главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Сообщения Государственного Эрмитажа. [Вып.] LXХVIII. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2020. С.В. Панкова

Скифы в Великобритании:
опыт сотрудничества Эрмитажа и Британского музея.

// СГЭ. [Вып.] LXXVIII. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2020. С. 129-143.

 

Археологическая выставка «Скифы: воины древней Сибири» («Scythians: warriors of ancient Siberia»), прошедшая в 2017-2018 годах в Британском музее, явила совершенно новый ракурс сотрудничества двух музеев мирового значения и принципиально отличалась от всех прочих выставочных программ. Именно поэтому она дала повод проанализировать этот полезный опыт и отличительные особенности подготовки и осуществления двухлетнего музейного проекта. Он оказался весьма успешным и впервые соединил экспозиционные и научно-исследовательские задачи. Кроме того, для нас было интересно и полезно знакомство с практическими методами организации временных выставок в Британском музее, начиная от стадии формирования концепции экспозиции и подбора вещей до её осуществления, включая дизайнерское оформление и сопутствующие мероприятия.

 

Выставка проходила с 14 сентября 2017 года по 14 января 2018 года в Галерее Сейнсбери (The Sainsbury exhibitions Gallery), открытой в 2014 году для проведения временных выставок.

 

Проект был инициирован британской стороной в связи со столетней годовщиной Октябрьской революции в России, которая была отмечена и другими музеями Лондона, но в более традиционном ключе. 1 [1] Однако Британский музей остался верен своему научному профилю и не стал акцентировать революционную тематику. В данном случае была избрана практически неведомая для европейской публики область: история и культура кочевых племён, в IX-III веках до н.э. населявших степные территории, ныне принадлежащие России и некоторым странам бывшего Советского Союза. Предыдущая небольшая эрмитажная выставка, посвящённая древним народам Сибири, проходила в Британском музее в 1978 году [Frozen tombs 1978].

 

Куратором выставки с британской стороны был хранитель Отдела Среднего Востока (Middle East department) Британского музея доктор Сент-Джон Симпсон 2 [2] (ил. 1). Первичный отбор экспонатов и его обоснование исходили от эрмитажных хранителей и корректировались и утверждались английской стороной в соответствии с разработанной британскими коллегами концепцией. Новым для чисто археологической выставки было решение показать вместе с золотыми художественными изделиями из Сибирской коллекции Петра I хранящиеся в фондах Отдела истории русской культуры Эрмитажа листы акварелей с изображениями этих же вещей, созданные в первой трети XVIII века для иллюстрированного каталога, так называемого нарисованного музея Кунсткамеры. Этот изобразительный акцент не только вносил разнообразие в археологический материал и обогащал экспозиционное пространство,

(129/130)

Ил. 1.
Куратор выставки с британской стороны доктор Сент-Джон Симпсон.
Фотография С.В. Панковой.

(Открыть Ил. 1 в новом окне)

 

но и выстраивал параллельную смысловую линию, рассказывая о развитии археологии и коллекционирования древностей в России.

 

Выставочный проект предоставил редкую возможность показать украшения из Сибирской коллекции совместно с близкими им по стилю и технике изготовления драгоценностями из Амударьинского клада, хранящимися в Британском музее. Происхождение предметов из обеих коллекций неизвестно, но предполагалось изготовление ряда из них в одном центре. Идея совместного экспонирования быстро переросла в исследовательский проект, позволивший изучать экспонаты двух собраний бок о бок.

 

Название выставки «Скифы: воины древней Сибири» было сформулировано не сразу и принято после длительных дискуссий. Такое название, предложенное британскими коллегами, не нашло поначалу одобрения среди некоторых наших специалистов. Акцент на Сибири, действительно,

(130/131)

противоречит географии расселения племён скифского мира — от Северного Китая и Казахстана до Северного Причерноморья, отражённой и в материалах выставки. Однако именно с районами Южной Сибири и соседней Центральной Азии связано происхождение кочевого скотоводства и в целом скифской культуры; здесь исследованы её наиболее ранние памятники. Кроме того, значительную часть выставочного списка составляли находки из Южной Сибири: Тувы и особенно Алтая. Именно пазырыкские памятники благодаря уникальным предметам из органических материалов, сохранившимся в условиях подкурганной мерзлоты, дают представление о культуре кочевников скифской эпохи во всей её полноте. Эти находки показывают очень существенную и исключительно эффектную часть культуры древних номадов, навсегда разрушенную временем во всех прочих памятниках в других регионах. Из приалтайских степей происходят многие высокохудожественные золотые изделия, составляющие Сибирскую коллекцию Петра I.

 

Сотрудники Британского музея в первую очередь исходили из наиболее оптимального по привлекательности для потенциального зрителя заголовка, вложив в него свои надежды на высокую посещаемость экспозиции (ещё и потому, что временные выставки в Британском музее платные). Визуальный «символ» выставки помещается рядом с названием на обложку каталога, рекламные баннеры и буклеты всех сопутствующих выставке мероприятий. В случае «Скифов» таким символом стала эрмитажная золотая бляшка в виде скифа на коне из кургана Куль-Оба (ил. 2). В конечном итоге и название, и символ оправдали ожидания британских специалистов, и в общей сложности выставку посетили 122 823 человека (не считая специальных VIP-показов). Число посетителей было стабильно высоким в течение всех четырёх месяцев её работы, а последние дни отличались особым посетительским ажиотажем: огромные очереди стояли до конца работы выставки.

 

Предварительный опрос посетителей был нацелен на выяснение уровня знаний о скифах. Тридцать процентов опрошенных не знали вообще ничего, около 60% — знали что-то в общем. Оценивалось, какие аспекты предлагаемой тематики наиболее привлекательны для потенциальных посетителей. Выяснилось, что привлекательными оказались следующие понятия: кочевники, воины, вечная мерзлота, сохранность, золото, курганы, всадничество, у единичных опрошенных также Сибирь. Вызвали мало эмоций или не вызвали вообще — археология, культура, древность, Россия (также Эрмитаж) 1[3]

 

Задачами выставки было: представить наглядно и локализовать ушедшую незнакомую цивилизацию, дать почувствовать образ жизни, её трудности и драматизм с учётом сурового природного окружения, показать яркую культуру древнего кочевого народа и искусство его мастеров, его взаимоотношения с более знакомыми европейской публике оседлыми цивилизациями — Ассирией, ахеменидским Ираном, античной Грецией, Китаем. Устроителям хотелось сделать выставку интересной для широкого круга зрителей, представить увлекательную историю, а не просто коллекцию предметов, создать ощущение непосредственного погружения в мир кочевого прошлого (без акцентирования стадии археологических изысканий, отвлекающих от цели такого путешествия). Одна из идей устроителей выставки заключалась в передаче непосредственного восприятия жизни древних народов во всей её бытовой простоте, но и чрезвычайной сложности мировоззрения и мира художественных образов.

 

Изначально задуманная тема России была обозначена дополнительными смысловыми линиями. Одна из них — Петр I и Петербург начала XVIII века: именно в это время было сформировано первое археологическое собрание России, положено начало подлинно научным изысканиям и становлению музейного дела. Другая линия — достижения российской и советской археологии от Петровской эпохи до результатов недавних исследований эрмитажных экспедиций.

 

Большинство экспонатов выставки — это археологические материалы. Наибольшая часть их была предоставлена Отделом археологии Восточной Европы и Сибири. Несколько предметов из исследованных в XIX веке захоронений Куль-Обы и Нимфея были переданы Отделом Античного мира. Кроме того, были показаны 17 предметов из Национального музея Республики Казахстан,

(131/132)

Ил. 2.
Баннеры с названием и символом выставки в Большом дворе Британского музея.
© Сourtesy of the British Museum.

(Открыть Ил. 2 в новом окне)

 

а также материалы из трёх погребений Нимфейского некрополя из собрания музея Эшмола (Ashmolean museum) в Оксфорде. И, наконец, сам Британский музей поместил на скифскую выставку несколько экспонатов из знаменитого Амударьинского клада, аттическое краснофигурное блюдо с изображением скифского лучника, а также клинописные документы и печать, отражающие контакты Ассирии со скифами. Материалы Эрмитажа — всего 855 предметов 1 [4] — составили основную часть лондонской выставки.

 

Для отражения эпохи начала российской археологии и музейного дела в Отделе истории рус-

(132/133)

ской культуры были отобраны восемь гравюр с видами Петербурга и Кунсткамеры первой половины XVIII века, а также семь акварелей 1730-х годов, запечатлевших золотые предметы из Сибирской коллекции Петра I. Портрет Петра I в рост кисти Г. Неллера представила Королевская галерея в Букингемском дворце.

 

Кочевые племена скифского мира в течение семи столетий населяли огромные степные и лесостепные пространства от Южной Сибири и Северного Китая на востоке до Причерноморья на западе. Поэтому одним из наиболее сложных вопросов при создании концепции выставки стал порядок представления экспонатов, имеющих такой широкий географический и хронологический охват. Исходя из того, что европейская публика практически не имела представления о скифах, выставка была построена тематически, без акцента на конкретные географические и хронологические особенности и различия.

 

Предполагалось ответить на основные вопросы, естественно возникающие при первом знакомстве с неизвестным древним народом. Как они выглядели, чем занимались? Что носили и чем питались? Кто были их современники и соседи и как они взаимодействовали? Какими были их верования, как они хоронили своих умерших? Откуда мы знаем о скифах? И, наконец, кто жил на их землях потом? Последовательность этих тематических блоков и создала идейную и планиграфическую структуру выставки, для чего галерея Сейнсбери — прямоугольный зал объёмом около 1100 кв.м — была разделена на отсеки разных размеров, окрашенные в разные цвета (ил. 3).

 

Соответствующим образом оформленная входная зона подготавливала зрителя к восприятию экспозиции, а первым смысловым акцентом выставки стало небольшое вступительное пространство, в котором всё внимание зрителя было сосредоточено на единственном экспонате — знаменитой золотой

 

 

Ил. 3. Различные тематические отсеки экспозиции.
© The Trustees of the British Museum. All rights reserved, 2020.

(Открыть Ил. 3 в новом окне)

 

(133/134)

 

Ил. 4. Вступительное пространство экспозиции.
© The Trustees of the British Museum. All rights reserved, 2020.

(Открыть Ил. 4 в новом окне)

 

пластине из Сибирской коллекции со «сценой под деревом». В этом предмете символически отражены ключевые элементы скифской жизни: окружающая природа, всадничество и воинский образ жизни. Здесь же располагалась первая большая физическая карта с обозначением степного пояса Евразии, где обитали племена скифского мира, и первые настенные аннотации, краткие и ёмкие, дающие основное представление о скифах (ил. 4).

 

Далее зритель попадал в пространство, знакомящее с началом российской археологии в Петровскую эпоху. В нём экспонировался знаменитый портрет Петра I и гравюры с видами Петербурга XVIII века и Кунсткамеры, а в центре зала размещались витрины, в которых были представлены золотые предметы из Сибирской коллекции вместе с их акварельными изображениями (ил. 5).

 

Природное окружение кочевников скифского мира, столь важное для их культуры, было передано с помощью многочисленных стенных панно — ландшафтных фотографий Алтая, Тувы и Хакасии, предоставленных в основном В.С. Теребениным (Государственный Эрмитаж) и Е.А. Миклашевич (Музей-заповедник «Томская писаница»). Плиты с выбитыми фигурами животных в скифском зверином стиле и так называемый оленный камень, выставленные на фоне алтайского пейзажа, создавали впечатляющую доминанту пространства, посвящённого реалиям скифского мира (ил. 6). Значительная часть экспозиции была представлена предметами пазырыкской коллекции Эрмитажа, которая своей подлинностью и удивительной сохранностью неизменно поражает зрителя. О жизни номадов, о скифских вождях и рядовых кочевниках рассказывали предметы одежды и обуви, украшения и предметы быта, конское снаряжение, изготовленные из войлока, кожи и меха, дерева, тканей, рога. Реальность древней культуры была передана

(134/135)

 

Ил. 5. Экспонаты Сибирской коллекции Петра I, акварели и гравюры XVIII в., панорама «Сибирского пути» П.Я. Пясецкого в разделе выставки «Начало российской археологии в Петровскую эпоху».
© The Trustees of the British Museum. All rights reserved, 2020.

(Открыть Ил. 5 в новом окне)

 

татуировками на коже, набором для воскурения конопли, деревянными погребальными сооружениями. Ощущению реальности способствовали такие специально отобранные «нехудожественные» объекты, как куски овечьего сыра, найденные в меховой седельной сумке, овечья шкура, видимо, выполнявшая роль подстилки, кожаная ладанка с остриженными ногтями погребённого и накладная борода.

 

Многие экспонаты пазырыкской коллекции выставлялись впервые. Мы старались минимально задействовать предметы из постоянной экспозиции Эрмитажа и максимально привлечь новые, малоизвестные вещи. Многие предметы, остававшиеся со времён раскопок курганов в конце 1940-х — начале 1950-х годов во фрагментированном состоянии, были для выставки специально отреставрированы. Так, например, войлочные чулки с красочными узорными окантовками были собраны из разрозненных фрагментов и фактически возникли заново в ходе кропотливой работы, проделанной Т.В. Груниной-Шкварок [Scythians 2017, cat. 51] (ил. 7).

 

Для реконструкции костюмов кочевников были использованы уникальные экспонаты из древнейших скифских курганов Аржан-1 и Аржан-2, а также находки из «царских» курганов Северного Причерноморья и Северного Кавказа, исследованных в XIX — начале XX века российскими экспедициями. Представление об облике кочевников и окружавшем их предметном мире дополняли красочные графические реконструкции, выполненные и предоставленные Д.В. Поздняковым (Институт археологии, этнографии и антропологии СО РАН) и Е.В. Степановой (Государственный Эрмитаж).

 

Дизайнерское решение экспозиции способствовало созданию эмоционально наполненного образа древней культуры. Дизайнер Джонатан Оуд эффектно оформил экспозицию в едином ключе.

(135/136)

 

Ил. 6. Петроглифы на фоне стенного панно, передающего природу Алтая.
© The Trustees of the British Museum. All rights reserved, 2020.

(Открыть Ил. 6 в новом окне)

 

 

Ил. 7. Витрина, посвящённая пазырыкской одежде, с чулками, собранными к выставке из фрагментов.
© The Trustees of the British Museum. All rights reserved, 2020.

(Открыть Ил. 7 в новом окне)

(136/137)

 

Ил. 8. Раздел выставки, посвящённый конскому снаряжению с 3D-роликом «Скифские всадники».
© The Trustees of the British Museum. All rights reserved, 2020.

(Открыть Ил. 8 в новом окне)

 

Стилистическому объединению пространства выставки служили силуэты образцов скифского искусства, размещенные на баннерах с экспликациями (ил. 3, 6). Каждый раздел экспозиции сопровождался соответствующими по тематике цитатами: от выдержек из петровских указов до текстов античных авторов, Геродота, Фукидида и других, передающих непосредственное впечатление о скифах их современников и соседей. Большое количество тематических карт, прорисовок, реконструкций (дизайнер по графике Пол Гудхед) украшало выставку и давало необходимую информацию.

 

Несколько пейзажей из серии акварелей П.Я. Пясецкого «Сибирский путь» попеременно демонстрировались с помощью проектора, обогащая экспозицию. Они отражают красоту и разнообразие сибирских ландшафтов и одновременно представляют историческую эпопею строительства транссибирской магистрали в конце XIX — начале XX века (подлинники акварелей из соображений сохранности в Британский музей не выдавались). Кроме того, в залах использовались средства дополнительного воздействия на зрителя с помощью современных компьютерных технологий, позволяющие достигать как звуковых, так и зрительных эффектов: был слышен свист ветра, шум травы и резкие выкрики кочевников… Эти звуки происходили от большеформатного ролика с 3D-анимацией, изображающего скифских всадников — то гарцующих на своих степных лошадях, то срывающихся с места и уносящихся вдаль (ил. 8).

 

В Эрмитаже мы привыкли к более традиционным формам и принципам экспонирования, однако опыт проведения скифской выставки в Лондоне показал значительный эффект от оживления вполне академичного по содержанию показа средствами видео- и аудиосопровождения, а также дизайнерскими разработками. Они совсем не отвлекают от экспонатов, а напротив, несут дополнительную информацию и создают нужную эмоциональную атмосферу, повышающую образовательный

(137/138)

 

Ил. 9. Погребальная колода из 1-го Пазырыкского кургана и фоторяд «Раскопки скифских гробниц».
© The Trustees of the British Museum. All rights reserved, 2020.

(Открыть Ил. 9 в новом окне)

 

и эстетический потенциал выставки (и удовольствие от посещения музея в целом).

 

Всаднический характер скифской культуры представляли богато декорированные предметы конской упряжи и погребальные уборы коней (нагривник, нахвостник и маска). Они демонстрировали заботу скифов о своих лошадях и роль этих животных в жизни и посмертных ритуалах кочевников. Особое внимание посетителей и репортёров привлекла кожаная маска коня с войлочным навершием в виде птицы и парадные погребальные уздечки с резными деревянными украшениями. Скифы изобрели мягкие кожаные сёдла, какие в дальнейшем широко использовались разными народами Евразии. Конструкция и убранство таких сёдел были представлены на примере уникального седельного комплекта из 5-го Пазырыкского кургана, включающего седло со всеми ремнями и резными фигурами животных из кожи и дерева, войлочный потник и покрышку, украшенную китайским лаком и шёлком. Последняя деталь указывала на контакты алтайских номадов с китайской культурой, связывая историю кочевников с внешним миром. Выставлявшиеся полный седельный набор и конская сбруя были недавно отреставрированы и привлекли заслуженное внимание публики, особенно специалистов в области гиппологии.

 

Вооружение кочевников не было задумано в качестве основного акцента экспозиции и было показано достаточно лаконично, лишь иллюстрируя воинскую экипировку древних номадов. Алтайские расписные щиты из кожи и деревянных палочек соседствовали с северокавказским железным панцирем и бронзовым шлемом. Кинжалы-акинаки и чеканы были представлены как бронзовыми и железными экземплярами, принадлежавшими рядовым воинам, так и элитарными предметами. Кочевники славились искусством стрельбы из лука, поэтому многочисленные наконечники стрел и расписные деревянные древки, детали аржанского налучья с его реконструкцией, нашивные бляшки с изображением скифских лучников

(138/139)

 

Ил. 10. Завершающий раздел выставки «После скифов» с экспонатами Оглахтинской коллекции. М.Б. Пиотровский и А.Ю. Алексеев у витрины. Фотография Б. Джонсона.

(Открыть Ил. 10 в новом окне)

 

не позволяли забыть об этой важной составляющей воинской культуры скифов. Скифским лукам была посвящена передача в режиме реального времени (Facebook Live).

 

Главным источником информации о скифах, при отсутствии у них своей письменности и временном характере жилищ, являются их захоронения, а большинство представленных экспонатов были найдены в курганах. Отдельная часть экспозиции была посвящена устройству погребальных сооружений сибирских скотоводов — крупнейших по габаритам экспонатов выставки. Деревянная колода из 1-го Пазырыкского кургана длиной 3,7 м, специально отреставрированная А.В. Кащеевым и А.Г. Романовым (Лаборатория научной реставрации мебели), была эффектно помещена в угловое затемнённое пространство, создававшее ощущение подземной гробницы, места упокоения скифского вождя. Видеоряд из сменяющих друг друга фотографий демонстрировал моменты раскопок элитарных скифских захоронений на территории Алтая, Тувы, Казахстана 1 [5] (ил. 9). В разделе о контактах скифов с осёдлыми цивилизациями демонстрировались предметы импорта из Алтайских курганов, изделия греческого и ахеменидского производства из европейских скифских памятников и Сибирской коллекции Петра I. Здесь же была показана большая часть не эрмитажных экспонатов, включая предметы из Амударьинского клада. Небольшой ролик, созданный с помощью 3D-анимации, иллюстрировал контакты пазырыкцев с Китаем, Ираном, Индией.

 

Для завершающей части выставки были выбраны экспонаты постскифской эпохи из Южной Сибири — предполагалось показать, что происходило на территории возникновения кочевого хозяйства и скифской культуры по окончании скифского времени. Как началу, так и завершению экспозиции

(139/140)

уделялось особое внимание: они должны были поразить посетителя и надолго остаться в его памяти. Ключевыми финальными экспонатами стали деревянный сруб (погребальная камера), меховые одежды и расписные маски на головах погребённых из Оглахтинского могильника в Хакасии. Отчасти перекликаясь с древностями скифской эпохи, эти материалы отражают реалии иного времени, появление новых людей и традиций (ил. 10). Здесь же были представлены обобщённые данные о методах исследования, применяемых сегодня при изучении подобных находок.

 

Тематические блоки выставки соответствовали главам большого красивого каталога [Scythians 2017], написанного сотрудниками Эрмитажа и Британского музея и выпущенного к открытию выставки издательством «Thames and Hudson».

 

Тексты, взятые из каталожных аннотаций и статей, составили основу этикеток и экспликаций выставки. Они были адаптированы, где требовалось, чтобы отвечать следующим критериям: информация должна быть ёмкой и интересной, а язык — в меру популярным и доступным, понятным также для иноязычных посетителей. Объём текстов и их расположение, цвет фона, размер и стиль шрифтов приводились к параметрам, оптимальным для восприятия, в том числе с учётом низкого уровня освещённости. Здесь наши коллеги ориентировались на пожелания посетителей, высказанные на предыдущих экспозициях. Тексты были насыщены интересной информацией и легко читались, несмотря на полную новизну тематики, что было специально отмечено во множестве посетительских отзывов.

 

Во многих витринах были дополнительно помещены особым образом оформленные этикетки, обращённые к детям: в них кратко разъяснялась суть представленных экспонатов и задавался вопрос, побуждающий ребёнка вообразить себя на месте скифа или сравнить реалии древней и современной жизни.

 

Отдельные витрины сопровождались пояснениями и фотографиями, наглядно представлявшими зрителю момент новейшего изучения экспонатов методами естественных наук. Дело в том, что экспозиционный проект был связан с параллельной совместной научно-исследовательской программой, которая принесла впечатляющие результаты и имеет перспективы для дальнейшего продолжения. Задолго до открытия выставки коллеги из Отдела естественнонаучных исследований Британского музея (the Department of Scientific Research) посетили Отдел научно-технологической экспертизы Эрмитажа для обсуждения возможных совместных исследований и составления их программы. Изначальная идея состояла в параллельном изучении отобранной серии предметов на различном оборудовании, имеющемся в Эрмитаже и Британском музее, и сравнении полученных результатов, а также в анализе ряда эрмитажных экспонатов новыми для нас методами, используемыми в лаборатории Британского музея. Привезённые из Эрмитажа предметы были изучены в период монтажа экспозиции недеструктивными естественнонаучными методами.

 

Наиболее удачным и продуктивным этапом сотрудничества стало совместное исследование 15 золотых изделий из Сибирской коллекции Петра I, проводившееся параллельно с анализом теми же методами ювелирных изделий из Амударьинского клада из коллекции Британского музея. Многие вещи из обоих собраний, о происхождении которых не имеется точных сведений, демонстрируют стилистическую схожесть и выполнены близкими технологическими методами, что подтверждает возможность их изготовления в одних и тех же центрах и близкую датировку. При полном отсутствии археологического контекста у вещей из обеих коллекций, проблемы атрибуции и датирования одинаково актуальны для них, и современные технические и естественнонаучные методы дают интересные и обоснованные результаты. Сотрудничество с британскими коллегами в рамках выставочного проекта позволило в сжатые сроки целенаправленно исследовать всю группу изделий с помощью рентгеносъёмки и оптической микроскопии, причём непосредственное участие эрмитажного хранителя в этом процессе позволило сразу обращать внимание британских специалистов на наиболее важные и интересные моменты (ил. 11). Результатом исследования стало выдвижение и обоснование версий происхождения конкретных изделий.

 

Другое исследовательское направление было связано с изучением стеклянных бус из памятников Сибири. Бусины трёх групп были исследованы в Британском музее методами рентгенофлюоресцентного анализа поверхности и энергодисперсионной рентгеновской спектрометрии. Полученные результаты позволили дать характеристику состава стекла и технологии изготовления бус и предварительно определить регионы их производства.

(140/141)

 

Ил. 11. Изучение золотых предметов из Сибирской коллекции Петра I в лаборатории Британского музея: Е.Ф. Королькова (слева) и Од Монджиатти. Фотография Х. Лейтон.

(Открыть Ил. 11 в новом окне)

 

Ряд материалов был исследован в Эрмитаже: проанализирована структура тканей, а также красители тканей и войлоков из курганов Саяно-Алтая. Незадолго до отправки экспонатов в Лондон было проведено исследование головы мумии с гипсовой маской из Оглахтинского могильника на компьютерном томографе. Созданная на основе этих снимков 3D-реконструкция позволила впервые увидеть лицо погребённого мужчины с обнаруженным на нём хирургическим швом. По результатам названных исследований написаны совместные статьи [Masters of the steppe 2020].

 

Часть результатов исследования была сразу же продемонстрирована широкой публике на выставке. Микрофотографии тканей, мелких предметов и деталей, рентгеновские снимки и данные компьютерной томографии, помещённые рядом с традиционными этикетками, показывали возможности современных технологий и давали зрителю ощущение сопричастности процессу изучения (ил. 12). Как показали многочисленные отзывы, эта информация вызвала большой интерес посетителей выставки.

 

Результаты совместной работы частично вошли в каталог выставки, а частично были представлены на трёхдневной конференции «Скифы и другие древние кочевники Евразии» («Scythians and other early Eurasian nomads»), прошедшей в Британском музее в октябре 2017 года. Сборник материалов конференции «Властелины степей: наследие скифов и последующих кочевых обществ Евразии» («Masters of the steppe: the impact of the Scythians and later nomad societies of Eurasia») готовится к публикации в издательстве «Archaeopress» и включает более 40 статей.

 

Внимание к потенциальным посетителям выставки, стремление отвечать их потребностям и интересам — это часть целой системы мер, связанных с определённым подходом к созданию временных выставок в Британском музее. Чтобы привлечь максимально возможное число посетителей, работает оптимальная система оповещения, информирования, поддержки зрительского интереса, а также система получения обратной связи и анализа отзывов, замечаний и похвал, позволяющая

(141/142)

Ил. 12.
Баннер с микрофотографиями украшений из Амударьинского клада.
Фотография Х. Лейтон.
© The Trustees of the British Museum. All rights reserved, 2020.

(Открыть Ил. 12 в новом окне)

 

совершенствовать разные аспекты создания экспозиций, ориентируясь на мнение посетителей. Множество дополнительных культурных и развлекательных мероприятий, связанных с русской тематикой вообще и скифской в частности, осуществлялось в период действия выставки. Регулярно проводились детские мастер-классы и экскурсии для самых маленьких, были подготовлены рекомендации по посещению выставки для учителей с учениками. К выставке были приурочены специальные вечерние представления: показы фильмов; русский вокальный квинтет исполнял народные и казачьи песни на экспозиции и лестницах музея; оперные певцы представили одноактную

(142/143)

комическую «Скифскую оперу» в Большом Дворе. В кафе музея по пятницам (день для связанных с выставкой мероприятий) можно было попробовать блюда русской кухни и так называемое скифское меню — пельмени с кабаниной, блины с икрой и медовик.

 

Система получения откликов на выставку от посетителей музея и журналистов разработана для всех временных выставок Британского музея. Ведётся учёт посещаемости выставки, пресс-служба отслеживает посвящённые ей газетные и интернет-публикации. Отзывы посетителей приходят по нескольким каналам — через фейсбук и твиттер (отзывы и прямые обращения), письма в музей, так называемые visit cards; на нашей выставке это были и просто разноцветные листки бумаги, призывающие ответить на один из вопросов. «Расскажите об одном впечатлении, связанном с сегодняшним визитом в музей. Что удивило Вас в том, как жили скифы? Заметили ли Вы какую-либо связь между Вашей жизнью и увиденным на выставке?» Отзывы и ответы посетителей искренни и достаточно серьёзны. Музей же составляет специальные отчёты, в которых анализируются отзывы о выставке по таким аспектам, как её содержание, информационное сопровождение, доступность (высота расположения экспонатов в витринах, значимая для детей и посетителей на колясках, количество скамеек, качество тактильных брошюр для слабовидящих).

 

В отзывах посетителей преобладали восхищение и удивление сохранностью и разнообразием древних предметов, вкусом и профессионализмом создавших их мастеров; отмечены ясность и удобство информационного сопровождения, эффектный и выразительный дизайн. Яркие художественные образы скифской культуры, качество и сложность изделий поразили публику, не ожидавшую от кочевых скотоводов такого великолепия. Судя по отзывам, скифская культура стала открытием для многих побывавших здесь посетителей из разных стран.

 

Все работы по выставке в периоды монтажа и демонтажа были чётко организованы. Распаковка и монтаж осуществлялись в соответствии с заранее составленным подробным планом, причём каждое утро начиналось с планёрки и объявления конкретных задач и скорректированных планов на день, реализуемых практически без задержки.

 

Сотрудничество с Британским музеем дало сотрудникам Эрмитажа возможность по-новому увидеть привычные экспонаты и способы их экспонирования, сформулировать и воплотить ранее не реализованные идеи. Совместные заинтересованные усилия привели к результативному изучению ряда экспонатов, определили новые направления сотрудничества. Полезно было близко познакомиться с подходом Британского музея к организации и созданию временных выставок и воочию увидеть его результаты. Все это было для нас чрезвычайно ценным опытом.

 

Литература.   ^

 

Frozen tombs 1978
Frozen tombs: the Culture and Art of the Ancient Tribes of Siberia. London, 1978.

Masters of the steppe 2020
Masters of the steppe: the impact of the Scythians and later nomad societies of Eurasia. Proceedings of a conference held at the British Museum, 27-29 October 2017 / ed. St.J. Simpson, S. Pankova. London, 2020.

Scythians 2017
Scythians: Warriors of Ancient Siberia / ed. St.J. Simpson, S. Pankova. Oxford, 2017.

 


 

[1] 1 The British Library: “Russian Revolution: Hope, Tragedy, Myths”; The Royal Academy: “Revolution: Russian Art: 1917-1932”; Tate Modern: IIya and Emilia Kabakov: “Red Star Over Russia”.

[2] 2 Доктор Сент-Джон Симпсон ранее в течение многих лет работал с советскими археологами на раскопках в Мерве (Туркмения), и сотрудничество с российскими коллегами было для него не внове. Он имел опыт проведения таких крупных выставок, как «Царица Савская: сокровища древнего Йемена» («Queen of Sheba: treasures of ancient Yemen») в 2002 г. и «Афганистан: перекрестки Древнего мира» («Afghanistan: Crossroads of the Ancient World») в 2011 г.

[3] 1 Приношу искреннюю благодарность доктору С.Дж. Симпсону за возможность ознакомиться и использовать информацию, обобщённую в Отделе Среднего Востока Британского музея по результатам выставки: C. Leighton & St.J. Simpson. Scythians: warriors of ancient Siberia. Summative report on the making of an exhibition at the British Museum. Unpublished report, The British Museum, January 2018.

[4] 1 В британской прессе и отчётах Британского музея фигурирует другая цифра — около 200 экспонатов. Это связано с иной системой подсчёта, при которой мелкие, выставляемые группой, предметы считались обобщённо как один.

[5] 1 Фотографии предоставлены Научным архивом Института истории материальной культуры в Санкт-Петербурге, а также Н.В. Полосьмак, К.В. Чугуновым, А.-П. Франкфором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки