главная страница / библиотека / обновления библиотеки

B.C. Ольховский, Г.Л. Евдокимов. Скифские изваяния VII-III вв. до н.э. М.: 1994. B.C. Ольховский, Г.Л. Евдокимов

Скифские изваяния VII-III вв. до н.э.

// М.: 1994. 188 с.

 

аннотация: ]

В монографии воспроизведены, описаны и проанализированы более 150 каменных изваяний и баз к ним — почти все образцы скифского монументального искусства VII-III вв. до н.э., найденные в Причерноморье, Крыму и Предкавказье в период 1870-1993 гг. Уточнены ареал и хронология памятников, выявлены их локальные, морфологические и иконографические особенности.

Для историков, археологов, искусствоведов, музейных работников, краеведов, а также всех, интересующихся древним изобразительным искусством.

 

Содержание

 

Введение (В.С. Ольховский). — 5

 

Глава 1. Источники и историография (В.С. Ольховский). — 7

§1. Источники. — 7

§2. Историографический очерк. — 9

 

Глава 2. Каталог скифских изваяний и баз к ним (Г.Л. Евдокимов, В.С. Ольховский). — 16

§1. Скифские изваяния Причерноморья. — 16

§2. Скифские изваяния Крыма. — 29

§3. Скифские изваяния Северного Кавказа. — 34

 

Глава 3. Хронология, морфология и иконография изваяний (В.С. Ольховский). — 40

§1. Территориально-хронологическое распределение изваяний. — 40

§2. Технология и морфология изваяний. — 46

§3. Иконография изваяний. — 51

 

Глава 4. Предметный репертуар изображений на изваяниях (В.С. Ольховский). — 61

 

Заключение (В.С. Ольховский). — 76

 

Литература и архивные материалы. — 78

Список сокращений. — 85

Алфавитный указатель памятников. — 86

Иллюстрации к Каталогу [ Илл. 1-89 ]. — 88

 

Резюме (на английском языке). — 178

Резюме (на немецком языке). — 180

Резюме (на французском языке). — 182

Резюме (на итальянском языке). — 184

 


(/76)

Заключение.   ^

 

Осуществлённый в работе источниковедческий анализ 137 изваяний и 17 баз к ним, подтвердив высокую культурологическую информативность скифской каменной скульптуры VII-III вв. до н.э., позволил сделать следующие основные выводы.

 

1. Скифское монументальное искусство — достаточно сложное и постоянно развивающееся культурное явление — отразило в опосредствованном виде и основные этапы истории носителей самобытного культурного комплекса, известных под именем скифов. До конца не разъяснена проблема генезиса скифского монументального искусства 3 [сноска: 3 Эта проблема в данной работе специально не рассматривалась.]; решение её во многом зависит от выяснения истоков проникновения в скифское искусство прежде почти неизвестной идеи антропоморфности. Выявляются несомненные следы инокультурных (эллинского, возможно, сарматского и иных) влияний на развитие скифского монументализма.

 

2. Основные регионы распространения скифских изваяний — причерноморский, крымский и северокавказский (предкавказский) — достаточно своеобразны при наличии несомненной генетической связи между ними, особенно явной по направлениям Предкавказье — Причерноморье и Причерноморье — Крым. Каждая региональная группа в свою очередь может быть разделена на локальные группы, тяготеющие к бассейнам крупных и средних рек.

 

3. Несомненна особая роль Предкавказья в процессе формирования антропоморфного облика скифской скульптуры. Судя по имеющимся материалам, именно Предкавказье в VII-VI вв. до н.э. являлось основным регионом, откуда традиция нового для скифов антропоморфного монументализма выплеснулась вместе с её носителями в причерноморские степи.

 

4. Изваяние являлось зримым символом целого комплекса религиозно-мифологических представлений, отражающих идею структурированности Вселенной, персонификации её центральной оси в определённом человеке, воплощении образа этого человека-символа после его смерти с целью предотвращения «катастрофы» в кризисный период смерти и похорон. Достаточно очевиден процесс постепенной индивидуализации воспроизводимого образа, приближения изваяния к «портретной статуе» путём достижения определённого иконографического сходства с умершим.

 

Подавляющее большинство изваяний устанавливалось на вершине курганной насыпи; иногда они являлись важными элементами культовых комплексов (святилищ, ритуальных площадок).

 

5. На протяжении рассматриваемого периода наблюдается развитие морфологии и иконографии изваяний, репертуара изображаемых атрибутов, что позволяет реконструировать эволюционный ряд скифских изваяний и датировать вновь найденные экземпляры по аналогиям.

 

Ранний этап развития скифского монументального искусства характеризуется распространением таких морфологических видов, как антропоморфные столбы, антропоморфные плиты и плоская скульптура. Иконографически они воплощают образ мужчины-воина в вариантах фигуры сидящей, полуфигуры и бюста. Из атрибутов в это время обычно изображаются гривна, пояс, плеть, топор (секира), горит, меч, шлем, парные защитные бляхи.

 

V в. до н.э. — период расцвета скифской монументальной скульптуры в степях Причерноморья. В Предкавказье же она становится редкой, в Крыму её первые образы только появляются. В морфологии памятников господствует плоская скульптура, изредка встречаются антропоморфные плиты; антропоморфные столбы почти исчезают. В иконографии преобладают полуфигуры и фигуры стоящие; фигуры сидящие и бюсты очень редки. Набор изображаемых атрибутов весьма широк. Особенно популярны пояса, гривны, ритоны, гориты и мечи;

(76/77)

плети и топоры, а также верхняя одежда и оселки изображаются редко.

 

IV — начало III вв. до н.э. — время упрощения и обозначившегося упадка скифской скульптуры. В Предкавказье она почти исчезает, но получает заметное развитие в Западном Крыму. Хотя господствующим морфологическим видом остается плоская скульптура, появляются неизвестная ранее круглая скульптура, статуарные рельефы и неантропоморфные стелы-менгиры; антропоморфные плиты и столбы встречаются редко. В иконографии господствуют фигуры стоящие (особенно в Крыму) и силуэты (в Причерноморье), значительно реже встречаются полуфигуры и бюсты. Атрибуты изображаются не столь часто; распространяются изваяния без атрибутов вообще. Встречаются, но значительно реже, чем прежде, воспроизведения поясов, гривен, ритонов, горитов и мечей. Относительно чаще атрибуты изображаются на крымских изваяниях; это, помимо перечисленных, верхняя одежда, оселки, шлемы. Плети, топоры, парные защитные бляхи полностью исчезают.

 

Таким образом, процесс огрубления и упрощения канонов скифского монументального искусства, снижения его художественного уровня, шедший в IV-III вв. до н.э. в степном Причерноморье [Евдокимов, 1975; Он же, 1976], затронул Крым в значительно меньшей степени. Более того, именно здесь происходил своеобразный «ренессанс» скифского монументализма — итог несомненного прямого воздействия античного изобразительного искусства. Здесь были созданы лучшие образцы скифской реалистической скульптуры, однако нашла своё выражение и общескифская тенденция упрощения и схематизации. Крым, таким образом, явился третьим (после Предкавказья и Причерноморья) и последним крупным полигоном развития скифского монументального искусства, оставаясь таким вплоть до заката и исчезновения позднескифской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки