главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Сокровища хана Кубрата [каталог выставки]. СПб: «Славия». 1997. Б.И. Маршак

Иранские серебряные и золотые сосуды
и вещи тюркско-согдийского круга.

// Сокровища хана Кубрата. [Каталог выставки.] СПб: 1997. С. 52-53.

 

С. 50-51 на татарском языке,
с. 52-53 — на русском,
с. 54-55 — на английском.

 

раздел каталога ]

 

Серебряные сосуды, изготовленные в Иране при династии Сасанидов в III-VII веках, хорошо известны, прежде всего, по восточноевропейским находкам. В VI-VIII веках восточные купцы привозили такие сосуды в Прикамье, чтобы обменять их на меха. Из Прикамья и происходит, в основном, знаменитая сасанидская коллекция Эрмитажа. Известны иранские чаши, кувшины, ритоны, найденные на территории современной Украины. Самая ранняя вещь в Перещепинском сокровище — серебряное блюдо с изображением сасанидского царя Шапура I (III век) или Шапура II (IV век), охотящегося на горных баранов. Чаша сложной формы с изображениями всех видов творений, живущих на земле, в воде и в небе — растений, животных (рыб, разнообразных птиц, газелей, лисицы), людей, — относится уже к концу сасанидского периода. Владелец Перещепинского сокровища мог купить сасанидские серебряные сосуды у заезжих торговцев.

 

Другое дело массивные золотые сосуды, несравненно более дорогие. Ими никто не торговал. Это, скорее всего, воинская добыча Ираклия, захваченная им в 628 году, когда византийская армия взяла крепость с одним из важнейших храмов Ирана и одну из царских резиденций. Союзниками Ираклия были Западно-Тюркский каганат и тогда ещё подчинявшиеся тюркам хазары (в настоящем каталоге мы называем тюрками только господствующую народность Тюркских каганатов VI-VIII веков, а не все народы, говорившие на тюркских языках, к которым относились также болгары, хазары, уйгуры, кыргызы и многие другие). Известно, что однажды Ираклий подарил западно-тюркскому кагану всю драгоценную утварь со стола, за которым они пировали во время похода. Он даже собирался выдать за него свою дочь. Возможно, тогда, в конце 620-х годов, попало к степным кочевникам золото иранских шахиншахов. В 630 году каган умер и в степи началась смута. Кому достались сокровища кагана, мы не знаем. Ещё при его жизни или после смерти они могли отойти к его вассалам, хазарам. Не исключен и захват их в качестве добычи врагом хазар Кубратом.

 

Сасанидский художественный металл был хорошо известен в Восточной Европе, но его формам и декору никогда не подражали мастера кочевников. Зато пиршественные кружки и поясные наборы кочевников вызвали многочисленные подражания в Согде — государстве в Средней Азии со столицей Самаркандом, где жили согдийцы, говорившие на одном из восточно-иранских языков. С другой стороны, согдийские орнаменты воспроизводились с некоторыми изменениями на роговых украшениях сёдел и колчанов тюрок Южной Сибири. В VI-VIII веках судьбы согдийцев и тюрок были тесно связаны друг с другом. Согдийские купцы держали в своих руках торговлю на Великом шёлковом пути от Византии до Китая, а согдийские земледельческие поселения были разбросаны вдоль караванных дорог от Сырдарьи до северных китайских

 

 

(52/53)

С. 50 ] (Открыть в новом окне)

С. 52 ] (Открыть в новом окне)

 

провинций. Тюркские каганы покровительствовали согдийским торговцам и пользовались услугами согдийских дипломатов и писцов. Вероятно, согдийцы-ремесленники также селились среди тюрок. В то же время в согдийских княжествах появились администраторы, воины, а иногда и правители тюркского происхождения.

С. 54 ] (Открыть в новом окне)

 

В Перещепине нет чисто согдийских вещей, но многие золотые и серебряные изделия в той или иной степени близки к тюркским или согдийским образцам, а в ряде случаев обладают особенностями и тех, и других.

 

В VI-VIII вв. похожие друг на друга металлические кубки распространились от Китая до Аварского каганата в долине Дуная. Перещепинские серебряные кубки отличаются от западных и восточных вариантов, их точные аналогии найдены только на территории Украины. Эти кубки первоначально принадлежали какому-то другому владельцу, — только они имеют знак, нанесённый во время древней «инвентаризации» (обычай метить кубки существовал у аваров).

 

На золотых кубках знаков нет. Видимо, они изготовлены для человека, к которому уже до того перешёл набор серебряных, так как при этом мастер совсем другой выучки копировал некоторые узоры серебряных кубков. Золотых дел мастера знали и византийские, и тюркско-согдийские орнаменты, но работали они, по всей вероятности, в Восточной Европе на последнего владельца клада. Об этом говорит то, что один из этих мастеров применял накладные полоски с продольным желобком, которые встречаются ещё на нескольких вещах и, в том числе, на В-образных боковых выступах ножен, не завершённых к моменту захоронения. Детальный анализ показывает, что не менее двух златокузнецов, работая в одном центре, скорее всего, в ставке предводителя, похороненного в Перещепине, пользовались общим набором «полуфабрикатов». Две серебряные кружки-кувшины сделаны одним мастером, а золотые сосуды схожих форм — двумя другими. Особенно интересна деревянная кружка, облицованная золотыми пластинками (только эти пластинки и ручка дошли до нас, тогда как деревянная основа не сохранилась). Основной мотив декора — горящий куст над холмами — напоминает о библейской «Неопалимой Купине». Стиль декора очень близок к тюркскому, а сюжет свидетельствует о начале распространения единобожия в кочевнической среде (иудаизма и христианства среди хазар, христианства среди болгар). Облицовка была некогда перемонтирована человеком, не понимавшим сюжета, причём две боковые пластины поставлены вверх ногами.

 

Устье колчана и седельные накладки имеют характерный согдийско-тюркский узор из полупальметт, тогда как каркас устья близок к аварским изделиям такого рода.

 

В целом тюркско-согдийская группа довольно обширна: в неё входят также меч, разные детали ножен, пряжки, наконечник ремня, посох и т.д. Среди этих изделий нескольких мастеров могут быть привозные, но в отличие от византийских и сасанидских они не изолированы от остального комплекса, а по тем или иным технико-стилистическим признакам близки к предметам без тюркских или согдийских особенностей. В целом, можно говорить не об импорте из Средней Азии или азиатских степей, а о восточно-европейском центре, который сложился под влиянием этих регионов. Появление в Перещепине тюркско-согдийских вещей свидетельствует о связях последнего владельца сокровища с Востоком, хотя характер этих связей пока не может быть выявлен со всей достоверностью.

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки