могиле, видимо, была погребена его жена.

 

В другом могильнике, неподалеку от Кара-Кургана, раскопан курган Узун-оба, несколько меньший по размерам. В его ограде также большая могила, в которой погребён старый мужчина. В этом могильнике, состоящем из шести курганов, было ещё два кургана, значительно превышающих размеры обычных курганов подгорновского этапа. Судя по остаткам в могиле одного из них золотых украшений, эти курганы также принадлежат представителям племенной или родовой знати.

 

Курганы подгорновского этапа находятся в степи по всем долинам рек, в ложбинах, на увалах. Десятки, а может быть, и сотни тысяч курганов группируются, образуя то небольшие могильники, состоящие из одного-полутора десятков могил, то огромные могильные поля, насчитывающие более сотни курганов. Нередко рядом с могильником подгорновского этапа, а иногда и вплотную примыкая к нему, находится могильник следующего по времени, сарагашенского, этапа. Иногда курганы обоих этапов располагаются вперемежку, составляя как бы единый могильник.

 

Памятники сарагашенского этапа (IV-III вв.) менее многочисленны. Они также широко распространены, но могильники состоят обычно всего лишь из нескольких курганов, не более 20 в одной группе. Курганы значительно больше по размерам, каменные конструкции их монументальнее. Надмогильный холм всегда хорошо виден на поверхности земли. Высота его обычно около метра, часто бывает и больше. Каменная ограда площадью около 200-300 м2 обставлена десятью, реже восьмью высокими камнями. Кроме четырёх камней по углам, поставлено (в первом случае) ещё по два камня вдоль длинных сторон ограды и по одному — вдоль коротких, а во втором случае — по одному камню посередине всех четырёх сторон.

 

В ограде находится одна, чаще две или три большие могилы, расположенные в ряд по линии с юго-востока на северо-запад. Квадратные могилы площадью от 10-15 до 50 м2 содержат внутри бревенчатый сруб с таким же потолком. Сверху над могилой воздвигалось сложное сооружение из земли и камня, точные размеры и форму которого установить не удаётся. В промежутке между этими могилами и стенами ограды помещалось обычно ещё несколько небольших могил (до 10 в одной ограде), обычно детских. Большие могилы представляли собой погребальные склепы, родовые или фамильные, куда одного за другим в течение долгого времени хоронили многих умерших разного пола и возраста. В таких могилах иногда бывает погребено по 2-3 чел., но чаще по 10-20 чел., в одной могиле количество погребённых доходит до 100.

 

Более богаты инвентарём могилы, в которых погребено по 2-3 чел. В них содержится больше бронзовых изделий, часто встречаются и золо-

(190/191)

тые украшения. В коллективных могилах находится большое количество различных предметов, но по отношению к числу погребённых их очень мало. Непропорционально мало глиняной посуды, костей животных, бронзовых орудий и украшений.

 

Значительно изменились состав и форма погребального инвентаря. Часто находятся сосуды в виде вазы или котла на коническом поддоне. Сосуды баночной формы, как правило, без орнамента, они отличаются от подобной посуды предыдущего этапа характерным прямым или косым срезом края венчика. Бронзовые ножи преимущественно с расширяющейся наверху рукоятью, имеющей вид высокого равнобедренного треугольника, опущенного вершиной вниз. Другими характерными формами изделии являются ножи с тонким острорёберным кольцом, с ажурными рукоятями и с рукоятями, заканчивающимися широкой петлёй. Шилья с двух- или трёхъярусной головкой на тонкой шейке. Кинжалы отличаются наличием гард в виде своеобразных узких рельефных усиков. Чеканы обычно лёгкие, уменьшенных размеров и упрощённой формы, но часто с пяткой, превращённой в фигурку козла или пары козлов. Встречаются и массивные чеканы, но они всегда с гранёным уплощённым стержнем, более лёгкого, чем на предыдущем этапе, строения и со стилизованной головкой птицы под стержнем. Очень характерны часто находимые в могилах сарагашенского этапа бляшки в виде фигуры скачущего оленя и небольшие бронзовые коромыслообразные предметы неизвестного назначения со звериными головками на концах.

 

Так характеризуются могилы основной массы населения. Наряду с ними известны и могилы представителей высшей племенной знати, значительно отличающиеся от описанных. С.В. Киселёв в 1954-1956 гг. раскопал самый большой курган минусинских степей, находившийся в урочище Салбык среди нескольких таких же больших курганов. Это огромный земляной холм высотой в 11 м с циклопической каменной оградой двухметровой высоты, сложенной из массивных плит. Особенно крупные плиты весом по 30-40 тонн каждая, возвышавшиеся на 4-5 м над поверхностью земли, поставлены по углам и через равные промежутки вдоль стен ограды. В центре ограды находится погребальная камера, срубленная из толстых брёвен. Могила ограблена ещё в древности, и о богатстве погребального инвентаря мы ничего не знаем, но несомненно, что эта могила, судя по монументальности сооружений, особо знатного лица, вождя племени или племенного союза.

 

Последний этап тагарской культуры, тесинский (II-I вв.), известен нам по двум видам памятников. Прежде всего по огромным курганам, которые, подобно салбыкским, обставлены большим числом высоких каменных плит, но в отличие от них всегда расположены в степи не группами, а поодиночке.

 

В курганах по одной могиле. Это обширные камеры площадью в 30-50 м2, построенные из брёвен или горбылей, иногда в несколько рядов. Покрытие их, покоящееся на столбах, состоит из брёвен и толстых слоёв хвороста и берёсты. Кости множества скелетов лежат на дне могилы сплошной массой, разобраться в которой трудно. В одной могиле было погребено более 100 чел., в другой удалось насчитать 109 черепов, в остальных число погребённых не определено. Это несомненно родовые склепы, которые по истечении какого-то срока были закрыты и затем преданы огню. Во всех могилах дерево и берёста обуглились, частью сгорели. Сильно пострадали от огня и останки погребённых людей и вещей.

 

Другой вид памятников — это необычные для степей Енисея могильники, представляющие собой группы очень тесно расположенных могил (от 10 до 100 и более) на одном небольшом участке. Маленькие прямоугольные оградки длиной в 2-3 м, шириной в 1-2 м из вертикально

(191/192/193)

Типы могил и вещей четырёх последовательных этапов тагарской культуры.

(Открыть в новом окне)

(193/194)

поставленных плит пристроены друг к другу или отстоят одна от другой всего лишь на полметра. В каждой ограде сооружено по одной могиле в виде каменного ящика. Кроме того, многие могилы, особенно детские, втиснуты в тесные промежутки между оградами, или в простенок между могилой и стеной ограды, или, наконец, ящики меньших размеров опущены в более крупные ящики. В могилах часто погребено не по одному человеку, а по два, по три и до семи в одном ящике. Положение костяков в могиле и их ориентировка сильно варьируют.

 

Наличие на тесинском этапе двух различных по погребальному обряду типов кладбищ — могильников и больших курганов не находит пока своего объяснения. Принадлежат ли они разным социальным слоям общества, разным племенным или другим этническим образованиям или каким-то иным социальным категориям, сейчас решить трудно. Несомненно лишь то, что они одновременны, так как погребальный инвентарь их одинаков.

 

В отличие от сарагашенского этапа теперь бронзовых орудий уже нет. При погребённых находятся железные ножи, кинжалы, тёсла и другие орудия. Железные изделия воспроизводят форму предшествовавших бронзовых. Ножи, как и бронзовые цельнометаллические (без деревянной рукояти), часто с кольцом на конце рукояти. Из железа изготовлялись пряжки, ложечковидные застёжки, крюки для колчана и др.

 

Значительно отличается и глиняная посуда, хотя основная её масса сохраняет прежнюю форму банки со слегка выпуклыми боками и плоским дном. Эти сосуды, как правило, не имеют орнамента. Много сосудов на коническом поддоне, имитирующих форму «скифского» бронзового котла. Они имеют часто, как у котла, ручки и шнуровой орнамент. Наконец, характерны маленькие сосудики разных форм, в том числе прямоугольные, кубические, в виде блюдца с перегородкой и др.

 

Новым в погребальном обряде явился обычай посмертной трепанации черепа. Видимо, часть погребённых была мумифицирована, в связи с чем и делалась трепанация (для удаления мозга из черепной коробки). Появился и обычай покрывать лицо умершего гипсовой маской. На некоторых масках сохранилась роспись их красками. В последующее время, в первые века нашей эры, этот обычай получил на Енисее широкое распространение.

 

Рассматривая памятники тагарской культуры, можно видеть удивительно тесную связь между формами могильных сооружений, погребальными обрядами и инвентарём в курганах всех её четырёх этапов. Они отражают процесс развития культуры одной и той же этнической группы на протяжении длинного ряда веков без резких изменений в хозяйственном, бытовом и социальном укладах населения, без внезапных внешних воздействий в виде переселения значительных групп населения или культурных заимствований, коренным образом изменяющих хозяйство или бытовой уклад. И вместе с тем за семь веков существования тагарской культуры в процессе постепенного её развития произошли значительные изменения, главным образом во внешних формах бытового уклада.

 

Окружённые со всех сторон широкой полосой труднопроходимых горных хребтов или (с севера) беспредельной сибирской тайгой, древние племена енисейских степей находили всё же пути к культурному общению с другими степными племенами и развивали свою культуру в сходных с ними формах. Так, например, оружие их, отличное по некоторым деталям от оружия других племён, в основном было сходно с оружием не только соседних племён Тувы и Алтая, но и далеких скифских и ананьинских племён Восточной Европы. Это в первую очередь кинжалы, стрелы и чеканы. Также сходны формы конской сбруи. Особенно ярко близость культуры енисейских племён к культуре других степных скотоводческих

(194/195)

племён выразилась в их художественном творчестве, в так называемом «скифо-сибирском зверином стиле».

 

Основой хозяйства тагарских племён, продолжавших традиции предшествовавшей карасукской культуры, было по-прежнему яйлажное скотоводство и мотыжное земледелие. Указанный выше обычай обязательной похоронной тризны, для которой резали одного или двух животных, мог практиковаться только в обществе, важнейшей основой которого было скотоводство. Обычай обрабатывать трупы умерших для длительного их хранения, возможно, появился вследствие яйлажной системы хозяйства. На сарагашенском этапе наблюдаются первые случаи этого явления, а на тесинском этапе систематически применяется своеобразный способ сохранения облика умершего. Череп его трепанируется, удаляются головной мозг и мягкие покровы лица, череп обмазывается глиной и поверх этого покрывается гипсовой маской, довольно реально передающей черты лица умершего. Так подготовленный труп мог сохраняться долгое время, до возвращения на зимние жилища, где устраивались кладбища.

 

Яйлажное скотоводство обычно сочетается и с земледелием, с возделыванием полей в районе зимних поселений. О значительной роли земледелия в тагарское время говорит большое количество бронзовых серпов, известных по случайным находкам. Весьма вероятно, что глиняная посуда, находимая в могилах пустой, наполнялась не только молочной, но и растительной пищей. Во всяком случае обряд погребения с обильной мясной и молочно-растительной пищей указывает на вполне развитое пастушеско-земледельческое хозяйство, обеспечивающее безбедное существование основных слоёв общества.

 

Памятники тагарской культуры свидетельствуют о родовой организации общества, о родовой его сплочённости. На могиле каждого сородича на баиновском и подгорновском этапах воздвигалась каменная ограда, для сооружения которой доставлялись за несколько километров десятки массивных плит и четыре угловые плиты весом более тонны каждая. В устройстве таких могил принимал участие многолюдный коллектив. Родовые усыпальницы сарагашенского и тесинского этапов представляли собой ещё более трудоёмкие сооружения. Их возведение требовало сплочённого организованного труда многих десятков крепких мужских рук, чёткой сработанности и слаженности коллектива. И эта сплоченность коллектива создавалась, конечно, не в процессе сооружения могил, а на повседневной хозяйственной практике — на работах, связанных с ведением скотоводческого и земледельческого хозяйства, с пастьбой скота, устройством оросительных систем.

 

Сплочённость родового общества требовала чёткой его организации и наличия руководителей разных рангов.

 

На протяжении всех четырёх этапов тагарской культуры наблюдается удивительное однообразие погребений основной массы населения, выразившееся как бы в стандартности их обряда и погребального инвентаря. Но наряду с этим выделяются и более богатые могилы с более грандиозными сооружениями. Одни из них принадлежат, по-видимому, представителям родовой знати. В таких курганах подгорновского этапа, как Кара-Курган и Узун-оба №1, с их монументальными надмогильными сооружениями погребены, вероятно, вожди племени. Также наблюдаются богатые курганы с индивидуальными захоронениями на сарагашенском этапе (они принадлежат родовой знати) и отмеченная выше группа огромных Салбыкских курганов, которые следует рассматривать как усыпальницы вождей особо крупного племени или союза племён.

 

Мы видим, что наличие представителей родовой и племенной власти зафиксировано серией курганов подгорновского и сарагашенского этапов.

(195/196)

Можно предполагать, что на Енисее, как и на Алтае и в Скифии, уже с VII в. до н.э. установился военно-демократический строй родового общества и тагарские племена переживали его последнюю фазу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Оглавление тома