главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Е.И. Кычанов, Б.Н. Мельниченко. История Тибета с древнейших времён до наших дней. М.: «Восточная литература». 2005. Е.И. Кычанов, Б.Н. Мельниченко

История Тибета с древнейших времён до наших дней.

// М.: «Восточная литература». 2005. 351 с. ISBN 5-02-018365-2

 

Содержание

 

Предисловие. — 3

 

Вводная часть. — 6

Краткая географическая справка. — 6

Археология Тибета. — 12

Легенды о сотворении мира и происхождении тибетского народа. — 14

Происхождение тибетцев. — 18

Ярлунская династия. — 22

 

Часть I. История Тибета до XIX в. — 29

Тибет в V-VI вв. — 29

Великий Тибет. Правление Сонцэн Гампо. — 33

Буддизм и бон в первой половине VII в. — 40

Правление клана Гар. — 45

Договор 730 г. — 49

Падение Чанъани. — 53

Введение буддизма. — 58

Завершение войн Китая с Тибетом. — 62

Последние цэнпо Великого Тибета. — 66

Экономика и административное устройство Великого Тибета. — 70

«Новое возжигание пламени веры». — 75

Сакья. — 80

Тибет во времена правления в Китае династии Юань. — 88

Падение власти Сакья. — 95

Цзонкапа, Гэлугпа и Далай-ламы. — 103

Ойраты и Далай-лама V. Сложение теократического Тибетского государства. — 113

Визит Далай-ламы V в Пекин. — 120

Тибет во второй половине XVII в. Правление Далай-ламы V и Сангье Гьяцо. — 122

Далай-лама VI. — 133

Правление Лхавсан-хана. — 138

Амбани в Лхасе. — 140

Правление Полханэ. — 144

Иностранцы в Тибете. — 146

Попытка антицинского переворота. Правление Далай-ламы VII. — 147

Тибет накануне тибето-непальской войны. — 151

Тибето-непальский конфликт в конце XVIII в.

Результаты тибето-непальской войны 1788-1792 гг. — 152

 

Часть II. Тибет в XIX в. — 155

Далай-ламы и политика изоляции. — 155

Тибет и соседи. — 163

Внутренняя борьба в Тибете. — 164

Экономика, социальные отношения и государственно-административное устройство Тибета. — 167

Границы и население. — 167

Экономика. — 168

Государство. — 173

Лхасская знать и дворянство. — 176

Местное дворянство. — 179

Княжества. — 181

Земельные отношения. — 184

Земельный налог. — 185

Налоги на домашний скот. — 186

Три типа земельных владений. — 187

Привилегированные и простолюдины. — 192

Тибетская армия. — 193

Восточный Тибет. — 195

Тибет — часть Цинской империи. — 200

 

Часть III. Тибет в конце XIX — начале XX в. — 203

Начало правления Далай-ламы XIII. — 203

Первый натиск англичан. — 204

Российско-тибетские контакты и связи на рубеже XIX и XX вв. — 206

Экспедиция Янгхазбенда. — 207

Лхасская конвенция 1904 г. — 210

Китайско-английская конвенция 1906 г. и Конвенция между Россией и Великобританией 1907 г. — 214

Далай-лама в Монголии и Пекине. — 215

Попытка Цинов установить прямой военный контроль над Тибетом и превратить его в обычную провинцию. — 216

Далай-лама в Индии. — 219

События 1911-1912 гг. и возвращение Далай-ламы в Лхасу. — 219

Тибето-монгольский договор 1913 г. — 222

Переговоры представителя Далай-ламы в Петербурге и позиция невмешательства царского правительства. — 223

Конференция в Симле 1913-1914 гг. — 224

Первые японо-тибетские контакты. — 226

 

Часть IV. Тибет в 1913-1949 гг. — 228

Первые мероприятия правительства Далай-ламы XIII. — 228

Положение в Каме. — 229

Тибет в 20-х — начале 30-х годов XX в. — 230

Советские миссии к Далай-ламе XIII. — 237

Смерть Далай-ламы XIII. Борьба за власть в Лхасе в 1934 г. — 239

Поиски и интронизация Далай-ламы XIV. — 245

Контакты между тибетским правительством и центральным правительством Китая. — 247

Положение в Каме и Амдо в 30-е годы. — 252

Китайская Красная армия в тибетских районах Китая. — 253

Партия реформ Западного Тибета. — 254

Тибет в годы Второй мировой войны. — 254

Тибет в первые послевоенные годы. — 256

 

Часть V. Образование КНР. Тибет в 1949-2000 гг. — 259

Тибет в 1949-1951 гг. — 259

Соглашение 23 мая 1951 г. — 259

Национальная политика КПК после образования КНР. Создание тибетских национальных округов и уездов. — 263

Тибет в 1951-1959 гг. — 265

Развитие сельского хозяйства, промышленности, транспорта, связи, торговли, просвещения и здравоохранения. — 265

Политика «единого фронта» в Тибете. — 267

Китайско-индийское и китайско-непальское соглашения относительно Тибета. — 270

Изменения в административной системе Тибета. Создание Подготовительного комитета по образованию Тибетского автономного района. — 270

Поездка Далай-ламы и Панчен-ламы в Индию. — 274

Движение миман-цзондю в Лхасе и вооруженные выступления в Каме. Антикитайское движение 1959 г. — 275

Реформы в Тибете. Создание Тибетского автономного района. 1959-1965 гг. — 278

Административная реформа. — 279

Социальные преобразования. Аграрная реформа. Кооперирование. — 281

Реформа буддийской церкви. — 283

«Великая пролетарская культурная революция» и Тибет в 1966-1969 гг. — 284

Тибет на завершающем этапе «культурной революции» (1970-1976). — 288

Кампании по созданию «народных коммун» и «критике Линь Бяо, Конфуция и Далай-ламы». — 289

Развитие промышленности. — 290

Просвещение и культура в 70-е годы. — 290

Тибетский автономный район КНР в эпоху реформ (после 1978 г.). — 291

Утверждение в КНР нового курса реформ и «внешней открытости». Новый подход к решению общественных и государственных проблем. — 291

Контакты и переговоры между правительством КНР и Далай-ламой. — 292

Новый курс социально-экономической политики. Позитивные тенденции в развитии Тибета в 80-е годы XX в. — 293

Тибетская эмиграция. Деятельность Далай-ламы XIV. Волнения в Лхасе в конце 80-х — начале 90-х годов. — 297

Тибетский автономный район в 90-е годы XX в. — 300

Тибетский автономный район КНР на рубеже XX и XXI вв. — 301

 

Заключение. — 308

 

Хронология. — 310

Библиография. — 319

Указатель имён. — 327

Указатель географических названий. — 339

 


 

Предисловие   ^

 

Мысль написать историю Тибета от древности и по возможности до наших дней возникла у авторов в рамках поддер­жания сотрудничества вузовской и академической науки. Оба авто­ра не являются профессиональными тибетологами-историками. К сожалению, после безвременной кончины сотрудника Института Дальнего Востока РАН В.А. Богословского и сотрудника Институ­та общественных наук Бурятского филиала СО АН СССР (ныне Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН) P.E. Пубаева в России очень мало историков, которые могли бы ра­ботать с тибетскими источниками и использовать хотя и не очень значительную, но всё возрастающую в объёме литературу по исто­рии Тибета на современном тибетском языке.

 

Курс истории Тибета эпизодически читался и читается на вос­точном факультете Санкт-Петербургского государственного уни­верситета. И оба автора, китаисты-историки по образованию, неод­нократно читали этот курс. Кроме этого, на кафедре истории стран Дальнего Востока читаются курсы этнографии и географии Тибета. С 2002-2003 гг. там же началось обучение студентов по специально­сти «История Китая (Тибета)» и имеется группа историков Монго­лии и Тибета. Данный труд может служить в некотором роде учеб­ным пособием по истории Тибета.

 

В европейской и американской науке, насколько нам известно, пока нет общей истории Тибета, несмотря на резкий подъём евро­пейского и американского тибетоведения после появления в евро­пейских и американских университетах эмигрантов из Тибета. Имелся, а возможно, и имеется гигантский проект проф. Дитера Шу по написанию фундаментальной истории Тибета, но, кажется, он пока не осуществлён.

 

Не владея тибетским языком, авторы не пользовались тибет­скими источниками в оригинале, обращаясь лишь к их переводам на европейские и китайский языки. Что касается рекомендации тибетских первоисточников и их оценки, то российская наука, не-

(3/4)

когда занимавшая ведущие позиции в мировом тибетоведении, может похвастаться книгой А.И. Вострикова «Тибетская историче­ская литература» (1962), которую продолжатель дела А.И. Востри­кова Дэн Мартин назвал «классической и всё ещё незаменимой» [Martin, 1997, р. 19]. В работах А.И. Вострикова и Дэна Мартина, ко­торому помогала Йэль Бентор, всякий интересующийся тибетской исторической литературой и владеющий тибетским языком найдёт необходимые для него сведения.

 

По Тибету, что естественно, очень много работ на китайском языке. Опубликована библиография китайских трудов по Тибету с 1949 по 1991 г. [Catalogue of Chinese Publications, 1994]. Из общих трудов китайских историков по истории Тибета нами была исполь­зована работа коллектива авторов «Цзанцзу цзяныпи» — «Краткая история тибетского народа» (1985).

 

Предлагаемая вниманию читателя книга — светская история Тибета. Тибетский буддизм упоминается в ней как часть граждан­ской и политической истории страны. Буддизм исповедуют в Рос­сии буряты, калмыки, тувинцы, в своеобразной форме бурханисты Алтая. Поэтому Тибет не чужд России, и наша страна должна иметь собственную политику по отношению к лидерам тибетского буддизма. Россия обладает самым большим собранием старой тибет­ской печатной (ксилографы) и рукописной книги за пределами Китая, Тибета и Монголии. Это значительное культурное наследие, которое пока осваивается с большим трудом.

 

Тибет веками был самостоятельным субъектом исторического процесса в Азии. С XVIII в. он стал частью цинского Китая, а после вступления в Тибет в 1951 г. Народно-освободительной армии Ки­тая является частью Китайской Народной Республики и признаёт­ся российским правительством неотъемлемой частью Китая. Обра­зование Тибетского автономного района, преобразования и ре­формы в Тибете, осуществлявшиеся правительственными органами, проходили с большим трудом. Весной 1959 г. Далай-лама XIV поки­нул Тибет, что тоже осложнило и осложняет продвижение Тибета по пути преобразований. Довольно значительная часть тибетцев проживает в эмиграции. Китайское правительство много делало и делает для превращения тибетского традиционного общества в современное, но на этом пути остается ещё немало трудностей.

 

За полторы тысячи лет своей истории тибетский народ создал свою яркую и своеобразную культуру, оказавшую огромное влия­ние на монголоязычный мир, на народы и государства южных склонов Гималаев. И Европа, и Америка испытывают заметное

(4/5)

увлечение тибетской религиозной культурой, в разных формах это увлечение присутствует и в нашей стране. Тем более, как полагают авторы, важно дать в руки студентам, преподавателям, всем, кто увлекается Тибетом, достаточно краткое и достоверное изложение его истории. Авторы верят, что тибетская цивилизация займёт своё достойное место в культуре народов Китая, культуре народов Азии и, шире, культуре всего человечества.

 

Е.И. Кычановым написаны Вводная часть и часть I (до разде­ла «Тибет накануне тибето-непальской войны» включительно), Б.Н. Мельниченко — окончание части I (от раздела «Тибето-не­пальский конфликт») и части II-V. Предисловие и Заключение на­писаны авторами совместно.

 

Имена собственные и топонимы переданы в работе при помо­щи русской транскрипции, основанной на центральнотибетском (лхасском) произношении, их транслитерация по общепринятой системе Т. Уайли приведена в указателях, помещённых в конце книги. Авторы благодарят А.Д. Цендину и E.H. Афонину за по­мощь в работе по составлению указателей и унификации написа­ния имён. В ряде случаев авторы сочли необходимым сохранить устоявшееся уже в отечественной востоковедной литературе напи­сание, например наименования частей Центрального Тибета — Цзан и Уй, имя основателя школы Гэлугпа — Цзонкапа. Следует отметить, что в некоторых случаях не представлялось возможным выяснить тибетское написание имени того или иного лица, ин­формация о котором почерпнута авторами из англоязычной лите­ратуры, — такие имена, к сожалению, представлены в указателях без транслитерации.

 


 

Заключение   ^

 

На суд читателей вынесен краткий очерк истории Тибета, включающий отдалённую древность и полтора тысячелетия тибетской государственной истории. Многое пришлось излагать кратко, что объясняется ограниченным объёмом книги, недоступностью части литературы, в том числе и на китайском языке, тем, что авторы могли использовать тибетоязычную литературу только в переводах.

 

Ныне, как это признаётся большинством международного сообщества, Тибет является частью Китайской Народной Республики. Это не всегда было так, процесс сближения с Китаем был многовековым и трудным. Мы старались показать это на фактическом материале, стремясь держаться в стороне от тех острых споров и политических спекуляций, которые только мешают восстановлению правды. С VII в. н.э. Тибет вошёл в орбиту Центральноазиатской и Восточноазиатской цивилизаций, столкнулся с цивилизацией Ближнего Востока. Обладая до настоящего времени самобытной культурой, Тибет в области традиционной идеологии и религии, культуры религиозной всегда тяготел к Индии.

 

Территория Тибета, являясь основой для компактного проживания тибетского этноса, в процессе политической и социально-экономической истории не раз бывала разделённой, и для тибетской истории постоянно была характерна борьба центростремительных и центробежных сил, борьба, которая чаще всего облекалась в одежды борьбы религиозной — бон и буддизма, различных направлений (школ) буддизма. В конечном итоге верх одержала школа Гэлугпа, которая нашла активную поддержку вне Тибета в монголоязычном мире.

 

Известно, что за более чем 3000-летнюю историю в Китае сформировались своеобразные формы отношений с соседними народами и государствами. Эти отношения предполагали сакральную мироустроительную функцию китайского императора, его отношения с соседями как старшего с младшими, обязанными предоставлять

(308/309)

дань. Внешней оболочкой этих отношений нередко были семейно-родственные (государи Тан и Тибета — дядя и племянник). Они оформлялись родством (договоры хэ цинь). Однако Тибет как мощный религиозный центр имел свою нишу в этих отношениях, со времён династии Юань это были отношения милостынедателя и охранителя веры с наставником в вере. Отношения императоров Цин и Далай-лам носили личностный характер.

 

С начала XVIII в., с появлением амбаней в Лхасе и китайских гарнизонов династия Цин установила контроль над Тибетом. В новое время Великобритания, Россия и другие державы не ставили под сомнение особые права Китая в отношении Тибета.

В эпоху КНР произошла качественно новая интеграция Тибета в состав Китая. Общекитайские процессы отныне оказывают преобладающее влияние на положение дел в самом Тибете.

 

Вместе со всем Китаем и как его неотъемлемая часть Тибет вступает в XXI в., следуя курсом реформ и «внешней открытости» и с планами дальнейшей всесторонней модернизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки