главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Сообщения Государственного Эрмитажа. [Вып.] LVI. СПб: Государственный Эрмитаж. 1995. Н.К. Качалова

Памятники культуры и искусства в первобытную эпоху.

// СГЭ [Вып.] LVI. СПб: 1995. С. 77-79.

 

В октябре 1988 г. на постоянной выставке отдела археологии Восточной Европы и Сибири был вновь открыт раздел «Памятники культуры и искусства в первобытную эпоху». По техническим причинам его реэкспозиция очень затянулась и свыше пятнадцати лет посетители Эрмитажа начинали знакомство с прошлым нашей страны лишь со скифской эпохи. Между тем, ярчайшие и уникальные памятники первобытности хранились в фондах, не доступные для обозрения. Ныне эта лакуна ликвидирована и новый раздел органически влился в существующую экспозицию.

 

Он претерпел значительные изменения по сравнению с тем, каким был раньше, прежде всего в самом принципе показа материала. Разработка научной концепции выставки велась в нескольких направлениях. Во-первых, обеспечить максимально полный территориальный охват памятников — от Чёрного моря до Байкала, от Карелии до Кавказа и Средней Азии. Во-вторых, дать хронологически последовательное их сопоставление, начиная с палеолита и до конца бронзового века; стремление показать, чем отличались жизнь, обычаи, верования людей, обитавших в одно и то же время на разных территориях, на конкретных материалах проиллюстрировать, что сближало охотников и рыболовов Онежского побережья с земледельцами среднеазиатских оазисов, скотоводов Причерноморья и казахстанских степей, а в чём проявлялась самобытность. В-третьих, представить наибольшее количество шедевров первобытного искусства при демонстрации культуры их творцов.

 

Поставленные задачи потребовали включения памятников Средней Азии, Казахстана и Сибири, прежде не экспонировавшихся на этой выставке. Богатейшие собрания отдела, значительно пополненные в результате работ его экспедиций и новых поступлений, позволяли вполне реально осуществить задуманное. Однако резкое увеличение количества экспонатов при тех же выставочных площадях (залы 11-14 первого этажа Зимнего дворца) вынудило отказаться от привычного комплексного показа конкретных памятников и перейти к обобщённой характеристике культур. К тому же интерьер анфилады этих залов весьма неудобен для размещения экспозиции. Множество окон, наличие колонн, пилястр исключали возможность использования крупногабаритных витрин, пришлось прибегнуть к более дробному оборудованию.

 

Оформление выставки производилось художниками Ленинградского отделения художественного фонда Я.Н. Грачёвым и В.С. Бодровым. Ими осуществлено декоративно-художественное решение, включающее разработку эскизно-технического проекта витрин, и выполнен монтаж экспонатов. К сожалению, изготовить выставочное оборудование в мастерских Эрмитажа в то время не представлялось возможным, поэтому оно было сделано в цехах Комбината живописно-оформительского искусства. Но процесс изготовления оказался непомерно долгим и сложным, что и вызвало задержку открытия выставки.

 

Металлические шкафы, горизонтальные витрины, кубы имеют необычный для Эрмитажа вид и на первый взгляд производят впечатление излишне декоративных и разнокалиберных. Однако вскоре убеждаешься, что оборудование максимально соответствует интерьеру залов и возможностям их экспозиционных площадей. Оно не только очень функционально для реализации столь обширного научного плана выставки, но и удобно в эксплуатации. Дверцы витрин снабжены резиновыми прокладками, что способствует герметичности.

 

С учётом заданных целей, материалы в залах организованы следующим образом. В витринах, помещённых над окнами [около окон], экспонированы памятники Средней Азии, Сибири и Казахстана, а у противоположных стен — Европейской части России и Кавказа. Начинается экспозиция с палеолита (зал 11), древнейшей эпохи развития культуры и искусства первобытных обществ. Новым в ней является тема, посвящённая происхождению человека, решённая на иллюстративных материалах, в остальном же она схожа с прежней, но пересмотрена и дополнена. Наряду с первыми в истории человечества орудиями труда из обсидиана, кремня, кости и рога широко показаны предметы искусства. Свидетельство его зарождения в мустьерский период — ритмические нарезки на костях и камнях, прообраз будущих орнаментов. Женские статуэтки и фигурки птиц из бивня мамонта, костяные пластины с узорами (витрина 6, 11) — характерные художественные изделия следующего периода, позднего палеолита. Среди них помещена глиняная скульптура человека, происходящая со стоянки Майнинская на Верхнем Енисее. Глиняная пластика является редчайшей находкой для палеолитических памятников мира, а данная вообще не имеет прямых аналогов.

 

В зале 12 представлены в основном памятники неолита и энеолита. На конкретных материалах показаны культур-

(77/78)

ные достижения этой эпохи: совершенство каменной индустрии, возникновение и развитие керамического производства, появление первых орудий труда из меди. Разнообразие типов орудий охоты и рыболовства обитателей северных лесов, как и орудий земледелия жителей южных земель в равной мере свидетельствуют о технических новшествах в обработке камня и рога.

 

Особое место занимает экспозиция (теперь значительно расширенная), посвящённая свайным поселениям, располагавшимся по берегам озёр между Ловатью и Западной Двиной (витрины 2-4), а также в горно-озёрном крае Восточного Урала (витрины 5, 6). Благодаря редкой сохранности предметов из органических материалов, прежде всего из дерева, до наших дней дошли уникальные образцы бытовой утвари: весло с резной рукоятью, передняя часть лыжи, полоз саней, обломок блюда с резным орнаментом, ручка ковша в виде головы медведя и множество других. Экспонаты рассказывают не только о жизни людей, но и об их художественном творчестве, ярко проявившемся в резьбе по дереву и кости. Помимо орнаментальных композиций, представлены и скульптуры (идол и голова лосихи, выполненные из рога).

 

Умение создавать изображения на плоскости нашло отражение в наскальных рисунках, образцы которых представлены на гранитном монолите с побережья Онежского озера, выставленном в центре зала. Образы зверей, людей и фантастических существ повествуют о верованиях той эпохи и о ритуалах, с ними связанных.

 

Об ином укладе жизни, других обычаях рассказывают памятники древнейших земледельцев юго-западных районов Северного Причерноморья и юга Средней Азии. Наибольшего совершенства эти племена достигли в изготовлении керамики. Сосуды, предназначенные для повседневного употребления, отличались разнообразием форм и пышным красочным декором. Развитие гончарного мастерства хорошо прослеживается на примере среднеазиатских памятников, самые ранние из которых относятся к VI тысячелетию до н.э., а поздние — к III тысячелетию до н.э.: от незамысловатой, с бедной росписью, посуды поселения Джейтун (витрины 25, 26) к изысканным, богато орнаментированным сосудам из поселения Кара-Депе и Геоксюр (витрины 27, 28). Столь же великолепна и глиняная посуда трипольских мастеров (витрины 15-23), живших на территории современной Украины и Молдовы в IV-III тысячелетиях до н.э. Исключительной выразительностью отличается мелкая глиняная пластика: фигурки зверей, статуэтки людей, преимущественно женщин. Они необычайно разнообразны, особенно последние.

 

Легко заметить, что формы и орнаменты сосудов, иконографическая и стилистическая манера пластики древнеземледельческого населения Северного Причерноморья отличны от среднеазиатских. Но общее сходство орнаментальных решений, повторение одних и тех же изображений отражают очень сходную систему мировоззрений людей, оставивших эти памятники.

 

Залы 13 и 14 отведены для хронологически последовательного экспонирования материалов бронзового века. Они подобраны так, чтобы конкретно показать основные черты эпохи, отличающие ее от других, — становление и развитие бронзолитейного дела, металлообрабатывающего производства, появление колёсного транспорта и верховой лошади, расширение ремесленной специализации; отразить общие явления исторического порядка этого периода — подъём производящего хозяйства, земледелия и скотоводства, развитие обмена и усиление контактов между племенами, возвышение роли вождей и выделение племенной знати.

 

В бронзовом веке ещё более усиливается культурная специфика отдельных регионов нашей страны, что особенно наглядно демонстрирует керамика. Это позволяет не только продолжить генеральную линию экспозиции, но и детализировать её. В зале 13 сопоставлены культуры степей (древнеямная, катакомбная, полтавкинская и срубная) и лесостепей (комаровская, белогрудовская и Ноа) Восточной Европы и синхронных культур Северного Кавказа. Зритель обнаружит сходство металлического и костяного инвентаря, отличие форм и орнаментации керамики.

 

Богатство природных ископаемых Кавказа, в том числе и залежи медных руд, сделало его крупнейшим центром металлообработки. Изделия кавказских мастеров были широко распространены в степных и лесостепных районах Восточной Европы, что и подтверждают выставленные вещи. Местные северокавказские культуры эпохи ранней бронзы (витрины 18-23) представлены материалами поселения Мешоко, погребений племенной знати в Майкопском кургане и в гробнице у ст. Новосвободной, а средний период (витрины 21-23) — курганными погребальными комплексами и кладами.

 

Подробный показ древностей бронзового века Сибири и Казахстана, начавшийся в зале 13, продолжен в зале 14. Близость к многочисленным рудным источникам рано породила у населения этих регионов навыки горного дела и металлообрабатывающего производства. Постепенно совершенствуясь, мастера достигли высокого технического уровня в изготовлении металлических изделий, выработали собственные, отличные от других того же времени, формы. Образцы их продукции представлены в экспозиции изделиями андроновских (витрины 24, 25) и карасукских (витрины 30, 31) мастеров.

 

Замечательны памятники искусства племен Южной Сибири (окуневская культура) — миниатюрные каменные антропоморфные головки, каменные плиты с изображениями животных, фантастических существ, личин (витрины 13, 17, 18); это мир их божеств и верований.

 

Завершают экспозицию зала 14 памятники кобанской культуры Северного Кавказа и колхидской Западного Закавказья, относящиеся к концу бронзового и началу раннежелезного века. Многовековая традиция художественной обработки металлов, столь присущая кавказскому населению, воплотилась здесь в изделиях, совершенных по технике и оформлению. Боевые топоры и кинжалы, уздеч-

(78/79)

ные наборы, принадлежности костюмов (пояса, застёжки, пряжки, подвески и браслеты) — таков их разнообразный набор. Многие предметы покрывались изображениями животных с помощью чеканки и гравировки. Фигуры зверей давались в рельефе, в скульптуре. Образам животных присуща жизненная достоверность и яркая динамичность.

 

Новый раздел выставки отдела, как всякая экспозиция, решенная не традиционно, имеет своих сторонников и противников. По записям в книге посетителей видно, что он пользуется успехом у публики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки