главная страница / библиотека / к оглавлению тома / обновления библиотеки

Л.Р. Кызласов

Культура древних уйгур (VIII-IX вв.).

// Степи Евразии в эпоху Средневековья. Серия: Археология СССР. М.: 1981. С. 52-54.

 

[ Рис. 30a, 30b, 31 ]

 

Археологические памятники древних уйгур Центральной Азии относятся к периоду существования Уйгурского каганата (745-840 гг.). История этого каганата, с главным городом Орду-Балыком на р. Орхоне, ещё не написана. Города и памятники древних уйгур на территории современной Монголии почти не изучены. Очень небольшие раскопки Орду-Балыка (ныне городище Хара-Балгас) были произведены B.Л. Котвичем в 1912 г. [Котвич В.Л., 1914] и С.В. Киселёвым в 1949 г. [Киселёв С.В., 1957]. Впервые крепости и курганы центральноазиатских уйгуров исследованы в Туве [Кызласов Л.Р., 1959; 1960в; 1964а; 1969а] и в Забайкалье [Кызласов Л.Р., 1959а; 1969, с. 74] в наше время (рис. 30).

 

Уйгуры — один из древнейших тюркоязычных народов Центральной Азии. Они ведут происхождение от одного из племён теле. В IV-VI вв. уйгуры постоянно боролись за свою самостоятельность, но только после гибели Восточно-Тюркского каганата (в 745 г.) смогли создать собственное государство. Западная граница их каганата проходила по Монгольскому Алтаю, восточная достигала верховий Амура и современной территории Маньчжурии, южная — танского Китая, а северная — оз. Байкал. В 750-751 гг. уйгуры завоевали Туву. Её земли стали северо-западным оплотом государства. В 758 г.

(52/53)

уйгурские войска совершили поход в древнюю Хакасию, а в 756-759 гг. их армия помогла танскому императору разгромить в Китае большое антифеодальное восстание. Около 820 г. началась длительная война с древними хакасами, которым в 840 г. удалось разбить уйгурские войска, убить их кагана и захватить Орду-Балык. После гибели каганата отдельные отряды уйгур, бежавших на восток и юг, продолжали сражаться до 847-850 гг. Основные массы этого народа переселились в Восточный Туркестан и Китай.

 

В уйгурское время в Туве появились окружённые степами города и крепости. Была сооружена огромная система пограничных укреплений, охранявшая каганат с севера. Эта система состояла из длинной пограничной стены, в которую были встроены крепости и опорные пункты. Вся система располагалась дугой, обращённой на север. Начинаясь от верховьев р. Хемчик, она проходила по его долине, пересекая р. Чаадан, устье Ак-Суга, и затем выходила на левобережье Улуг-Хема между его притоками Чаа-Холь и Барык. На всем протяжении длинной стены располагалось 17 пограничных крепостей (рис. 31, Е).

 

Все крепости представляли собой четырёхугольники размером от 0,6 до 18,2 га, окружённые мощными глинобитными или сложенными из сырцового кирпича стенами. Некоторые имели округлые оборонительные башни, расположенные по углам и около ворот. Ворот было часто двое. Вокруг крепостей шли глубокие рвы. Крепости и соединявшие их глинобитные стены располагались стратегически продуманно, прикрывая со стороны Саянского хребта центральную Туву от возможного вторжения северных соседей — древних хакасов (рис. 31).

 

Некоторые из крепостей были в то же время и административными центрами. Таковы пять крепостей, расположенных в районе г. Шагонара. Четыре из них прикрывали III Шагонарское городище, отличающееся от всех остальных не только наличием десяти округлых башен, но и особой внутренней цитаделью (рис. 31, Б, В). При раскопках цитадели открыты остатки необычного здания столбовой конструкции, крытого желобчатой черепицей и содержавшего обломки дорогой посуды и танского фарфора. Вероятно, здесь находилась ставка наместника кагана в Туве [Кызласов Л.Р., 1959; 1969].

 

Все крепости были центрами осёдлости, земледелия, ремесла и, вероятно, торговли. В них стояли военные гарнизоны. Раскопки выявили остатки больших каркасных зданий, крытых тяжёлыми черепичными крышами, длинных помещений казарменного типа и землянок. Обнаружены железные шлаки — свидетельство металлургического производства. Особенно много найдено сломанных зернотёрок и жерновов, каменных ручных мельниц, свидетельствующих о занятии населения земледелием (рис. 30, 11, 37). Использовались привозные плуги (найден железный чечевицеобразный отвал сложного танского плуга) (рис. 30, 12). Находки пряслиц от веретен говорят о существовании домашнего ткачества, а обломки глиняных сосудов, часть которых сделана на гончарном круге, позволяют заключить, что здесь жили ремесленники-гончары. Из-за небольшой площади раскопок на городищах ещё не вскрыты остатки производственных мастерских.

 

Около крепостей Шагонарской группы раскопаны два уйгурских могильника (Чааты I и II), резко отличавшиеся от погребальных сооружений местных племён. Это земляные курганы с погребениями в катакомбах или ямах. Погребения совершались на дощатых настилах или подстилках, изредка в обтянутых берестой деревянных гробах на дне глубоких катакомб с входными ямами или просто в ямах (Кызласов Л.Р., 1969, с. 65-74). Лазы из входных ям в катакомбы закрывались деревянными решетками, частоколом, досками, камнями. Камеры катакомб ориентированы перпендикулярно входным ямам или параллельно им. Некоторые имеют лаз в одном из углов входной ямы, располагаясь наискось от её оси.

 

В таких могилах хоронили мужчин, женщин и детей на спине, в вытянутом положении, обычно в одиночку. Преобладает северная с отклонениями ориентировка. В головах умерших ставили питьё в вазах пли вазообразных сосудах и густую пищу типа каши в банкообразных сосудах. Обнаружено шесть типов глиняных сосудов: 1) гончарные вазы (большие, малые и узкогорлые шаровидные), украшенные штампованным орнаментом и вертикальными полосами лощения; 2) лепные вазы, украшенные усиками пли фестонами из налепных рассеченных валиков, а также налепами под венчиком; 3) узкогорлые гладкие грубые сосуды, имитирующие вазы: 4) кувшины гладкие; 5) баночные сосуды с гладкой шейкой, обычно гладкие пли украшенные рассеченными валиками; 6) горшки с уступом под венчиком, чаще гладкие, реже украшенные налепами на венчике и рассечёнными валиками; иногда к тому же с шероховатой поверхностью низа сосуда (рис. 30, 1-7).

 

В могилы ставились также железные клёпаные круглодонные котлы для варки пищи с вертикальными или горизонтальными ручками (рис. 30, 8, 10) и сферические медные котлы с железными ручками (рис. 30, 9). В головах помещали куски мяса овец, коз, быков и ножи (рис. 30, 36). Иногда головы овец и коз укладывались в деревянных корытцах. Нередко в могилах находили остатки деревянных узкогорлых сосудов и чаш.

 

В женских могилах обнаружены пряслица, сделанные из стенок ваз, из белого пли зеленого камня или глины (рис. 30, 28), костяные игольники, бусы из стекла и камня, подвески из клыков животных; в детских — бусы, ожерелья из просверленных мелких косточек грызунов, клыков медведей. Младенцев хоронили в тюркских колыбелях с мочеотводнымп трубками, изготовленными из бараньих костей (рис. 30, 35).

 

С оружием погребали лишь избранных мужчин. Обнаружены остатки боевых сложных луков «гуннского» типа с роговыми накладками (рис. 30, 13) и наконечники стрел из железа и кости (рис. 30, 14-19). Длина распущенных луков — 1,4 м. От одежды сохранились обрывки шёлковых и шерстяных тканей, кручёных шнурков, бронзовые и железные поясные пряжки (рис. 30, 20-24). Найдены железные скобки, гвозди со шляпками (рис. 30, 29), пластины и бронзовая круглая бляшка со штырьком.

 

Часто встречаются в могилах погребённые, погибшие на войне. У многих головы посечены мечами и

(53/54)

пробиты стрелами, у некоторых они отрублены и отсутствуют, у иных рассечены кости рук, ног, шеи, ключицы и т.п. Несросшиеся повреждения обнаружены на скелетах женщин и подростков.

 

Такая картина дополняется раскопками III Шагонарского городища. Его здания были сожжены и разграблены, а в руинах найдена верхняя черешковая часть двулезвийного меча, возможно сломанного в пылу сражения.

 

Погребённые под земляными курганами относятся по своему физическому типу к брахикранной европеоидной расе с монголоидной примесью и близки по облику к современным уйгурам ц узбекам. Многие женские черепа деформированы [Алексеев В.П., 1962].

 

Интересны данные о поминальном обряде. Под насыпью уйгурских курганов с северной или северозападной стороны находятся поминальные жертвенники, выложенные из каменных плиток. На них приносили жертвы душе умершего во время погребения. Пищу и питьё бросали и возливали на небольшой костёр. Остатки его затем забрасывали во входную яму, в засыпке которой встречаются древесные угли и иногда кости животных. Последние также находятся на жертвенниках или разбросаны под насыпью. Это кости овец, быков, жеребят, иногда в насыпи находили тщательно уложенную целую голову лошади.

 

Памятники уйгур, к сожалению, ещё недостаточно выявлены в Монголии и Забайкалье. Однако и там известны аналогичные рассмотренным крепости и даже города (вплоть до р. Аргуни), отдельные уйгурские погребения (Узкое место, могила 1 и Кнприяновка, могила 1, раскопанные в 1899 г.) [см.: Талько-Грынцевич, 1902, с. 50, 53, табл. XI]. Известны также местонахождения развеянных ветром поселений и могил в долинах рек Селенга, Сава, Чикой, Баргузин и Онон, где найдена посуда типа «уйгурских» ваз и горшков [Кызласов Л.Р., 1959, с. 71-73; Хамзина Е.А., 1970, табл. XIV, 2, 7, 8; Гришин Ю.С., 1962, рис. 38, 8]. Посуда уйгурского типа, кажется, обнаружена и на островах оз. Байкал [Свинин В.В., 1976, с. 176].

 

В Центральной Азии только селенгинские уйгуры ставили мужские каменные изваяния, на которых изображались шапки, поддерживаемые обеими руками сосуды и наборные пояса с многочисленными привесками и сумочками. При уйгурах такие изваяния появились и в Туве, а одно известно даже в Хакасии. Эти реалистичные и тщательно изготовленные скульптуры мужчин — памятники особо отличившимся героям. Они устанавливались в одиночку, лицом на восток. Их отличает ряд признаков: наличие особых шапок или головных уборов в виде кос; рельефно изображенных сосудов, которые фигуры держат обеими руками; пояса имеют много привесок, среди которых обычны фигурные привески с сердцевидными прорезями. Эти изваяния VIII-XI вв. высекались из серого гранита (рис. 30, 65).

 

В период Уйгурского каганата в Центральной Азии и Южной Сибири продолжался процесс феодализации. Каган уйгуров раздавал лучшие земли своим феодалам. Эксплуатации зависимого населения содействовала религия — буддизм. С 763 г. государственной религией уйгуров становится манихейство, заимствованное через Среднюю Азию. Основные средства производства — земля (пашни и пастбища) и скот — находились в собственности уже на основе феодального права. Земледелие было плужным с применением тягловой силы животных и искусственного орошения. Значительная часть населения занималась скотоводством.

 

Важное значение в каганате имела торговля с Китаем и Средней Азией, причём в Уйгурии находились в обращении танские и среднеазиатские монеты. Среди уйгуров были купцы, торговавшие не только лошадьми и другим скотом, но и рабами, ценной пушниной и даже изготовлявшейся в каганате белой тонкой шерстяной тканью.

 

Памятники говорят о самобытности уйгурской цивилизации. Материальная культура уйгуров имеет глубокие центральноазиатские корни, и именно уйгуры начали серьёзно насаждать в центральноазиатских степях и в Южной Сибири осёдлую цивилизацию с обширными многоквартальными городами и крепостями.

 

Уйгуры в VIII-IX вв. имели ту же письменность, что и их предшественники — древние тюрки. Это руническая письменность, основанная на орхонском алфавите.

 

Своеобразная и высокая культура древних уйгуров оставила значительный след в истории народов Центральной Азии и Южной Сибири.

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / к оглалению тома / обновления библиотеки