главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Т.В. Мирошина

Скифские калафы.

// СА. 1980. №1. С. 30-45.

 

При раскопках богатых скифских курганов в женских погребениях часто находят золотые украшения головных уборов. Однако женские головные уборы до сих пор остаются недостаточно изученными. В основном это объясняется тем, что органическая основа их не сохранилась, и поэтому восстановление форм уборов требует специальных исследований. Первый наиболее полный анализ археологических данных для воспроизведения формы женских головных уборов был произведён М.И. Ростовцевым и П.К. Степановым. [1] Авторы предположили существование у скифов только одного типа головного убора — эллино-скифского: высокая шапка, передняя часть которой заломлена углом, а боковые плоскости сходятся.

 

Г.И. Боровка, посвятивший статью специально женским головным уборам из Чертомлыцкого кургана, [2] выделил два их типа — клобук с острой верхушкой и калаф типа греческого, дополнив таким образом реконструкцию М.И. Ростовцева. Представления М.И. Ростовцева и Г.И. Боровки до недавнего времени были общепринятыми в научной литературе. [3]

 

Раскопки богатых скифских курганов на Украине в последнее десятилетие существенно пополнили наши сведения об этой детали костюма богатых скифянок. Проведённые на высоком методическом уровне, они позволили тщательно зафиксировать расположение золотых пластин и блях в женских погребениях, что чрезвычайно важно для обоснованных реконструкций уборов. Хорошо сохранилось положение остатков убора «царицы» из Толстой могилы [4] (рис. 1, 1), что дало возможность Б.Н. Мозолевскому создать убедительное его восстановление. Полученные им данные ценны для уточнения и сопоставления с реконструкциями женских уборов, произведёнными раньше.

 

В предлагаемой статье будет рассмотрен наиболее распространённый тип женских головных уборов IV-III вв. до н.э. — калафы, остатки которых найдены в погребениях по всей территории скифской культуры. При этом, используя имеющиеся реконструкции, мы попытаемся восстановить скифские калафы с золотыми украшениями, существовавшие в

(30/31)

(31/32)

Рис. 1. 1 — погребение «царицы» из Толстой могилы (по Б.Н. Мозолевскому);

Рис. 2. Реконструкция скифского калафа Б.Н. Мозолевского.

(Открыть Рис. 2 в новом окне)

2 — деревянный обруч на черепе погребённой из кург. 13 мог. 2 группы БОФ (по А.И. Тереножкину и др.).

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

 

IV-III вв. до н.э. Наиболее надёжным основанием для реконструкций мы считаем размеры золотых пластин — украшений уборов, [5] но привлекаем и изображения женских уборов на предметах скифского обихода.

 

К типу калафов относится убор «царицы» из Толстой могилы (рис. 2). Название «калаф» для скифских уборов, о которых пойдёт речь, чисто условное — только дань традиции, так как греческий калаф существенно отличается от скифского. Греческий калаф, который известен по головному убору из Большой Близницы (рис. 3, 1), представляет собой круглую шапку в виде расширяющейся кверху корзинки. Разница между верхним и нижним его диаметрами — 6 см. [6] Скифский калаф, как об этом позволяет судить реконструкция Б.Н. Мозолевского, — это род кокошника, в котором затылок не был закрыт убором, а передняя часть огибала голову и частично закрывала бока (рис. 2). Сбоку край убора дугообразный. Передняя часть и бока сплошь покрывались золотыми пластинками с орнаментом. Сзади было покрывало, украшенное по краю бляшками. Дно крепилось с тыльной стороны передней части скифского калафа и закрывало заднюю часть убора и частично его бока. Расположение пластин при раскопках было чётко зафиксировано, [7] поэтому реконструкция представляется вполне убедительной, к тому же реставраторы Эрмитажа использовали совпадения дырочек и изображений на соседних пластинках, а так-

(32/33)

 

Рис. 3.

1 — греческий калаф из Большой Близницы (по М.И. Ростовцеву);

2 — реконструкция калафа Г.И. Боровки.

(Открыть Рис. 3 в новом окне)

 

же наличие перегнутых пополам пластин и пластин с загнутым верхним краем. [8]

 

Ещё М.И. Ростовцевым было предложено название двух составляющих частей скифских женских головных уборов, которыми в настоящее

(33/34/35/36)

 

[Стр. 33-34, 35-36. Таблица.]

(Открыть скан таблицы в новом окне)

 

Примечания к таблице.
(номера в примечании соответствуют цифрам таблицы, данным в скобках)
1 — все составные части калафов изготовлены из золота; 2 — высота уборов дается без учёта полосок с зерновидными подвесками и полосок со стойками; 3 — имеются также перегнутые обрезки, которые не учитываются при подсчёте длины рядов (2 по 7,5 см, 3,6 и 3,4 см); 4 — в таблице Г.И. Боровки (Ук.соч., стр. 180) — 70 см. Одна стленгида переносится в IV убор; 5 — в этот убор переносится половина пластинок с подвесками из IV убора Чертомлыка; 6 — у Г.И. Боровки — 17,5 см; 1 — там же три пластинки по 16 см и 10 фрагментов. Эти пластинки из IV убора; 8 — в описи Эрмитажа: 3; 3,5; 3,9; 6,3; 14,4; 16,1 см, но не ясно, те ли это полоски (Дн 1863 1/290); 9 — в таблице Г.И. Боровки — 23 см; 10 — там же 4 фр.— от 4,8 до 14,8 см; 11 — там же 19 и 12,2 см; 12 — эти пластинки из I убора (из III «кучи»); 13 — в описи Эрмитажа — 2 по 16,8 см; 11 фр. от 3,1 до 16,8 см (Дн 1863 1/348); 14 — половина этих пластинок переносится в I убор. В ДГС, II — 31,3 см и 3 фр. (стр. 94); 15 — в таблице Г.И. Боровки — 19 см, в описи Эрмитажа — 3,2 и 18,9 см (Дн 1863 1/349); 16 — длина рядов здесь не даётся, так как сохранились только фрагменты; 17 — это часть ленты с пятью менадами.

 

время пользуются исследователи, — метопида и стленгида. [9] Метопида — прямоугольная пластина, чаще всего с полосой ов внизу, которую пришивали на кожаный ремень, завязывающийся сзади, и носили на лбу. [10] Дырочки для пришивания на метопиде были только сверху и с боков. Стленгида состоит из нескольких пластин, причём крайние пластины су-

(36/37)

живаются к концам или имеют срезанный верхний угол. В скифском калафе из Толстой могилы стленгида составляет верхний ряд. [11] Её длина в расправленном виде — 41 см, а с загнутыми краями — 34 см, т.е. разница из-за сгиба — 7 см [12] (таблица). Изображения на стленгиде, как и на метопиде, преимущественно растительные, но в уборе из Толстой могилы стленгиду составляют пластинки с борьбой грифонов с оленем, льва и крылатого кабана.

 

В состав украшений убора из Толстой могилы входили также пластинки, размещавшиеся на середине убора, ниже стленгиды. Таких рядов четыре, длиной по 40 см, с изображениями двух сюжетов: борьба грифонов с оленем, лев и кабан; геральдические сфинкс и грифон. Длина рядов несколько меньше стленгиды (развернутой).

 

Предложенная Б.Н. Мозолевским чуть расширяющаяся кверху форма получилась из-за того, что при восстановлении брался за основу греческий калаф из Большой Близницы (рис. 3, 1).

 

Нам кажется, что скифский калаф из Толстой могилы имел спереди вид прямоугольника, а не расширяющейся кверху трапеции, так как длина рядов пластинок с середины убора одинакова и близка длине стленгиды. Высота убора 13,7 см. Около ушей погребённой найдены золотые проволочные серьги, к метопиде были прикреплены височные подвески, изображавшие скифскую богиню на троне, вероятно, в скифском кокошнике — калафе. В районе головы и верхней части тела «царицы» было

(37/38)

найдено 93 бляшки с грифоном, терзающим лань, очевидно, нашитых на покрывало. Часть из них образовывала треугольник с прямым основанием за головой. Б.Н. Мозолевский считает, что к покрывалу можно отнести 70 бляшек (40 — край нижней части, 16 — ободок вокруг головы, и 14 — стороны треугольника над головой). Треугольник над калафом он объясняет либо наличием ещё одного убора — островерхого, либо возвышением, к которому прикреплялось покрывало. [13] Нам кажется, что бляшки скорее обшивали покрывало калафа сзади, образуя какие-то узоры, так как бляшки лежат произвольно (рис. 1, 1). Длина этого покрывала 105 см, приблизительно до бёдер, что близко к длине покрывал тиар и конусовидных уборов.

 

Скифскими калафами Г.И. Боровка считает четыре женских головных убора, остатки которых были найдены в кучах вещей в I-II камерах Чертомлыка. [14] Исследователь хорошо обосновал состав комплексов золотых украшений, входивший в каждый из четырёх головных уборов. [15] При реконструкции он взял за основу круглый греческий калаф и на нём разместил пластинки уборов. В верхнем ряду Г.И. Боровка поместил стленгиду, под ней — ещё один ряд таких же пластинок, над ней — полоски со стойками. Под двумя рядами стленгиды — один ряд пластинок с середины убора, а под ним — полоски с зерновидными подвесками. Метопида была на лбу. При этом он полагал, что все пластинки, кроме полосок с подвесками и со стойками, расположены по всей окружности калафа [16] (рис. 3, 2). Соглашаясь с расположением пластин сверху вниз, мы не можем принять в целом реконструкцию Г.И. Боровки.

 

Такой реконструкции противоречат, на наш взгляд, размеры пластин, составляющих стленгиду. В Чертомлыцких уборах число их недостаточно для того, чтобы два раза охватить голову, или слишком велико для одного ряда (таблица). В таблице Г.И. Боровки ошибочно указано две пластинки стленгиды убора I по 35 см, [17] что и дало её длину в 70 см. В отчёте же говорится о двух пластинках по 17,5 см и двух по 6,5 см, [18] что составляет длину стленгиды в 48 см. Ясно, что такая стленгида слишком мала для того, чтобы обрамлять весь верх круглого калафа, так как она меньше среднего размера головы — 57 см [19] (а ведь нижний ряд калафа должен быть ещё меньше). Поэтому более вероятно, что это стленгида скифского калафа типа Толстой могилы. Она украшала только передиюю и боковые части убора.

 

К этому же убору относятся семь полосок с середины убора по 16 см длины каждая, три фрагмента, вместе составляющие 16 см, и пять мелких обломков. [20] Из всех этих пластинок можно составить три ряда убора, каждый длиной ≈ 48 см, т.е. равных стленгиде. [21] Таким образом, здесь соблюдается принцип, прослеженный в уборе из Толстой могилы: каждый ряд украшений калафа, включая стленгиду, имеет примерно одина-

(38/39)

Рис. 4. Скифский калаф (реконструкция автора).

(Открыть Рис. 4 в новом окне)

 

новую длину. Интересно, что высота убора при таком расположении пластин совпадает с высотой скифского калафа из Толстой могилы — 13,6 см. Убор I из Чертомлыка отличается от последнего присутствием полосок с зерновидными подвесками и полосок со стойками. Полоски с зерновидными подвесками скорее всего пришивались под последним рядом убора, над метопидой, так как их длина (≈ 40 см) примерно совпадает с длиной нижнего ряда уборов из Чертомлыка (таблица). Полоски со стойками и бутонами-подвесками, видимо, пришивались над верхним рядом убора, их длина в Чертомлыкских уборах около 35 см (таблица).

 

Слабо изогнутая форма полосок со стойками хорошо согласуется с почти прямым верхом скифского калафа. Несколько меньшую, чем стленгида, длину этих полосок (особенно в уборах Чертомлыка) можно объяснить сильной загнутостью крайних пластин стленгиды, огибающих край скифского калафа (как в Толстой могиле). Дырочки в таких полосках есть только сверху. Наличие обоих видов полосок в одном уборе является одним из признаков калафа и отличает его от тиары.

 

Уборы II-IV из Чертомлыка также могут быть реконструированы как скифские калафы типа Толстой могилы (длину получившихся рядов и все размеры см. в таблице). Видимо, они были идентичны убору I, так как в их состав входят такие же типы пластинок — метопида, стленгида и полоски с середины убора, а также полоски с подвесками и со стойками (рис. 4).

 

Длина стленгиды обычно лишь немного больше длины рядов полосок с середины убора (таблица). Вероятно, выравнивание их длины достигалось за счет загиба краёв стленгиды. Этот принцип как будто нарушен в III уборе Чертомлыка. Длина пластинок стленгиды с растительным орнаментом, которые Г.И. Боровка относит к ней, применительно к скифскому калафу — 35 см, [22] что короче нижних рядов. Пластинки в этой стленгиде целые и прямые, [23] хотя обычно в стленгидах срезаны верхние углы (например, в Толстой могиле [24] и в IV уборе Чертомлыка). [25]

(39/40)

Нам кажется, что скорее к стленгиде относится часть пластинок с рогатыми сфинксами и грифонами [26] (длина 43 см), поскольку, судя по описи Эрмитажа, среди них были пластинки со срезанным верхним краем (ширина от 3 до 1,7 см), При таком варианте соблюдается принцип более длинной стленгиды по сравнению с длиной рядов пластинок с середины убора (длина их 35 см). Убор III самый узкий и самый высокий из Чертомлыкских уборов (высота 16 см), состоит он из пяти рядов пластин, включая стленгиду, как и калаф из Толстой могилы.

 

Стленгиды скифских калафов обычно прямые. Не составляет исключения и стленгида убора IV из Чертомлыка, что хорошо видно на фотографии из фотоархива Эрмитажа (ДН 1863 1/321), хотя в «Древностях Геродотовой Скифии» [27] она изображена сильно изогнутой.

 

М.И. Ростовцев в своей реконструкции соединил вместе остроконечный колпак типа Карагадеуашха [Карагодеуашха] (спереди) и греческий калаф (сбоку). [28] Получилась высокая шапка, передняя сторона которой заломлена углом. Таким образом, спереди убор имел треугольную форму, заострённую кверху, а сбоку — широкие плоскости, слегка наклоненные вперёд. Стленгида обрамляла лицо (причём в реконструкции использована только половина пластин стленгиды). На середине убора — три ряда менад. Сверху были прикреплены полоски со стойками, снизу — полоски с зерновидными подвесками, повторявшими полукруглую форму стленгиды. Реконструкция проводилась на основе материалов из Деевского и Рыжановского курганов. Такая реконструкция несостоятельна — наличие угла спереди М.И. Ростовцев объясняет тем, что полоски со стойками были прямые и ломались, вероятно, посередине. [29] Но длина этих полосок очень различна (таблица), они могут быть нашиты и на круглую поверхность, [30] о чем говорил ещё Г.И. Боровка. [31]

 

П.К. Степанов восстановил две дугообразные стленгиды из пластинок с побегами аканфа из Деева кургана, причём одна из них особенно сильно сужается к концам. [32] Ещё Г.И. Боровка показал, что П.К. Степанов использовал в реконструкции только одну стленгиду, а вторую безосновательно отбросил. Использованная стленгида восстановлена неправильно — завитки аканфа на ней идут в разные стороны, а не подряд. [33] Эти обстоятельства ещё раз подтверждают неправильность реконструкции М.И. Ростовцева и П.К. Степанова. К сожалению, оба кургана были раскопаны крестьянами, поэтому нельзя точно установить расположение пластинок в погребении и их число.

 

Полнее сохранился убор из Деева кургана. Правда, и он поступал в музеи по частям, в основном в Эрмитаж, но часть в Исторический и Британский музеи. [34] Скорее, убор из Деева кургана был скифским калафом типа Толстой могилы. В нём есть все главные признаки калафов — наличие полосок и с подвесками и со стойками, а также пластинок со срезанным верхним краем, [35] которые могли составлять верхний ряд — стленгиду (таблица). Снизу вверх убор должен был выглядеть так: полоски с зерновидными подвесками; два ряда менад (по 12 фигурок, длина ряда 42 см), которые в этом уборе заменяли пластинки с середины убора; два ряда пластинок с аканфом (длина ряда ≈ 40 см), наверху — полоски

(40/41)

со стойками; высота всего убора — 16 см. Длина рядов менад и стленгиды близка к обычной для калафов (около 40 см) (таблица). Два ряда из одинаковых пластинок сверху были в уборе из Толстой могилы и в III уборе Чертомлыка (таблица). Высота Деевского убора совпадает с высотой III убора Чертомлыка (таблица).

 

Части женского убора происходят и из Рыжановского кургана [36] (таблица). Входящие в него пластинки с растительным узором и менады аналогичны Деевским, возможно, головной убор был таким же. [37] Из Мелитопольского кургана происходят метопида и фрагменты пластин с аканфом, аналогичные стленгиде Деева кургана [38] (таблица). Видимо, с некоторой долей вероятности этот убор также можно отнести к скифским калафам.

 

В двух курганах были найдены менады: в Денисовой могиле (2 экз.) [39] и в Гаймановой могиле, могиле №4, погр. 3 (3 экз.). [40] Может быть, они имели отношение к головному убору (скифскому калафу?), но погребения ограблены и утверждать этого нельзя.

 

Можно предположить, что к скифским калафам типа Толстой могилы принадлежит головной убор «царицы» из Куль-Обы, от которого сохранились метопида и два вида узких полосок с подвесками и со стойками. [41] Последние в одном уборе являются характерным признаком калафа. Они не встречаются в уборах других форм. Возможно, к скифским калафам относился также убор из гробницы 1840 г. в Керчи — там были найдены те же два вида узких полосок — с подвесками и со стойками. [42]

 

Вероятно, калаф держался на голове за счёт деревянного обруча, охватывающего голову. Такой обруч с полосками кожи и золотые «пуговки» найдены на голове погребённой в кург. 13 мог. 2 группы БОФ (рис. 1, 2). [43] Точно определить тип убора в этом погребении трудно, так как он плохо сохранился. [44] Однако можно предположить, что основа скифских головных уборов (в том числе скифского калафа) была деревянной, а сверху её обтягивали кожей (за исключением башлыка). На кожу нашивали золотые пластинки при помощи сухожильных ниток, так как гвоздики известны в основном в сочетании с пластинками от деревянных сосудов. [45]

 

Может быть, к калафам относится пластинка из кургана у Сахновки [46] (таблица). Есть мнение, что она похожа на убор типа Большой

(41/42)

Близницы, [47] но это мало вероятно — длина пластинки мала, чтобы охватить голову, — 40 см (длина калафа из Большой Близницы — 62 см). [48] Скорее пластинка из Сахновки относится к скифским калафам, длина рядов которых ≈ 40 см, а высота — 10 см (таблица). Если это так, то подтверждается цилиндрическая форма калафов. Интересно, что в скифском калафе (видимо, типа Толстой могилы) изображена богиня на самой пластинке. Видимо, возможна обшивка скифских калафов целой пластиной, а не только рядами отдельных пластинок.

 

Может быть, нечто промежуточное между скифским и греческим калафом из Большой Близницы представляет собой диадема из Старшего Трёхбратнего кургана [49] (таблица). Для скифской метопиды она слишком длинна — 51 см, кроме того, внизу у неё есть дырочки, к которым прикреплены сложные подвески. Может быть, диадема покрывала «низкий калаф из тонких ивовых прутьев» [50] спереди и с боков, так как её длина недостаточна, чтобы охватить всю голову. Неукрашенный кусок могло закрывать покрывало.

 

Рассмотрение золотых украшений, свойственных женским головным уборам типа калафа, приводит к некоторым выводам. Размеры частей скифских калафов таковы: длина метопид 31-40 см, ширина 2,2-5 см; длина стленгид 41-50 см; ширина — 3-4 см; длина 2-4 рядов пластинок с середины убора 35-48 см, ширина 2,2-4,5 см; длина полосок с подвесками 39-52 см, а полосок со стойками 25-34 см; высота уборов 9-16 см. Кроме того, с одним убором найдены серьги; [51] височные кольца — с тремя уборами; [52] покрывала прослеживаются в двух уборах. [53] Покрывала, видимо, имели разную длину. Они могли опускаться ниже пояса (в уборе из Толстой могилы — 105 см). В IV уборе Чертомлыка и в калафе из Старшего Трёхбратнего кургана покрывала, судя по бляшкам, небольшие — 20 см (до плеч). Но может быть, бляшки были пришиты на некотором расстоянии, тогда эти покрывала могли доходить до пояса.

 

Из известных нам уборов семь можно отнести к скифским калафам в какой-то степени достоверно (из Толстой могилы, Чертомлыка, Деева и Рыжановского курганов) и пять — предположительно. В основном они встречаются в Нижнем Приднепровье (8 экз.), а также в районе Керчи (3 экз.) и на Правобережье Днепра (1 экз.). [54]

 

Изображения скифского кокошника — калафа можно видеть на памятниках торевтики из скифских курганов. Это бляшки из Куль-Обы, Черто-

(42/43)

Рис. 5. Изображения скифского калафа:

1 — по А.М. Лескову, 2, 3 — по Б.Н. Гракову, 4 — по С.С. Бессоновой и Д.С. Раевскому; 5 — по Д.С. Кирилину и С.С. Бессоновой.

(Открыть Рис. 5 в новом окне)

(43/44)

млыка, Мордвиновского и Мелитопольского курганов [55] и из кург. 4 в уроч. Носаки. [56] На них передана в профиль сидящая богиня с зеркалом (Табити [57] или Аргимпаса [58]), перед которой стоит скиф с ритоном (рис. 5, 3). На богине надет высокий убор с покрывалом, явно не круглый, похожий на скифский калаф. Впрямь этот убор известен на нескольких изображениях. Его носит, видимо, крылатая змееногая богиня (Апи [59]?) на навершии из Александропольского кургана [60] (рис. 5, 2). Убор богини разделён на горизонтальные полоски, по-видимому, передающие ряды пластинок. В скифском калафе, вероятно, изображена богиня на пластине из Сахновки [61] (рис. 5, 4).

 

Известны височные привески из золота в виде скульптурной фигурки Великой богини, сидящей впрямь на троне с зооморфными ручками. Обе руки она подняла к голове и как будто держит в них плоды. Головной убор этой богини представляет собой что-то вроде кокошника, который охватывает спереди всю голову. Такие подвески известны в Мастюгинском могильнике (кург. 5), в кург. 2 у с. Любимовка, в Толстой могиле. [62] Особенно близок реконструированному калафу головной убор богини с подвесками из кург. 2 у Любимовки (рис. 5, 1). На нём прослеживаются три горизонтальных ряда, расположенные один над другим, при этом сами ряды разделяются на отдельные части вертикальными чёрточками, что очень напоминает отдельные пластинки калафов. Особенно интересно, что подвески этого типа сочетались в Толстой могиле с самим калафом. Это указывает на ритуальное значение самого убора. Богиню на троне можно, видимо, связывать с Кибелой [63] или, в скифском варианте, с Аргимпасой.

 

Возможно, в скифском калафе изображены женщины на рельефе из Старшего Трёхбратнего кургана [64] (рис. 5, 5) и на стеле Апфы из некрополя Пантикапея. [65] Авторы считают убор на Трёхбратнем рельефе стефаной, [66] но по греческим изображениям не известны стефаны с накинутым покрывалом. [67] Кроме того, сами авторы видят сходство этого убора с убором богини в профиль [68] на перечисленных выше золотых бляшках. Поэтому вероятнее, что скифянка изображена не в чисто греческой стефане, а в калафе типа Толстой могилы. Возможно, греческие калафы повлияли не столько на форму, сколько на семантику скифского калафа. В Греции особенно часто изображались в калафе Деметра и Кора. Священный калаф был средоточием священной процессии в элевсинских мистериях. [69] Его носили жрицы и девушки, выполнявшие священные

(44/45)

пляски в честь Деметры, Коры, Артемиды. Скифская змееногая богиня (Апи?) почти всегда изображалась в греческом калафе. [70] Хотя форма его не схожа, может быть, скифский калаф мог служить символом Аргимпасы в функции богини-матери.

 

Т.V. Miroshina

Scythian calafs.   ^

 

Summary

 

The article is devoted to one of the most widespread type of Scythian woman’s head-dress of the IV-III centuries B.C. — the calaf. The calaf is something like kokoshnik (woman’s head-dress in old Russia), decorated with golden plates. The head-dress is supplemented by earrings, temporal pendants and a shawl. Reconstructions of all head-dresses are carried out on the basis of the first reconstruction made by B.N. Mozolevski of the head-dress of the «queen» from Tolstaya Mogila. The article gives the medium dimentions of the parts of the calaf. Seven head-dresses are surely calafs, and eight more are supposed so. They are commonly met at the Lower Dnieper region. Some pictures of calafs on the Scythian objects of everyday life confirm the reconstruction. The Greek calafs, evidently, influenced not on the form, but on the semantics of the Scythian head-dress, which could have served as a symbol of Argimpasa.

 

 


 

[1] Ростовцев М.И., Степанов П.К. Эллино-скифский головной убор. — ИАК, №63, 1917, 69-101; П.К. Степанов был привлечён в качестве художника.

[2] Боровка Г.И. Женские уборы Чертомлыцкого кургана. — ИРАИМК, I, 1921, с. 169-192.

[3] Петренко В.Г. Правобережье Среднего Приднепровья в V-III вв. до н.э. — САИ, вып. Д1-4, М., 1967, с. 28; Онайко Н.А. Античный импорт в Приднепровье и Побужье в IV-II вв. до н.э. — САИ, вып. Д1-27, М., 1970, с. 39, рис. 7; Іллінська В.А., Тереножкин О.І. Скифський період. — В сб.: Археологія УРСР, Київ, т. II, 1971, с. 145, 146.

[4] Мозолевский Б.Н. Курган Толстая могила близ г. Орджоникидзе на Украине. — СА, 1972, №3, с. 299, 300; с. 300, рис. 35; 301, рис. 36; Мозолевский Б.Н. Женский головной убор из Толстой могилы. — АИУ — 1976-1977. Ужгород, 1978, с. 68, 69.

[5] Размеры пластин известны нам по литературе и по инвентарным описям Золотых кладовых Киева и Ленинграда. Часть размеров нам сообщены М. Кузнецовой, Л.К. Галаниной и Е. Старченко.

[6] Артамонов М.И. Сокровища скифских курганов. Л., 1966, табл. 284, 285, 307. Длина нижней окружности греческого калафа из Большой Близницы 63 см, верхней 82 см. Изображения греческих калафов часты в терракотах (Терракоты Северного Причерноморья. — САИ, вып. Г1-11, М., 1970, табл. 17, 18, 20), скульптуре (Farnell L.R. The culls of Greek Slates. Oxford, 1907. v. III, p. 227, fig. XXX) и на предметах торевтики (изображения змееногой богини). В калафах представлены только богини. Греческий калаф происходит от круглой плетёной из ивовых ветвей корзины, в которой лежали атрибуты культа элевсинских мистерий (OAK за 1865 г. Спб., 1866. с. 26). Отсюда его форма. Интересно, что греческие калафы, украшенные золотом, известны только в Северном Причерноморье, в Греции их нет. Видимо, они появились под влиянием скифской культуры.

[7] Мозолевский Б.Н. Курган Толстая Могила..., с. 288, рис. 33.

[8] Приношу благодарность Б.Н. Мозолевскому за это сообщение. Наличие загнутых и перегнутых пластин — один из характерных признаков калафа. М.В. Горелик восстанавливает этот убор в виде цилиндрической тиары с закрытым затылком и верхом с покрывалом (Історія Украінськой PСP, т. I, кн. 1. Київ, 1977, с. 143), но он не учитывает наличие пластинок, перегнутых и с загнутым краем. Правда, М.В. Горелик не считает свою реконструкцию единственно возможной.

[9] Метопида и стленгида встречаются и в других типах скифских головных уборов: стленгида — в тиарах, метопида — в тиарах, конусовидных уборах и в мужских уборах.

[10] In situ метопида сохранилась в погребении «царицы» из Чертомлыка (Степанов П.К. История русской одежды. Пг., 1916, с. 24, 25, табл. IX) и в погр. 2 кург. 2 у с. Вольная Украина (Лесков О. Скарби курганів Херсонщини. Київ, 1974, с. 76, рис. 64; с. 77, рис. 65). К метопиде прикреплялись на висках височные подвески при помощи колечек или просто в дырочки, как это сохранилось в погребении «царицы» из Чертомлыка.

[11] Под стленгидой М.И. Ростовцев имел в виду пластинки, обрамлявшие лицо (Ростовцев М.И., Ук.соч., с. 96). Г.И. Боровка поместил стленгиду в верхний ряд калафа (Боровка Г.И. Ук.соч., с. 181). Нам кажется возможным сохранить это условное название для верхнего ряда скифского калафа, который имеет некоторые особенности — сильный загиб краёв.

[12] Размеры всех стленгид в таблице даются в расправленном виде, так как величину отгиба без непосредственной реставрации определить нельзя.

[13] Устное сообщение Б.Н. Мозолевского. Его же. Женский головной убор..., с. 69.

[14] ДГС, II, СПб., 1872, с. 94-99. Здесь «кучи» с уборами описаны в таком порядке: III, IV, II, I. Рисунки — рис. XXXV, 3-5; XXXVI; XL, 1.23.

[15] Данные об уборах приводятся в таблице на с. 180. С перемещением стленгиды из убора I в убор IV, полосок с середины убора из убора IV в убор II, половины полосок с подвесками из IV убора в I убор мы вполне согласны. Опечатки в таблице: убор I — метопида рис. XXXV (а не XXX), стленгида рис. XL (а не XI), убор II — стленгида — 2 по 10 см (а не по 20 см), убор III — полоски с подвесками — рис. XXXIX, 1 (а не 5). Размеры пластинок мы берём из описей Эрмитажа, учитывая данные «Древностей Геродотовой Скифии».

[16] Эта пластинка использована в экспозиции Эрмитажа (Артамонов М.И. Ук.соч., с. 56, рис. 109).

[17] Боровка Г.И. Ук.соч., с. 180.

[18] ДГС, II, стр. 100. В описи ГЭ — два фрагмента по 18 см, один — 6 и один — 7 см (с. 145, ДН 1863 1/217-219).

[19] Манцевич А.П. Золотой венец из кургана на р. Калитве. — ИБАИ XXII. София, 1959, с. 62.

[20] Боровка Г.И. Ук.соч., с. 181.

[21] В описи Эрмитажа общая их длина ≈ 132 см (с. 147).

[22] Боровка Г.И. Ук.соч., с. 180.

[23] Фотография из фотоархива ГЭ — ДН 1863 1/321.

[24] Сообщение Е. Старченко.

[25] ДГС, II, рис. XXXV, 1; XXXVI, 2; фотографии из фотоархива ГЭ — ДН 1863 1/289; 1/227.

[26] Опись ГЭ, с. 160, ДН 1863 1/322.

[27] ДГС, II, рис. XXXVI, 5.

[28] Ростовцев М.И., Степанов П.К. Эллино-скифский головной убор, табл. IX.

[29] Там же, с. 88.

[30] Особенно хорошо видна округлая изогнутость на пластинках из Куль-Обы (Артамонов М.И. Ук.соч., табл. 199).

[31] Боровка Г.И. Женские уборы..., с. 182.

[32] Ростовцев М.И., Степанов П.К. Ук.соч., табл. VIII. Стленгида должна была обрамлять лицо.

[33] Боровка Г.И. Ук.соч., с. 183, 184.

[34] Ростовцев М.И., Степанов П.К. Ук.соч., с. 78.

[35] Артамонов М.И. Ук.соч., с. 63, рис. 121; с. 64, рис. 122.

[36] Петренко В.Г. Ук.соч., табл. 18, рис. 2, 4-11.

[37] Ростовцев М.И., Степанов П.К. Ук.соч., с. 101.

[38] Тереножкин А.И. Скифский курган в г. Мелитополе. — КСИА АН УССР, 1955, №5, с. 26, рис. 3.

[39] Устное сообщение Б.Н. Мозолевского. Автор относит менад и каплевидные подвески с Медузой к головному убору.

[40] Киевский музей исторических драгоценностей (Альбом). Киев, 1974, рис. 55. Эти менады больше предыдущих — высота 7 см. К убору относится, видимо, и полоска с овами (там же, рис. 54). Л. Клочко в личной беседе относила к головному убору в этом погребении бляшки двух типов, лежавшие в пять рядов, образуя прямоугольник (10×20 см). Однако доказать это предположение точно невозможно, так как погребение ограблено.

[41] Артамонов М.И. Ук.соч., табл. 199.

[42] ДБК, табл. VI, рис. 1. Интересно, что скифский убор найден в сильно эллинизированной гробнице.

[43] Тереножкин А.И. и др. Скифские курганы Никопольщины.— В сб.: Скифские древности. Киев, 1973, с. 101, 164, рис. 43, 17.

[44] А.И. Тереножкин считает этот убор калафом типа Большой Близницы, обшитым по краю золотыми пуговками (Іллінська В.А., Тереножкін О.I. Ук.соч., с. 146); Л. Клочко называла в личной беседе этот убор башлыком-митрой, что кажется маловероятным, так как мягкому башлыку был не нужен деревянный обруч-основа. Может быть, этот убор следует отнести к тиарам.

[45] Манцевич А.П. Деревянные сосуды скифской эпохи. — АСб.ГЭ, №8, 1966, с. 31. Об использовании сухожильных ниток в хозяйстве племён скифского времени пишет Б.А. Шрамко (Шрамко Б.А. Хозяйство лесных племён Восточной Европы в скифскую эпоху. Автореф. докт. дис., Киев, 1965, с. 26).

[46] Киевский музей..., рис. 6.

[47] Бессонова С.С., Раевський Д.С. Золота пластина із Сахнівки. — Археологія, №21, 1977, с. 42.

[48] OAK за 1865 г., Атлас, табл. I, рис. 1, 2. По оформлению пластинка из Сахновки близка скифской метопиде: внизу у неё овы, а дырочки внизу (в отличие от убора из Большой Близницы) у неё отсутствуют. Однако размеры её совершенно отличны от размеров метопид. Например, в кург. 2 погр. 2 у с. Вольная Украина на лбу погребённой лежала метопида размером 32,5×4 см (Лесков О. Ук.соч., с. 77, 83; с. 76, рис. 64). Её можно отнести как к скифским калафам, так и к цилиндрическим тиарам.

[49] Кирилин Д.С. Трёхбратние курганы в районе Тобечикского озера. — В сб.: Античная история и культура Средиземноморья и Причерноморья. Л., 1968, с. 182, рис. 4.

[50] Там же, 181. Автор считает эту диадему ампиком, т.е. стленгидой, но у неё нет формы ампика — полумесяца, сужающегося к концам (Ростовцев М.И., Степанов П.К., Ук.соч. 74, 75). Интересно, что она нашита на тонкий «лубок» (кожа?), как и скифские калафы.

[51] Или с семью скифскими калафами, если учитывать предположительные.

[52] Или с пятью (с предположительными уборами).

[53] Возможно, покрывала были во всех скифских калафах, так как во всех погребениях с уборами найдены золотые бляшки. Но часто не указывается, найдены ли они у головы и относятся ли к покрывалу. Например, только в описании IV убора Чертомлыка есть указание, что 24 бляшки относятся к «кайме»-покрывалу (ДГС, II, с. 95).

[54] Сюжеты отдельных частей скифских калафов и их классификацию мы предполагаем дать в нашей следующей работе о скифских головных уборах.

[55] Онайко Н.А. Антропоморфные изображения в меото-скифской торевтике. — В сб.: Художественная культура и археология античного мира. М., 1976, с. 174, рис. 9.

[56] Бидзиля В.И. Отчёт о работе Запорожской экспедиции в 1971 г. — Архив ИА УССР, 1971/24.

[57] Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племён. М., 1977, с. 98-99.

[58] Артамонов М.И. Антропоморфные божества в религии скифов. — АСб.ГЭ №2, 1961, с. 64.

[59] Там же, с. 69.

[60] Граков Б.Н. Скифы. М., 1971, табл. XII, слева.

[61] Киевский музей..., рис. 6.

[62] Онайко Н.А. Антропоморфные изображения..., с. 168, рис. 2.

[63] Там же, с. 166.

[64] Бессонова С.С., Кирилин Д.С. Надгробный рельеф из Трёхбратнего кургана. — В сб.: Скифы и сарматы. Киев, 1977, с. 131, рис. 3.

[65] Иванова А.П. Скульптура и живопись Боспора. Киев, 1971, рис. 51.

[66] Бессонова С.С., Кирилин Д.С. Ук.соч., с. 130, 131.

[67] Ростовцев М. И., Степанов П.К. Ук.соч., табл. V, рис. 5, справа; Farnell L.R. Op.cit., v. I, p. 213, fig. VI; p. 240, fig. XII; p. 347, fig XIX; Abrahams E. Greek Dress. London, 1908, p. 112, fig. 45.

[68] Бессонова С.С., Кирилин Д.С. Ук.соч., с. 130. Показательно, что рельеф найден в насыпи кургана, в склепе 1 которого, в женском погребении, найден калафообразный убор (см. выше).

[69] OAK за 1865 г., с. 26.

[70] Граков Б.Н. Ук.соч., табл. XIV; ДБК, табл. II, рис. 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки