● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Е.Ф. Королькова. Звериный стиль Евразии. Искусство племён Нижнего Поволжья и Южного Приуралья в скифскую эпоху (VII-IV вв. до н.э.). Проблемы стиля и этнокультурной принадлежности. СПб: «Петербургское Востоковедение». 2006. Е.Ф. Королькова

Звериный стиль Евразии.

Искусство племён Нижнего Поволжья и Южного Приуралья
в скифскую эпоху (VII-IV вв. до н.э.).

Проблемы стиля и этнокультурной принадлежности.

// СПб: «Петербургское Востоковедение». 2006. 272 с. ISBN 5-85803-312-1

 

Оглавление

 

Введение. — 6

 

Глава I. История изучения и методические предпосылки исследования «савроматского» звериного стиля. — 8

Глава II. Зооморфные образы в искусстве Нижнего Поволжья и Южного Приуралья. — 36

Глава III. Образы верблюдов и их развитие в искусстве ранних кочевников Евразии. — 84

Глава IV. Орнаментированные кабаньи клыки и их имитации в скифскую эпоху. — 105

Приложение к Главе IV. Каталог орнаментированных клыков и их имитаций. — 125

Глава V. Основные композиционные принципы и схемы. — 129

 

Приложение 1. Бронзовые зеркала с выступом и «контурный» стиль зооморфных изображений. — 139

Приложение 2. Материалы к глоссарию искусствоведческих терминов и понятий, необходимых в исследовании скифского «звериного» стиля. — 143

 

Таблицы. — 169

Подписи к таблицам. — 235

Литература. — 252

Список сокращений. — 272

 


 

Введение.   ^

 

Звериный стиль евразийских номадов 1-го тыс. до н.э. отличается кардинальным свойством — доминирующей ролью образов животных и целой системой художественных приёмов, определяющих его формальные признаки. Именно эти признаки оказываются весьма дискуссионной проблемой. Скифо-сибирский звериный стиль — отражение мировоззрения кочевников Евразии во всей его многогранности, включая мифологическую систему и эстетические нормы. Яркие и экспрессивные анималистические образы выступают как изобразительные идеограммы, наполненные чрезвычайно значимой для носителей этой культуры информацией.

 

Стилизация фигур, несущая в себе те или иные изобразительные традиции, обусловлена также и прикладным характером искусства евразийских кочевников. Благодаря этому художественному приёму достигается гармония изображения с формой предмета. При этом часто искажаются естественные пропорции животных, которым могли придаваться вычурные условные позы, не соответствующие реальности, но усиливающие выразительность и декоративность изображения.

 

Древние художники в совершенстве владели мастерством композиции, решая самые сложные задачи размещения зооморфных изображений на ограниченном формой предмета пространстве. Иногда произведения звериного стиля включают множество образов, блестяще соединённых в декоративную замысловатую композицию, похожую на изобразительную головоломку.

 

Животные также могут быть представлены в виде одиночных фигур либо в сценах борьбы или терзания. В качестве самостоятельных мотивов часто выступают голова или отдельные части животных. Однако эти одиночные мотивы, как правило, включены в общий смысловой контекст декора (будь то украшения одежды или конской сбруи) и в этом контексте «читаются» как носители содержательной концепции.

 

Искусство евразийских ранних кочевников отличается комплексом определённых признаков, включающим стилизационные приемы и традиционные композиционные схемы.

 

Скифо-сибирский звериный стиль остаётся одним из самых интересных и загадочных феноменов древней художественной культуры как в аспекте содержания, так и с точки зрения анализа формы. Проблема происхождения искусства звериного стиля на протяжении столетия заставляет исследователей обращаться к разным культурным регионам древнего мира в поисках прототипов и истоков самобытного зооморфного изобразительного творчества, ставшего одной из главных особенностей культур ранних кочевников Евразии в 1-м тыс. до н.э. и вошедшего в научный обиход под весьма общим и условным наименованием — «скифо-сибирский звериный стиль». Тем не менее приходится признать, что, несмотря на существование известных параллелей в искусстве разных народов древности, обнаружить прямую генетическую связь и непосред-

(6/7)

ственную формальную зависимость от какой-то определённой художественной культуры Древнего Востока или античного мира невозможно. Искусство «звериного стиля» представляет собой феномен, присущий исключительно своей эпохе и своей этнокультурной среде и, в известной степени, связанный с психоинтеллектуальными особенностями ранних кочевников Евразии. Это не исключает возможности существования в предшествующие времена изобразительных прототипов для зооморфных образов скифо-сибирского звериного стиля в искусстве других культур и наследования определённых традиций и формальных стереотипов в последующие эпохи.

 

Скифо-сибирский звериный стиль как художественное явление, его происхождение, содержание и средства выражения — одна из кардинальных проблем скифологии. След скифской культуры в истории столь же явственен, сколь отчётлива печать заимствований и влияний других культур на органичном в своей выразительности, ярком и самобытном художественном феномене скифо-сибирского звериного стиля. Культуры Древнего Востока, с которыми номадам в силу исторических обстоятельств пришлось соприкоснуться, стали своего рода донорами для формирующегося скифского искусства. Уже не одно десятилетие не теряет своей актуальности и остроты дискуссия о возможных корнях скифского искусства, которая сводится в основном к оппозиции центральноазиатской [Боровка 1928; Тереножкин 1976; Hrouda 1983; Kossak 1987; Шер 1998 и т.д.] и переднеазиатской [Ростовцев 1925; Артамонов 1973; Погребова, Раевский 1992; Канторович 2002] гипотез. Были предприняты также попытки обосновать полицентрическую теорию происхождения скифского искусства [Грязнов 1978; 1980; Яценко, Раевский 1980; Переводчикова 1994]. Звериный стиль — это своеобразная проекция истории древних народов Евразии на плоскость изобразительного искусства. Искусство евразийских кочевников 1-го тыс. до н.э., ставшее одной из основных характеристик скифской культуры, обладая свойствами феномена как в содержательном, так и в формальном аспектах, чрезвычайно вариативно. Отдельные памятники обнаруживают не только формальное сходство, но и несомненную генетическую зависимость от художественных традиций разных, в том числе и весьма удалённых друг от друга, регионов Евразии, государств и этносов. Нельзя не подчеркнуть, что сама скифская культура, как, очевидно, и этнический состав кочевников, которых принято связывать с именем скифов, на протяжении всей истории Скифии не оставались неизменными и однородными [Алексеев 1992].

 

Несмотря на многолетние усилия учёных, значительные результаты их трудов и даже выдающиеся открытия, приходится признать, что скифская культура в целом, её происхождение и смысл искусства звериного стиля по-прежнему остаются проблемами, требующими разрешения, и являются для современного исследователя задачей сколь сложной, столь и заманчивой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки