● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

В.А.Моисеев. Цинская империя и народы Саяно-Алтая в XVIII в. М.: 1983.В.А.Моисеев

Цинская империя и народы Саяно-Алтая в XVIII в.

// М.: 1983. 152 с.

 

Оглавление

 

Введение. — 3

 

Глава 1. Вторжение Цинской империи в северо-западную часть Центральной Азии и возникновение «Урянхайского вопроса» (конец XVII — первая половина XVIII в.). — 18

Расселение и социально-экономические отношения саяно-алтайских народов к концу XVII в. — 18

Политическая ситуация в северо-западной части Центральной Азии и положение саяно-алтайских народов накануне цинского вторжения. — 23

Борьба Цинской империи с джунгарами и вторжение монголов-халхасов в Туву (конец XVII — первая четверть XVIII в.). — 29

Вопрос о Туве на русско-китайских переговорах 1726-1728 гг. — 41

 

Глава 2. Экспансия Цинской империи на Алтае в 50-х годах XVIII в. — 51

Разгром Цинами тувинских племён Монгольского Алтая в 1753-1754 гг. — 51

Расширение цинской экспансии на Алтае в 1755-1756 гг. — 64

Антицинская борьба саяно-алтайских народов в 50-е годы XVIII в. — 75

 

Глава 3. Политика Китая и России на Алтае и в Туве во второй половине XVIII в. — 88

Вхождение народов Горного Алтая в состав России (1755-1758). — 88

Набеги цинских войск в Горный Алтай и политика России (конец 50-х — 90-е годы XVIII в.). — 98

Хозяйничанье маньчжуро-китайских захватчиков в южных районах Тувы и на Монгольском Алтае. — 114

 

Заключение. — 131

Примечания. — 133

Библиография. — 136

Список сокращений. — 146

Summary. — 147

 


 

Заключение.   ^

 

XVIII век вошёл в историю народов Саяно-Алтайского нагорья как время бурных, порой трагических событий. Многие енисейские и алтайские тувинцы (урянхайцы), как и всё население Центральной Азии, стали жертвой захватнической политики Цинской империи, в то время как алтайцы и некоторая часть тувинцев, проживавших в Горном Алтае и Северной Туве, уже тогда связали свои судьбы с Россией.

 

Изученный материал позволяет, как нам представляется, сделать следующие выводы.

 

Политика Цинской империи в южных районах Саяно-Алтайского нагорья была продиктована прежде всего стремлением маньчжурских правителей Китая уничтожить или подчинить своей власти государственные образования и племена Центральной Азии. Хотя Саяно-Алтайское нагорье находилось несколько в стороне от главного направления экспансии Цинской империи, правители которой стремились сокрушить Джунгарское ханство, события, развернувшиеся в Туве и на Алтае, также имели важное военно-политическое значение. Цинские завоеватели пытались поставить этот край под свой контроль, чтобы лишить своего главного противника — ойратов — источника пополнения людских и материальных ресурсов, создать плацдарм для наступления на Джунгарское ханство, Южную Сибирь, Казахстан.

 

Свою захватническую политику в Саяно-Алтае цинское правительство, действуя по принципу «руками варваров усмирять варваров», осуществляло главным образом руками монгольских феодалов и некоторых тувинских князей. Присваивая им чиновничьи титулы и звания, раздавая награды, позволяя наживаться на грабеже беззащитных племён, Цины пытались сделать феодальную верхушку покорённых народов надёжным орудием своей агрессивной политики в регионе.

 

Цинские завоеватели встретили в Туве и на Алтае

(131/132)

ожесточённое сопротивление со стороны большинства населения. Хотя освободительная борьба тувинцев и алтайцев, социумы которых раздирались межродовыми и феодальными усобицами, в ряде случаев терпела неудачи, она являлась важной составной частью антицинского движения народов Центральной Азии в XVIII в.

 

Русское государство, занятое европейскими делами, не могло достаточно твёрдо противостоять наступлению Цинской империи в этих районах Центральной Азии, что позволило маньчжурам распространить своё влияние на районы Тувы и Монгольского Алтая. Однако народы Горного Алтая и Саян, добровольно войдя в состав России, были спасены от физического уничтожения и получили возможность экономического и культурного развития.

 

Урянхай рассматривался правителями Китая как чрезвычайно выгодный в военно-стратегическом отношении район, являясь одновременно источником получения пушнины и некоторых продуктов животноводства. Маньчжуры, преследуя свои стратегические цели, стремились добиться полной изоляции края, всячески препятствовали установлению каких бы то ни было контактов, местного населения не только с подданными Российской империи, но и с соседними подвластными Цинам народами. Облагая подвластное население края жестокими поборами, насильственно переселяя целые племена и разрывая тем самым исторически сложившиеся связи между родственными народами, Цины сознательно воздвигали препятствия для экономического, социального и культурного развития края. Результатом политики Пекина в Урянхае было превращение его в один из самых бедных и отсталых районов Центральной Азии, население которого постепенно вымирало от голода и болезней. Алтайские тувинцы как народ исчезли с лица земли, такая же участь грозила и таннуским тувинцам. Только после Великой Октябрьской социалистической революции, опираясь на бескорыстную помощь братского русского народа и других народов нашей страны, тувинцы обрели национальную государственность и получили возможность достичь небывалых успехов в экономическом и культурном развитии.

 


 

Список сокращений.   ^

 

ВИ — «Вопросы истории»

ЗИАН — «Записки имп. Академии наук». СПб.

ЗЗСОИРГО — «Записки Западно-сибирского отделения нмп. Русского географического общества». Омск.

ЗИРГО — «Записки имп. Русского географического общества». СПб.

ИВГО — «Известия Всесоюзного географического общева». Л.

ИВСОИРГО — «Известия Восточно-Сибирского отделения имп. Русского географического общества». Иркутск.

ИИРГО — «Известия имп. Русского географического общества». СПб.

ИС — «История СССР»

НАА — «Народы Азии и Африки»

СВ — «Советское востоковедение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки