главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Древние культуры Евразии. Материалы международной научной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения А.Н. Бернштама. СПб: «Инфо-ол», 2010. П.Б. Лурье

Карлуки и яглакары в согдийской нумизматике Семиречья.

// Древние культуры Евразии. СПб: 2010. С. 279-284.

 

Подготовлено по тексту, присланному автором;
см. также скан: .pdf, 4,3 Мб

 

Доисламская нумизматика Семиречья занимала важное место в кругу научных интересов Александра Натановича Бернштама. В статье «Тюргешские монеты (Бернштам 1940) он показал, что монеты с упоминанием племени тюргешей, впервые ставшие известными науке в результате раскопок Лекока в Турфанском оазисе и частично прочитанные Ф.В.K. Мюллером в 1911 г., действительно, в массе своей происходят из области расселения тюргешей, то есть, из Семиречья, и относятся к первой половине — середине VIII в., т.е. ко времени расцвета их государства.

 

В статье «Новый тип тюргешских монет» (Бернштам 1951) вводятся в научный оборот монеты, известные в нумизматике под именем «тухусских». Определение этих монет как чеканившихся племенем тухси (которое в источниках упоминается как суверен восточной части Чуйской долины на рубеже прошлого тысячелетия) определяется чтением легенды как txws’nk xwβw. Однако В.А. Лившиц, который первым предложил это прочтение, теперь пишет «Это название [тухусские — П.Л.] < ... > связывается с именем тюркской племенной конфедерации tuxsī — связь, следует признать, весьма отдалённая...» (Лившиц 2002: 167). Нет недостатка и в иных прочтениях легенды: у Дж. Клосонa (Clauson 1961: 11-13), Ф. Tьерри (Thierry 1999: 329, 330), Л.С. Баратовой (Baratova 1999: 226-330) — p’tm’s, …tm’/ns γwβ, wγ(’)tm’nk, tγ’wms/wγ’tmns/w’γwm’s, p’tm’s, wγ’tmys’, wγtmγai, P’tmys’. Недавно японский согдолог Ю. Ёсида (Yoshida 2000: 83, 85) прочитал монету как wn’ntm’x xwβw «правитель Уанантмах». Такое чтение имеет несомненное достоинство

(279/280)

перед другими предлагавшимися: мы имеем в таком случае дело с реальным, отмеченным в другом тексте и этимологически трансперантным согдийским именем, букв. «побеждающая Луна». Ни одно из изображений монет данного типа, с которыми мы имели возможность ознакомиться, не противоречит такому прочтению.

 

За более чем полвека, прошедшие со смерти А.Н. Бернштама, было найдено множество ранее неизвестных монетных типов, ходивших в Семиречье, особенно в Чуйской и Таласской долинах в эпоху, предшествовавшую образованию государства Караханидов. Эти монеты сделаны преимущественно по китайскому образцу: бронзовые, литые, круглые, с квадратным отверстием в центре. Такие монеты аниконичны, и несут на себе только знаки различных племён и династий — тамги, и надписи. Письмо и язык надписей — согдийские, однако в них много имён, этнонимов и титулов тюркского происхождения.

 

Один из монетных типов представлен несколькими монетами, обнаруженными начиная с лета 2007 г. на городище Шиш-тюбе около города Кара-Балта в западной части Чуйской Долины. Они, совершенно идентичные по размеру, по текстам и изображениям, вероятно, были отлиты в одной и той же форме.

 

На монете с квадратным отверстием в ободке и с ободом по внешнему краю (диаметр 19 мм, вес 2,4-2,6 грамма) имеются две небольшого размера тамги, расположенные одна подле другой, из них одна напоминает букву М, а вторая – букву Э. Первая хорошо известна как тамга на многих выпусках тюргешей, а обе тамги вместе присутствуют и на монетах Арслан Кюль-иркина, найденных в восточной части Чуйской долины и на том же городище Шиш-тюбе. На обеих сторонах монеты имеются надписи на согдийском языке.

 

Их предварительное чтение было размещено нами на сайте www.zeno.ru #46265 и было опубликовано в нескольких местах А.М. Камышевым, включая учебное пособие «Введение в нумизматику Кыргызстана» (Камышев 2008: 89, табл. 15, 14) и тезисы докладов XV Всероссийской нумизматической конференции (Камышев 2009). В августе 2009 г. автор имел возможность познакомиться с двумя монетами из коллекции А.М. Камышева и сфотографировать их. Ещё одна такая же монета опубликована на сайте www.zeno.ru #70019. К лету 2007 г. А.М. Камышеву было известно пять таких монет (Там же: 71).

 

В настоящее время мы читаем надписи на рассматриваемых монетах следующим образом: 1. (сторона без знаков-тамг, на фото сверху): βγy xr’lwx x’γ(’)n pny «монета господина кагана карлуков». 2. (сторона с двумя тамгами, на фото снизу): kwp-’k xwt’w «царь Кöбäк (?)».

 

Почерк надписей (аккуратный курсив, в котором уже совпали «короткие» буквы) и наличие «уйгурского» l позволяют датировать их VIII — началом XI веков. На реверсе второе слово – согдийское /xutāw/ «царь». В нумизматике оно отмечено ещё на одном монетном типе, происходящем из Тараза и Краснореченского городища, где легенда читается как xwt’w wxšwt’wy pny «монета царя Уахшутауа». В.А. Лившиц читает имя на монетах из Тараза и Краснореченского городища как w’xšwt’wy (Камышев 2002: 92), я же не вижу здесь первого алефа. Имя /Waxušutāw/ нужно понимать как согдийское «могущественный (благодаря божеству) Окса», тюркская этимология имени едва ли возможна, поскольку исконное тюркское слово не может начинаться на w-.

 

kwp’k (возможны также чтения pwp’k, kwpγ, pwpγ) на монетах из Шиш-тюбе выступает неким определением «царя», вероятнее всего — его именем. Мы склонны видеть в нём тюрское имя собственное /köbäk, köpäk/, букв. «собака, кобель» (ср. имя половецкого хана Кобѩкъ в «Слове о полку Игореве» и «Ипатьевской летописи»; Менгес 1979: 102 и сл.). Можно также читать его и как согдийское имя собственное, производное от *kwp «холм, гора, горб», или, если читать pwp’k — то как имя, восходящее к какому-то «детскому» слову типа /pupa, buba/, иранскому или тюркскому.

 

Другая возможность — понимать первое слово как прилагательное, относящееся к месту, где правил чеканивший монету «царь». В этом случае его владением был бы некий kwp или pwp (’k — согдийский суффикс относительных прилагательных), и в последнем, возможно, опознается раннесредневековое название селения, существовавшего на месте Шиш-тюбе. Его археологи вполне

(280/281)

Монеты карлуков (1, 2), монеты яглакаров (3, 4).

Из коллекции А.М. Камышева, фото автора.

(Открыть оригинал иллюстрации в новом окне)

 

единодушно отождествляют с Нузкетом, располагающимся по свидетельству арабских географов непосредственно к западу от Асбары (Тамды на р. Ашпара; Горячева 2010: 36, 49, и более ранняя литература).

 

Однако Нузкет является не более чем реконструкцией названия. Город в разных источниках представлен в различных графических вариантах, которые сходятся в том, что первая буква его — короткий штрих (т.е. b, t, ϑ, n или y), вторая — вав, третья неясна (но вероятно тоже короткий штрих), а в конце стоит /kat/kaϑ/, согд. «город», весьма распространённый формант в топонимии Средней Азии. В списках географа IX в. Ибн Хурдадбеха даются формы Nūnkaϑ и без точек CūCkаC, а в издании Де Гойе (De Goeje 1889: 29) — Nūzkaϑ (ٮوٮكٮ / نونکث / نوزکث ), у Кудамы (Ubid: 206) – Nūrkat (نورکت ), у Мукаддаси, географа XI в. (изд. De Goeje 1906: 263), приведён Nūškaϑ, а в списке В — Tūnskat ( نوشکث / تونسکت ), а Идриси (Bombaci et al. 1970-1978: 715) даёт Būrkaϑ ( بورکث ), в анонимной персидской географии Х в. Худуд ал-Алам (tr. Minorsky 1937: Para. 15, 3) выступает форма Nūnkaϑ (‍‌ نونکث ). В. Томашек (Tomaschek 1889: 107), а вслед за ним Э. Шаванн (Chavannes 1903: 10, 304) и В.В. Бартольд (Бартольд 1964: 282) предлагал читать Tūmkaϑ или Tūnkaϑ ( تومکث / تونکث ) ввиду китайского названия города Дуньцзянь [頓建城, раннесреднекитайское (Pulleyblank 1991: s. vv.) twənh-kianh], расположенного, согласно Таншу, между Синьчэном («Новгородом», Навекатом) и Ашэбулай (Аспарой). Не выглядит невозможным и чтение Būbkaϑ ( بوبکث ), то есть /Pūp, Būb/ + kaϑ «город».

 

Обратившись к надписи на другой стороне монеты, отметим, в первую очередь, абсолютно точное соответствие формуляру монет тюргешей, где написано βγy twrkyš x’γ’n pny «монета господина кагана тюргешей». Во-вторых, примечательна форма этнонима xr’lwx. Конечная буква имеет длинный горизонтальный «хвост», т.е. это не γ, а х, и эта буква в согдийской записи тюркских слов передаёт увулярный глухой q. Более интересно наличие в записи алефа. Первоначально я читал этноним как x’rlwγ, с алефом, передающим /а/ первого слога (неначальные r и в дукте монеты не отличаются). Однако Ю. Ёсида (э-мэйл в рассылке sogdian-L@yahoogroups.com от 31.07.2007) обратил моё внимание на запись xr’rwγ во фрагменте согдийского документа, датированном 663 г. и найденном недавно в Синьцзяне (в почерке документа алеф и реш ясно различаются, а для звука l в то время еще не было придумано особой буквы) (Yoshida 2008), и на ранние китайские транскрипции этнонима типа Гэлолу (歌邏綠, раннесреднекитайское ka-lah-lǝwk), в которых угадывается исконное трёхсложное /qaraluq/. Таким образом, запись на монете оказывается более ранней, чем арабо-персидская передача xallux и согдийское xrlwx- в Карабалгасунской надписи (начало IX в).

(281/282)

 

Главное же в этой монете — совершенно бесспорное указание на существование каганата карлуков в Чуйской долине, достаточно развитого для того, чтобы лить собственную монету. А.М. Камышев (2009) обратил уже внимание на то, что одна из тамг на новонайденной монете (в форме буквы М с вытянутой средней хастой, или, в иной терминологии, соответствующая тюркскому руническому знаку ar/ra) появляется в качестве дополнительной небольшой тамги (часто на отдельном поле) на ряде тюргешских выпусков, а также на упомянутых монетах Арслан Кюль-иркина. Он делает вывод, что эта тамга является родовым признаком карлуков. Если же мы вспомним, что титул kṻl irkin приводится Махмудом Кашгарским (пер. Ауэзовой 2005: 529) как название для карлукских вождей, а Шараф аз-Заман Марвази (tr. Minorsky 1942: 31) упоминает Kūk(i)rkīn (т.е., Kūl-irkīn کوک ارکین / کول ارکین) как одно из племён карлуков, то его сопоставление окажется ещё более надёжным.

 

Из исторических источников хорошо известно, что обитавшее в Центральной Азии племя карлуков, известное под этим именем с середины VII в. и активно участвовавшее в тамошней бурной политической жизни, откочевало после 747 г. из земель уйгуров на запад, в Семиречье, где первоначально находилось под патронажем тюргешей. В 751 г. в знаменитой битве при Таласе карлуки приняли сторону арабов и тем самым во многом решили исход битвы. В 766 г. каганат тюргешей окончательно сходит на нет, и карлуки оказываются доминантной силой в семиреченском регионе. Карлуки и подчинённые им племена, или их племенные подразделения (булак, тухсийцы, чигили, ябагу, ягма и др.) продолжают господствовать над этой территорией вплоть до середины X в., когда власть переходит к мусульманской тюркской династии Караханидов (которые, по мнению многих современных историков, также происходят из карлукской среды). Последние упоминания племени карлуков относятся ко времени монгольского завоевания.

 

Примечательно, однако, что упоминаний о карлукском каганате в источниах практически нет (см. expressis verbis Barthold 1927: 766-777). Наоборот, чаще всего глава карлуков именовался джабгуйа (т.е. jabγu, термин, известный ещё в кушанской Бактрии). Лишь Мас’уди (439, под 280/893-894 г., пер. Микульского 2002: 245) говорит о некой Хатун, жене царя тюрок из племени xudlajīya (вместо xarluxīya خدلجیه / خرلخیه ) главы всех тюрок и, тем самым, очевидно, кагана. В мешхедской рукописи Ибн ал-Факиха (ср. Golden 1992: 198) говорится, что карлуки являются царями тюрок и самыми сильными из них. Кроме того, ал-Идриси, географ XII в. (компилировавший свое описание Востока из более ранних сочинений, отчасти до нас не дошедших), дважды упоминает «город кагана карлуков» (ed. Bombaci 1970-1978: 711, 714), в который можно было попасть либо через горы из Ферганы, либо из некого селения Damūrīya, как будто расположенного в долине реки Или.

 

Вычленение карлукских монет в монетном комплексе Семиречья указывает на действительное существование каганата у карлуков в какой-то период их истории; указывает на развитие их государства, достаточное для выпуска собственной монеты (пусть это и было, скорее, прокламативной акцией, и ограничено одним городом, расположенным в нескольких переходах от ставки карлуков, расположенной, согласно арабо-персидским текстам, в степи недалеко от Кулана и Мирки). Кроме того, литьё [период литья] монеты был явно недолгим: отсутствие девиаций в размере и форме монеты, её весе, надписи, почерке, вероятно, одна форма для отливки указывают на единовременный выпуск. Он может соотноситься с любым временем между 766 г. и серединой Х века, когда долина Чу входит в новообразованное государство Караханидов. Мне представляется более вероятной ранняя дата, поскольку 1) согдийская транскрипция этнонима Кар(ā)лук на монете более ранняя, чем та, которая присутствует на Карабалгасунской надписи и 2) формуляр монеты точно копирует легенду монет тюргешей, которые правили Семиречьем непосредственно до карлуков.

 

Другим пришедшим с востока и оставившим след в нумизматике Чуйской долины племенем были яглакары. О них свидетельствуют две идентичные монеты, поднятые на Краснореченском Городище и впервые опубликованные А.М. Камышевым в 2002 г. (Камышев 2002: 55, № 35; рис. 1, 3, 4). Диаметр монет составляет 22 мм, вес — 3,2-3,6 граммов; они литые, с квадратным отверсти-

(282/283)

ем в тонком ободке. С одной стороны монеты расположена тамга в виде двух полуовальных скоб, расположенных спиной друг к другу и перечёркнутых в месте соединения коротким штрихом под прямым углом. Остальную часть этой стороны занимает нечитаемая согдийская легенда из двух слов. Вполне вероятно, вслед за В.А. Лившицем (по Там же: 55), понимать её как часть дегенерировавшей легенды тюргешей, βγy twrkyš x’γ’n pny. На другой стороне В.А. Лившиц читает x’y yn’l ’nyr xwβw pny «государя Хай-Инал-Анира фан».

 

Качественные сканы обеих монет, размещённые на сайте www.zeno.ru (№ 46642; 46641), позволили несколько по-иному прочитать легенду, а автопсия монет в Бишкеке в августе 2009 г. (с любезного разрешения А.М. Камышева) подтвердила новое чтение:

 

x’y yγl-’xr xwβw pny «монета государя Хай яглакара» либо yγl-’xr xwβw pny xcy «(это) есть монета государя яглакара». В первом случае x’y — собственное имя государя из рода Яглакаров. Оно очевидным образом должно быть тюркским, мы предлагаем понимать его как /Qaj/ “сильный” (это имя отмечено в тюркском ономастиконе с XII в., едва ли как этноним Кай). Во втором случае это слово читается как xcy, согдийский глагол-связка в презенсе. Тогда легенда на монете оказывается законченным предложением, что, впрочем, для согдийских монетных легенд нехарактерно (хотя иногда и встречается, см. Бабаяров 2007: 74).

 

Яглакары (др.-тюрк. yaγlaqar, китайское Яологэ (藥羅葛) и др., хотано-сакское Yahḭ:dakari и др) — важнейший уйгурский клан. Именно они стояли во главе уйгурского каганата с момента его основания в 746 г. до 795 г., когда власть перешла к племени Эдиз. Однако яглакары и при них продолжали исполнять важную роль в государстве. Вожди из рода яглакар несколько раз упомянуты в надписи из Карабалгасуна (начало IX в., в той же согдийской форме yγl’xr, см. Yoshida 1990), после падения каганата и отступления уйгуров в Ганьсу и нынешний Синьцзян яглакары выступают правителями Ганчжоу (до 1028 г., см. Golden 1992: 167), а в турфанском среднеперсидском колофоне Махрнамага (между 824 и 832 гг., Müller 1912: строка 62) в списке тюркских вельмож упоминается ygl’xr ‘yn’l. В дальнейшем яглакары сходят с арены, однако в монгольское время активно племя джалайиров, в названии которого можно опознать среднемонгольское развитие этнонима yaγlāqar > ǰaγqar > ǰalāyïr.

 

Мне не удалось найти свидетельств исторических источников о продвижении Яглакаров на запад, вплоть до Навеката (Краснореченского городища) в Чуйской долине. Не знают этнонима Яглакар и арабо-персидские авторы. Впрочем, довольно много сведений о западных владениях уйгуров как во время каганата, так и в эпоху княжества в Турфане (вплоть до Ферганы в начале IX века, и до Барсхана на рубеже X и XI вв). Возможно, один из таких военных успехов отразился в литье (ограниченного, по-видимому, количества) монет Яглакаров в Навекате.

 

[ Литература ]   ^

 

Ауэзова З.-А. М. 2005. Маx̣мӯд ал-Кāшг̣арӣ. Дӣвāн Луг̣āт ат-Турк. Перевод З.-А. Ауэзовой. Алматы.

Бабаяров Г. 2007. Дрвнетюркские монеты Чачского оазиса, Ташкент, 2007.

Бартольд В.В. 1894-1964. О христианстве в Туркестане в домонгольский период (по поводу семиреченских надписей) // ЗВОРАО, том VIII. С. 1-32; переиздание с комментариями в: Собрание сочинений в 9 томах. Т. II, ч. 2. М., С. 265-302.

Бернштам А.Н. 1940. Тюргешские монеты // ТОВГЭ, I, 1940, стр. 105-111.

Бернштам А.Н. 1951. Новый тип тюргешских монет // Тюркологический сборник. Вып. I, М.-Л., 1951, стр. 67-72.

Горячева В.Д. 2010. Городская культура тюркских каганатов на Тянь-Шане (середина VI — начало XIII вв.). Бишкек. 2010.

Камышев А.М. 2002. Раннесредневековый монетный комплекс Семиречья. 2002.

Камышев А.М. 2008. Введение в нумизматику Кыргызстана. Бишкек. Раритет Инфо. 2008.

Камышев А.М. 2009. Монеты карлуков с городища Шиш-Тюбе // Тезисы докладов и сообщений XV Всероссийской нумизматической конференции. М. 2009. С. 71-73.

(283/284)

Лившиц В.А. 2002. Надписи на монетах с городища Ак-Бешим // Суяб Ак-Бешим. Археологические экспедиции Государственного Эрмитажа. СПб. 2002. С. 167-169.

Микульский Д.В. 2002 Абу-л-Хасан ‘Али ибн ал-Хусайн ибн ‘Али ал-Масуди. Золотые копи и россыпи самоцветов (История Аббасидской династии 749-947 гг). М.

Barthold W.W. 1927. Ḳarluḳ // EI 1st ed., II. P. 766-7.

Bombaci A. et alii. 1970-78. Al-Idrisi, Opus geographicum sive Liber ad eorum delectationem qui terras peragrare studeant (fascicle 1-9). Naples.

Chavannes É. 1903. Documents sur les Tou-kiue (Turcs) occidentaux. Paris. 1903.

De Goeje M.J. 1889. Kitâb al-masâlik wa’l-mamâlik auctore Abu’l Kâsim Obaidallah ibn Abdallah Ibn Khordâdhbeh accedunt excepta e Kitâb al-Kharâdj auctore Kodâma ibn Dja‘far (BGA. Pars Sexta). Lugdini Batavorum.

De Goeje M.J. 1906. Descriptio imperii moslemici auctore Shams ad-dīn Abū Abdallah Mohammed ibn Ahmed ibn abī Bekr al-Bannā al-Bashshārī al-Moqaddasī (BGA. Pars tertia, editio secunda). Lugdini Batavorum.

Golden, P. 1992 An Introduction to the History of the Turkic Peoples. Ethnogenesis and State-Formation in Medieval and Early Modern Eurasia and the Middle East (Turcologica, Bd. 9). Wiesbaden.

Minorsky, V. 1937. Hudūd al-‘Ālam (‘The Regions of the World’), a Persian Geography (372 A.H. — 982 A.D.) E.J.W. GIBB Memorial New Series, XI. London.

Minorsky, V. 1942. Sharaf al-Zamān Tāhir Marvazī on China, the Turks and India. London.

Müller F.W.K. 1912 Ein Doppelblatt aus einem manichäischen Hymnenbuch (Maḥrnāmag) // APAW, Nr.5.

Pulleyblank, E.G. 1991. Lexicon of Reconstructed Pronunciation in the Early Middle Chinese, Late Middle Chinese, and Early Mandarin. Vancouver.

Tomaschek W. 1889. Rev. M.J. de Goeje. De muur van Gog en Magog. // WZKM. Bd. III. P. 103-108.

Yoshida Y. 1990. Some new readings of the Sogdian Version of the Karabalgasun Inscription // Akira Haneda (ed.) Documents et archives provenant de lʼAsie Centrale. Kyoto. P. 117-123.

Yoshida Y. 2000. First fruits of Ryūkoku-Berlin Joint Project on the Turfan Iranian Manuscripts // Acta Asiatica, Bulletin of the Institute of Eastern Culture, 78, Tokyo, 2000: Ikeda On (ed.), Tun-huang and Turfan Studies. Tokyo. 2000. P. 71-85.

Yoshida Y. 2008. Sogdian Fragments from the Graveyard of Badamu // Shen Weirong (ed.), Historical and Philological Studies of Chinaʼs Western Regions, No. 1, 2008. Beijing. P. 45-53.

 

[ Сокращения ]   ^

 

ТОВГЭ — Труды Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

APAW — Abhandlungen der königlich Preußischen Akademie der Wissenschaften.

BGA — Bibliotheca geographorum arabicorum.

EI — Encyclopaedia of Islam.

WZKM — Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes.

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки