главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Оглавление книги

Б.Б. Пиотровский. Искусство Урарту. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 1962. Б.Б. Пиотровский

Искусство Урарту. VIII-VI вв. до н.э.

// Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 1962. 164 с.

 

II. Краткая историческая справка.

 

Государство Урарту появилось на исторической арене лишь в первой половине IX в. до н.э., когда могущественные державы древнего Востока, как Египет, Вавилония. Хеттское царство и Ассирия прошли уже многовековой путь своего развития и достигли высокого уровня культуры или переживали время упадка. До IX в. до н.э. на территории Армянского нагорья Передней Азии и в горах к югу от озера Ван в ассирийских письменных источниках упоминаются лишь объединения племён, названные «Уруатри» и «Наири» и состоявшие из мелких «стран» со своими правителями.

 

На основе этих союзов племён в районе озера Ван и образовалось государство, которое препятствовало продвижению ассирийцев на север. Ассирийцы стали называть его «Урарту» и этот термин прочно вошёл в научные труды по истории древнего Востока.

 

Ассирийскому царю Салманасару III (860-825 гг. до н.э.) с первого года правления пришлось начать против Урарту войну, которая на протяжении всего его царствования то затухала, то вспыхивала вновь.

 

В 1878 г. при раскопках дворца Салманасара III на холме Балават были обнаружены бронзовые пластины, служившие обшивками деревянных ворот, покрытые изображениями сцен походов с пояснительными к ним надписями. [1] [прим. сайта: см. на сайте Британского музея] На одной из пластин имеются рельефы, относящиеся к походу, снаряжённому против Урарту в 860 г. до н.э., о котором подробно рассказывают ассирийские летописи. В композиции, размещённой в двух полосах, приведены разновременные события, происходившие в разных местах. Действие начинается с левого нижнего угла, где показан укреплённый ассирийский лагерь, из которого выступало войско,

(27/28)

состоящее из колесниц и пехотинцев. Далее изображено взятие «города Сугунии Араму урартского», что и пояснено надписью, помещённой над сценой. В горящей крепости, расположенной на горе или холме, изображены её защитники — урартские лучники и копейщики; из крепости уводят пленных. В верхней полосе изображён переход ассирийцев через три перевала к озеру Ван, на берегу которого Салманасар III приносит жертву, о чём говорит пояснительная надпись: «Изображение моё у моря страны Наири я поставил, жертвы богам моим я принёс».

 

По сведениям, сообщённым летописями, можно заключить, что город Сугуния находился к югу от озера Ван и ассирийский царь после его разгрома спустился «омыть своё оружие» к южному берегу озера.

 

В третьем году правления Салманасару III пришлось снова идти походом против урартов, во время которого была взята крепость Арзашку, расположенная не к югу от озера Ван, а на севере или северо-востоке от него.

 

Этот эпизод красочно описан в летописи: «К Арзашку, царскому городу Араму урартского, я приблизился. Араму урартский испугался горечи моего могучего оружия и сильной битвы и оставил свой город. В горы Аддури он поднялся, за ним поднялся и я, сильную битву устроил я в горах, 3400 воинов поверг я своим оружием, как Адад тучу над ними пролил я дождём, их кровью гору окрасил я как шерсть, его лагерь я захватил, его колесницы, всадников, коней, мулов, телят, имущество и богатую добычу привёл я с гор. Араму, свою жизнь спасая, убежал на недоступную гору. В моей могучей силе, как тур, раздавил я его страну, поселения превратил в развалины и сжёг огнём. Кучи из голов устроил я напротив городских ворот». [2]

 

Взятие Арзашку также изображено на Балаватских воротах. В центре одной из полос показана горящая крепость с двумя линиями стен, а около крепости изображена битва ассирийцев с урартами, которые отступают в горы.

 

Возможно, к походу третьего года относится одна из обшивок ворот с надписью в верхней части: «битва против Урарту». И здесь действие развивается из левого нижнего угла, колесницы и конница вступают в бой с пешими урартами. Далее показана осада расположенной на горе безымянной крепости с башнями и двумя воротами. Из крепости к четырёхугольному в плане ассирийскому лагерю ведут пленных урартов. В лагере стоит лошадь, насыпана гора зерна, два человека заняты размолом на ручной зернотёрке муки и выпечкой хлеба. В верхней полосе снова изображена битва с урартами и крупная горящая крепость, около которой ассирийцы, опустошая местность, вырубают деревья, а далее видна небольшая крепость с посаженными на кол врагами и кучей голов у стены. Из крепости на четырёхколесной повозке, которую тянут люди, в большом сосуде увозят захваченную добычу.

(28/29)

Рис. 7. Изображение урартских воинов:
а — Балаватские ворота (IX в. до н.э.)
б — бронзовый пояс (VIII в. до н.э.).

(Открыть Рис. 7 в новом окне)

 

В таких больших глиняных сосудах, как известно по раскопкам, ассирийцы и урарты обычно хранили вино, но иногда в них же складывали ценности и в случаях осады продукты питания. Так, в урартской крепости на Кармир-блуре в одном подобном сосуде было обнаружено 97 бронзовых чаш с вычеканенными на них надписями урартских царей, [3] а в других оказались различные бронзовые предметы, а также зерно и мука.

 

Рельефы Балаватских ворот, описанные нами подробно, представляют для истории культуры Урарту большой интерес, так как именно на них сохранились самые ранние изображения урартов, причём их одежда и вооружение переданы довольно точно. Урарты одеты в стянутые широким поясом длинные до колен рубахи с короткими рукавами. На голове урартские воины имеют шлемы с гребнем, что, по-видимому, было для них весьма характерной чертой, так как при изображении угоняемых нагих пленных шлемы на их головах всё же показаны. Урартские воины в IX в. до н.э. были вооружены луками и копьями и имели небольшие круглые щиты с выпуклой средней частью.

 

По одежде и вооружению урарты отличались от ассирийцев и ближе всего стояли к хеттам, для которых шлем с гребнем, копьё и небольшой круглый щит были также характерны (рис. 7). [4]

 

Таким образом, изображения на Балаватских воротах показывают, что урартские воины сохраняли одежду и вооружение хеттского царства. Археологический материал, ставший известным в последнее время, отчётливо выявляет различие в развитии культуры к северу от Армянского Тавра и к югу от него. Лесистые высокие горы Армянского Тавра, служившие границей между Ассирией и Урарту, всегда были трудно преодолимы. Из ассирийских летописей мы хорошо знаем, что во время походов на Урарту ассирийцы не переваливали через эти горы, а всегда шли обходным путём, часто очень длинным.

 

Горы Армянского Тавра, один из самых значительных в Передней Азии хребтов, делили её на два культурных мира, имевших и различные темпы развития. К югу от этих гор, в плоскогорьях, равнинах степей и долинах рек, уже давно, ещё в IV тысячелетии до н.э., была распространена высокая своеобразная культура, на основе которой образовалось первое из государств Передней Азии — Шумер, в то время как на её севере наиболее раннее государство — Хеттское царство — сложилось значительно позднее, лишь на рубеже III и II тысячелетия до н.э.

(29/30)

 

Древние культуры медно-каменного века (энеолита) на юге Передней Азии характеризуются богатой расписной керамикой и уже в конце IV тысячелетия до н.э. переходят на более высокий этап развития, в то время как на севере на всём протяжении III тысячелетия до н.э. господствовала иная энеолитическая культура, характерным признаком которой была не расписная керамика, а чёрная, до блеска лощёная, с выпуклым или углублённым орнаментом, сохранившим ещё черты пиктографичности. Памятники этой культуры обнаружены в центральном Закавказье, с распространением на территорию также северного Кавказа, в районе Эрзерума, озера Вана и озера Урмии. [5] На территории Анатолии подобная культура предшествовала образованию Хеттского царства. В свете этих археологических данных становится вполне понятным сохранение у урартов середины IX в. до н.э. характерных черт хеттской культуры.

 

В последние годы царствования Салманасару III пришлось снова вести войну с Урарту. Анналы XXVII года (834 г. до н.э.), рассказывая о походе в западные области Ванского царства, упоминают уже нового царя Сидури (Сардури).

 

Этому царю принадлежат и самые ранние из известных в настоящее время урартских памятников.

 

У западного подножия Ванской скалы сохранилась стена, сложенная из громадных камней, достигающих 6 м длины. На ней были высечены строительные надписи Сардури, сына Лутипри, на ассирийском языке, в которых урартский царь называл себя «царём страны Наири».

 

Самый факт использования для надписей ассирийского языка уже свидетельствует о том, что во второй половине IX в. до н.э. Урартское государство находилось уже под культурным воздействием Ассирии. Так как собственная иероглифическая письменность не могла удовлетворять потребности быстрорастущего государства, то урарты свои надписи сначала писали по-ассирийски, а затем, заимствовав систему и знаки ассирийской письменности, приспособили её к своему языку. Вместе с письмом урарты заимствовали у ассирийцев и форму царских повествовательных надписей, причём стиль надписей, относящийся к IX в. до н.э., продолжал существовать на всём протяжении урартской истории без изменений. [6] Также и урартское искусство, восприняв ассирийские художественные формы в IX в. до н.э., сохранило их на протяжении своего трёхвекового существования. Это обстоятельство и служило часто при-

(30/31)

чиной неправильной датировки многих урартских памятников VIII-VII вв. до н.э., которые учёные сопоставляли со значительно более ранними ассирийскими.

 

Урартское государство в конце IX в. до н.э. быстро возвышалось, Ассирия же была ослаблена непрерывными войнами и внутренними неурядицами и не могла противодействовать росту своего противника.

 

* * *

 

Самые ранние надписи на урартском языке дошли до нас от времени правления Ишпуини, сына Сардури, который возвёл много построек в районе столицы своего царства — города Тушпы. Сохранились каменные основания колонн с короткой клинообразной надписью: «Ишпуини, сын Сардури этот храм построил». В надписях, выполненных на ассирийском и урартском языках, Ишпуини носит уже пышный царский титул, причём ассирийскому титулу «царь страны Наири» в урартском тексте соответствует «царь страны Биайни(ли)». Термин Биайни(ли), которым урарты сами называли свою страну, сохранился в имени озера Ван, поэтому в исторической литературе Урартское государство часто называют также Ванским царством.

 

В конце IX в. до н.э. Урарту начало расширять свою территорию, с целью чего совершались походы в области между озерами Ван и Урмия (район ассирийского Мусасира, урартского города Арди), на южное побережье оз. Урмия и в Закавказье. Окрепла и центральная власть, оформился пантеон богов, включавший в себя множество мелких божеств, бывших прежде богами отдельных племён, но во главе их стоит уже триада богов центральной части Урарту — Халди, Тейшеба и Шивини.

 

При сыне Ишпуини, царе Менуа (Минуа), начинается период наивысшего подъёма Урарту, которое становится крупнейшим государством Передней Азии, занявшим уже всю территорию Армянского нагорья.

 

Во многих местах своей страны строил Менуа крепости, города, дворцы, храмы, проводил каналы, разводил сады и виноградники, о чём подробно рассказывают его клинообразные надписи. Усиленное строительство продолжал он и в своей столице — городе Тушпе. Все постройки Менуа давно уже разрушены и камни неоднократно служили материалом для поздних построек и только канал, подводивший воду к столице, сохранился до сих пор, и жители Вана называли его «каналом Шамирам», именем ассирийской царицы Шамурамат (Семирамиды), матери царя Ададнирари III.

 

Подъём Урарту продолжался и при Аргишти, сыне Менуа, вступившем на престол в первой четверти VIII в. до н.э. Летопись Аргишти, высеченная на Ванской скале, рассказывает о многочисленных походах, расширявших территорию Урарту. При нём к Урарту были присоединены

(31/32)

и южные области Закавказья. Для расширения своих завоеваний Аргишти в предгорьях Араратской равнины (холм Арин-берд, около Еревана) строит дворец-крепость по имени Эребуни, где, возможно, во время походов пребывал и сам урартский царь, а через несколько лет в Араратской долине (на холме Армавир) создаёт крупный административно-хозяйственный центр — Аргиштихинили.

 

Время Аргишти I также было временем расцвета урартской культуры и искусства. В Эребуни сохранились великолепные росписи дворцовых и храмовых помещений, для него же было изготовлено и бронзовое оружие, украшенное чеканными изображениями и посвятительными надписями (щиты, шлемы, колчаны), чаши, ювелирные изделия. Эти предметы являются выдающимися образцами прикладного искусства.

 

Урарту стало возвышаться и над Ассирией. Летопись Сардури, сына Аргишти, вступившего на престол в середине VIII в. до н.э., рассказывает о военных успехах против Ассирии, о значительном расширении территории Ванского царства и о выходе урартов к Средиземному морю с захватом основных торговых путей. Тем самым Урарту спасает Малую Азию от ассирийского завоевания и урартская культура проникает в страны Средиземноморья и Малой Азии. В гробнице царя Фригии Гордия (сер. VII в. до н.э.) встречаются бронзовые урартские изделия — котлы с ручками в виде крылатых человеческих фигурок или бычков, ведёрки в виде голов животных. [7] Подобные образцы урартского искусства проникли не только на островную и материковую Грецию, но и в Италию. Причём урартские образцы стали служить прототипами для мелких изделий. Возможно, в это же время в Средиземноморье появился и тип храма с колоннами по фасаду, треугольными фронтонами, возведённого на стилобаде, встречающийся в Урарту, по сведениям ассирийских изобразительных и письменных источников, ещё в конце IX в. до н.э.

 

Возвышение Урарту, захватившего пути к Средиземному морю, коренным образом затрагивало интересы Ассирии, отодвигало её на второй план, но Ассирия не была в силах противодействовать Урарту.

 

Положение в Передней Азии изменилось после того, как в 745 г. до н.э. на ассирийский престол вступил Тиглатпаласар III. Произведя реорганизацию армии, значительно увеличив этим военную мощь страны, он приступил к восстановлению прежних границ Ассирии, к возврату потерянных владений и в первую очередь к восстановлению положения в северной Сирии.

 

В 743 г. до н.э., в третий год правления, Тиглатпаласар III двинулся к Средиземному морю и около Арпада одержал победу над войсками Сардури. Ассирийские анналы рассказывают о том, что после поражения Сардури бежал под прикрытием ночи и ассирийцы преследовали его «до моста через Евфрат, границы его страны». Анналы перечисляют

(32/33)

богатую добычу, захваченную в урартском лагере, среди которой находился царский шатёр, походное ложе, колесница, печать, которую Сардури носил на шее и кольца.

 

После укрепления ассирийской власти в северной Сирии Тиглатпаласар III стал готовиться к походу в центр Урарту, который и был совершён в 735 г. до н.э. Ассирийцы дошли до Тушпы и осадили крепость на скале, в которой урарты выдержали осаду. «Сардури урарта в Турушпе (Тупше), его главном городе, я запер, большое побоище устроил перед городскими воротами, изображение моего Величества установил я напротив города».

 

Хорошо укреплённая крепость на Ванской скале выдержала осаду, ассирийцы разрушили город у крепости и двинулись в глубь Урарту, пройдя страну «сверху донизу» и не встретив сопротивления. Победа Тиглатпаласара III над Сардури ослабила Урарту, от которого стали отпадать области; пошатнулась и государственная власть.

 

Преемнику Сардури, царю Русе, вступившему на престол около 730 г. до н.э., пришлось заново собирать государство, вести тяжёлую борьбу с наместниками областей, стремившимися к самостоятельности. В ассирийских письменных источниках имеется сведение о том, что в Мусасирском храме находилась бронзовая статуя Русы со следующей надписью на пьедестале: «с моими двумя конями и моим возничим, моими руками завоевал я царство Урарту».

 

Ф. Тюро-Данжен, первый, опубликовавший этот текст, делал из него вывод, что Руса I не был законным наследником престола, а являлся узурпатором, [8] но этот вывод не подтвердился материалом и более вероятно видеть в надписи указание на то, что Русе пришлось силой оружия восстанавливать царство и собирать отпавшие от него при ослаблении центральной власти области. Недавно М. Римшнейдер, считая доказанным законное право Русы на престол, предположила, что надпись на урартской статуе в Мусасирском храме была неточно переведена ассирийцами и что в действительности это была статуя, установленная в храме в честь победы урартского царя на Олимпийских играх. [9] Предположение это маловероятно, автор указывает на слабые его места, по определённый интерес представляют приводимые М. Римшнейдер материалы, свидетельствующие о том, что урарты после 735 г. до н.э., потеряв Северную Сирию, сохраняли ещё связи со Средиземноморьем через Малую Азию, в частности через Тарс, вплоть до его разрушения, в 696 г. до н.э. Синахрибом, когда прекратился непосредственный контакт Урарту со странами Средиземноморья.

 

После укрепления ассирийцев в Северной Сирии, Урарту продолжало расширять свои северные границы за счет Закавказья, а также усиливать

(33/34)

своё влияние в восточной части Малой Азии и в приурмийском районе. Оправившись от поражения, оно снова стало представлять для Ассирии серьёзную опасность. Назревала новая война.

 

Ассирийский царь Саргон, вступивший на престол в 722 г. до н.э., с самого начала царствования стал готовить военные действия в трёх районах. В Сирии и Палестине он вёл борьбу с мелкими княжествами, пользовавшимися поддержкой Египта. На юге он поставил своей целью подчинить Вавилон, а на севере разбить снова возвысившегося врага Ассирии — Урарту, границы которого были в непосредственной близости от центра Ассирии.

 

За первые два года он успешно справился со странами Сирии и Палестины, нанеся поражение войскам египетского фараона XXV династии Шабаки. После этого он всё своё внимание перенёс на северный фронт. Особенно упорной была борьба Ассирии и Урарту за влияние в приурмийском районе, в частности в стране Мана. В Мане всё время происходит смена царей, ставленников то Сирии, то Урарту, создаётся очень напряжённое положение, но ни один из противников не решается первым начать открытую войну.

 

Подготовка похода Саргона в Урарту прекрасно освещена ассирийскими письменными документами царских архивов в Кальху и Ниневии. [10] Это письма ассирийских разведчиков, направленных во вражеские страны и сводки их сообщений, составленные наследником престола, бывшим также начальником разведывательной службы. Нам стали хорошо известны имена разведчиков: Ашуррисуа, Табшар-Ашур, Набули, Уппахир-бел и др. Они писали о том, как налажена разведывательная служба, о том, что «от города к городу до Тушпы» установлено наблюдение, о движении урартского войска, о волнениях манеев в «области морского побережья», о войне урартов с киммерийцами, о восстании урартских наместников против царя и подавлении этого восстания. Письма разведчиков представляют совершенно исключительный интерес, так как они рассказывают о событиях, о которых другие письменные источники умалчивают.

 

Саргон готовился к походу против Урарту очень долго, не решаясь вступить со своим врагом в открытую борьбу и совершая карательные походы в те страны, которые находились под урартским влиянием. В 716 г. до н.э. ассирийцы воевали со страной Мана, а в 714 г. до н.э. направились на восток, в страны Анди и Зикирту, но изменив во время военных действий маршрут похода, вступили в бой с войсками урартского царя Русы I. Разбив его, они вторглись в Урарту и не встречая сопротивления прошли через страну, миновав, по-видимому, центральную часть государства.

(34/35)

 

Поход Саргона 714 г. до н.э. известен нам очень хорошо. Подробное его описание имеется в тексте большой глиняной таблицы, происходящей из Ашура, [11] а изображения эпизодов похода сохранились на рельефах одного из сильно разрушенных залов Дур-Шаррукина — дворца Саргона. [12]

 

Согласно описанию похода 714 г. ассирийское войско с большим караваном верблюдов и ослов выступило из Кальху летом, в половодье переправилось чрез Верхний и Нижний Заб и вступило в труднопроходимые горы. Текст красочно описывает лесистые с глубокими ущельями горы, где воинам приходилось «перелетать как орлам», а верблюдам и ослам обоза «прыгать подобно козерогам горным». После перевалов через шесть хребтов и переправы через две реки армия Саргона спустилась в страну Мана, где ассирийский царь принял подарки правителей стран. Загрузив провиант в пограничные крепости, Саргон вторгся в пределы страны Зикирту, но её правитель Метатти не принял боя, бросил свой город Парда на произвол судьбы и скрылся в горах. Прекратив преследование врага, Саргон вдруг резко изменил путь своего войска. Он узнал, что Руса вместе со своими союзниками, вождями горных племён, зашёл к нему в тыл и построил войска в ущелье горы Уауш (Сохенд). Ассирийский царь на своей боевой колеснице в сопровождении конницы внезапно, среди ночи, напал на урартский лагерь и разбил врага на голову. Текст рассказывает, что ущелья гор были заполнены трупами и кровь врагов текла как река, рассеянные враги «как муравьи в беде уползали трудными путями». Сам Руса, бросив свою боевую колесницу и боевого коня, ускакал на кобыле.

 

Армия Саргона, преследуя урартов, двинулась по восточному побережью озера Урмии, разрушая крепости, опустошая всю местность и забирая богатые запасы зерна, хранившиеся в амбарах. Достигнув района озера Ван, ассирийцы обошли его, как будто, по северному и восточному побережью озера и вступили в страну Наири, не встречая сопротивления.

 

На обратном пути Саргон внезапно решил напасть на страну Мусасир, правитель которой Урзана был в союзе с урартским царём. Мусасир, называвшийся урартами Ардини, находился в глубине гор. Совершив трудный переход, ассирийское войско неожиданно появилось перед городом и «подобно саранче» покрыло всю местность. Текст красочно описывает панику и смятение, охватившие город, жертвоприношения богу для отвращения гибели и штурм, во время которого Саргон «над этим городом клич войска заставил греметь как гром». Город был взят и ассирийский царь победоносно вошёл во дворец царя Урзаны и там «воссел как властитель». С дворцовых кладовых, переполненных нагромождёнными в них сокровищами, были сбиты «печати их хранения» и всё

(35/36)

содержимое кладовых стало добычей Саргона. Золота было взято около 1040 кг (34 таланта и 18 мин), а серебра около 5080 кг (167 талантов и полмины). Во дворце было взято более 400 кг драгоценных предметов, причём текст перечисляет 44 их названия. Среди них были: «6 золотых мечей… золотые книжалы [кинжалы], золотые опахала… 11 серебряных чаш Урсы (Русы) с крышками, чаши из страны Табал с золотыми ушками… серебряные копья, выложенные золотом». [13]

 

Забрав имущество дворцовых кладовых, Саргон своих приближённых и начальников отрядов направил в храм бога Халди, где добыча оказалась значительно богаче. Кроме большого количества золота (цифра не сохранилась), там было взято около 5 т серебра (162 таланта и 20 мин, без 6/36 мины) более 109 т (3600 талантов) бронзы в слитках.

 

Текст приводит подробный перечень захваченных в храме драгоценностей, упоминая 61 название (более 333 500 предметов).

 

Этот перечень, представляющий громадный интерес для изучения искусства и материальной культуры Урарту, перечисляет: «6 золотых щитов, которые были повешены в его покое справа и слева и блестели ослепительно, из середины их выступали головы оскаленных псов, весили они 5 талантов 12 мин (ок. 6 ½ кг) огненно-красного золота… «шелалате» и «аштарту» дверей его, которые были отлиты из чистого золота в 2 таланта (ок. 60 кг) весом; 1 золотой засов в виде руки человека, скрепа створки, на котором положено крылатое чудовище; 1 золотой колышек, закрывающий засов, закрепляющий затвор храма, охраняющий скопленное имущество и богатство; 2 золотых ключа (может быть запора) в виде «ламассу» в тиаре, держащих изогнутый меч и обруч, попирающих подошвами своих ног оскаленных псов. Эти четыре части дверного затора, украшение святилища, которые весили 2 таланта 12 мин (ок. 66 кг) золота и закрывали двери; 1 большой меч, оружие его пояса, на которой истрачено 26 мин 3 су (ок. 14 кг) золота; 96 серебряных дротиков, серебряных «гурпису», серебряных луков, серебряных копьев, выложенных золотом и в оправе; 12 тяжёлых серебряных щитов, чьи умбоны сделаны в виде голов чудовищ, львов и диких быков… 33 серебряных колесниц, серебряных луков, серебряных колчанов, серебряных изогнутых мечей, серебряных скипетров… серебряных щитов… серебряных штандартов; 393 серебряные чаши, тяжёлые и лёгкие, изделия Ассирии, Урарту и Хабхи; 2 рога больших туров с оправой, обведённой золотыми кругами; 1 золотой перстень с печатью для подтверждения решений Багмашту, супруги Халди, со вставленными драгоценными камнями; 9 тканей, одежду божественности его, на которую нашиты золотые диски… 1 кровать слоновой кости, ложе серебряное для отдыха его божественности, выложенное каменьями и золотом; 139 жезлов из слоновой кости, стволов

(36/37)

из слоновой кости, корзин для растений из слоновой кости, мечей из слоновой кости, кинжалов из слоновой кости и чёрного дерева (?) в золотой оправе; 10 самшитовых столов, кресел чёрного дерева и самшита с золотой и серебряной оправой, 2 алтаря, 14 разных камней убора божественности, драгоценности Халди и Багмашту его супруги; 25 212 медных (бронзовых) щитов тяжёлых и лёгких… 1514 медных дротиков тяжёлых и лёгких, тяжёлых медных наконечников дротиков… медных копий с их медными же подставками; 305 412 медных мечей, тяжёлых и лёгких, медных луков… медных копий; 607 медных сосудов, тяжёлых и лёгких, медных купальных лоханей… 3 тяжёлых медных котла, берущих по 50 мер воды; 1 большой котёл, берущий 80 мер воды, с большим медным ковшом к нему, который цари Урарту при жертвоприношении перед Халди наполняли жертвенным вином».

 

Дальше текст перечисляет крупные медные (бронзовые) скульптуры, установленные в храме и являющиеся памятниками урартского искусства.

 

«4 медные статуи великих привратников, охраны его дверей, четыре подставки, которые вместе с сидением — литая медь.

 

1 статуя в позе молитвы, царское изображение Сардури, сына Ишпуини, царя Урарту, сидение его — литая медь.

 

1 бык и 1 корова со своим телёнком, которых отлил Сардури, сын Ишпуини, пустив в переплавку (?) медь храма Халди.

 

1 изображение Аргишти, царя Урарту, увенчанного звёздной (?) тиарой божественности, благославляющего [благословляющего] правой рукой, с вместилищем его, весом 60 талантов (ок. 1,8 тонн) меди.

 

1 изображение (царя) Урсы с его двумя ездовыми конями и возничим, с их сидением (пьедесталом) — литая медь — на котором можно прочесть его собственную похвальбу — «с моими двумя конями и возничим рука моя захватила царство Урарту». Таковы сведения, сообщаемые текстом Луврского музея.

 

На одном из рельефов дворца Саргона, известном лишь по рисунку Фландэна, так как сам рельеф затонул в Тигре при перевозке его во Францию, была изображена сцена разграбления Мусасирского храма. (рис. 8). По сторонам входа в храм стоят две статуи «великих привратников» (в тексте отмечены четыре статуи), справа от входа фигура коровы с телёнком, «отлитая Сардури, сыном Ишпуини», фигура же быка на рисунке отсутствует. У подножия платформы, по-видимому, по сторонам лестницы, изображены два громадных медных котла, установленных на треножниках. На колоннах фасада храма и в простенках между ними развешены щиты, «из середины которых выступали головы оскаленных псов». Ассирийские солдаты уносят их как добычу, учёт которой ведётся чиновником, сидящим на складном стуле. Перед ним стоят два писца, записывающие захваченные сокровища, один клинописью на глиняной табличке, другой арамейским письмом на папирусе. Соседний рельеф сохранил изображение взвешивания добычи и уноса учтённых предметов.

(37/38)

 

Рис. 8. Разграбление ассирийцами храма в Мусасире.
Рельеф во дворце Саргона (поход 714 г. до н.э.).

(Открыть Рис. 8 в новом окне)

 

Около весов три ассирийских воина топорами разбивают статую, по всей вероятности, одну из описанных в тексте Саргона. Мы видим, что ассирийские источники, связанные с походом против Урарту в 714 г. до н.э. с исключительной яркостью описывают эпизоды похода и подробно перечисляют памятники урартского искусства и художественного ремесла, хранившиеся во дворце и храме Мусасира.

 

Летописи Саргона сообщают, что когда «Руса (Урса), царь Урарту, услыхал, что Мусасир разрушен, а его бог Халди увезён, то собственной рукой, железным кинжалом своего пояса лишил себя жизни». [14]

 

* * *

 

Жестокое поражение, нанесенное Саргоном урартам, не сломило Ванское царство. В 713 г. до н.э. ассирийцам пришлось предпринять поход против бывших союзников Русы I царей страны Табал и Мушку, а в следующий год возводить укрепления на урартской границе, остававшейся неспокойной. Письма ассирийских разведчиков продолжают сообщать о

(38/39)

движениях урартских войск, о распоряжениях урартского царя Аргишти II, а также о вооружённом столкновении с урартами из-за брёвен в пограничных лесах. [15] Только в 708 г. до н.э., т.е. через шесть лет после успешного похода в Урарту, Саргон смог расправиться с союзником урартов, царём страны Куммух, который продолжал платить ежегоднюю дань Аргишти II, рассчитывая на его помощь. Ванское царство постепенно оправлялось от нанесённого разгрома и восстанавливало своё прежнее положение.

 

Аргишти II правил около тридцати лет и его надписи свидетельствуют об интенсивных строительных работах в тех районах Урарту, через которые прошли войска Саргона. Около современного города Арджеша, на северном берегу оз. Ван, он построил город, соорудил искусственное озеро и провёл канал. Вполне вероятно, что обнаруженный там рельеф на строительных камнях, изображающий бога Тейшебу на быке, относится именно к этому времени, хотя датировка этого интереснейшего памятника урартской культуры остаётся неясной. [16]

 

Всё внимание Русы было обращено на расширение земель на севере, в Закавказье.

 

Большое значение для прочного положения Ванского царства в Передней Азии имел союз, заключённый между урартами и скифами, который особенно тревожил ассирийских царей.

 

Асархаддон продолжал пристальное наблюдение за страной Урарту, о чём прямо рассказывают сообщения разведчиков и приказ царя о немедленной доставке в центр Ассирии перебежчиков и полученных сведений. А в оракулах Асархаддона, в записанных на глиняных табличках вопросах богу Шамашу, сохранился вопрос — осуществляются ли замыслы Урсы (Русы), правителя Урартов или же народов Гимирра? (киммерийцев, этим архаическим термином часто обозначались и скифы). [17]

 

Ассирийского царя тревожил также вопрос — двинутся ли урарты и киммерийцы в Шурию, область к юго-востоку от озера Ван? Но обе стороны, и ассирийцы и урарты столкновений избегали и когда в 673-672 гг. до н.э. Асархаддон во время похода в Шуприю захватил там беглых урартов, то он вернул их урартскому царю. [18] Руса II со своей стороны также не вступал в борьбу с ассирийцами. В 654 г. до н.э., после победы Ашурбанипала над Эламом, он направил своих послов в Арбелу приветствовать ассирийского царя. Об этом имеется сведение в ассирий-

(39/40)

Рис. 9. А — урартские послы (рельеф во дворце Ашурбанипала);
Б — головной убор армена (рельеф Ксеркса).

(Открыть Рис. 9 в новом окне)

 

ских летописях, а приём урартских послов Ашурбанипалом, заставившим их присутствовать при жестоких казнях эламитян, изображён на рельевах [рельефах] дворца в Ниневии. [19]

 

Низкорослые урарты имеют длинные одежды, украшенные бахромой, поверх которых накинуты плащи (рис. 9). Ноги обуты в высокие зашнурованные сапоги, детали подобной обуви хорошо переданы на глиняных кубках в форме сапог, найденных на Кармир-блуре в 1959 г. На головах послов мягкие войлочные шляпы с кистями, которые с полным основанием сопоставляются со шляпами арменов, изображённых на рельефах Ксеркса в Персеполе. [20]

 

О большом строительстве, проводившемся в это время как в центре Урарту, так и на его северной окраине, в Закавказье, свидетельствуют не только эпиграфические памятники, но и мощные развалины крепостей, например цитадель города бога Тейшебы (холм Кармир-блур, около Еревана).

 

Цитадель Тейшебаини, вместе со двором, занимала поверхность скалистого холма, площадью около 4 га. Первый этаж раскопанного здания содержал около 150 помещений с высокими и толстыми стенами (выс. до 7 м., толщ. 2,10-3,50 м), перекрытых частью бревенчатым накатом, а частью, по-видимому, сводами из сырцового кирпича. На постройку этого здания пошло около двух миллионов крупных сырцовых кирпичей (дл. 51,8 см, шир. 35,0 см; толщ. 14,0 см), а количество леса для перекрытий не поддаётся учёту. Таким образом, сооружение этого здания требовало громадной затраты труда по изготовлению и укладке кирпичей, по транспортировке балок, по обработке и ломке камня для цоколя здания и обработке базальтовых блоков для архитектурных частей второго этажа и карниза крепости. Нет сомнения в том, что такая трудоёмкая и тяжёлая работа могла быть осуществлена лишь силами большого числа людей, вероятно трудом военнопленных.

 

В цитадели Тейшебаини открыто восемь кладовых для вина, с крупными сосудами-карасами, вкопанными в земляной пол, общей ёмкостью около 400 тысяч литров, а в кладовые для зерна, расположенные по сторонам коридора у западной стены центральной части цитадели засыпа-

(40/41)

лось около 750 тонн зерна. Но надо учесть, что для хранения зерна служили ещё и другие помещения цитадели, в которых помещалось не меньшее количество зерновых запасов.

 

Приведённые данные красноречиво свидетельствуют о могуществе урартской власти в Закавказье в середине VII в. до н.э. Лишь при высоком уровне производительных сил и при крепком политическом положении урарты были способны возвести в Закавказье такое грандиозное сооружение как крепость Тейшебаини, в кладовых которой хранились ценности, лишь частично попавшие в руки археологов. Язык археологических данных для VII в. до н.э. оказывается значительно выразительнее скупых сведений письменных источников.

 

Иная картина наблюдается для периода первого расцвета Ванского царства в VIII в. до н.э., история и культура которого восстанавливается почти исключительно по ассирийским и урартским клинописям. Историческую канву второго периода истории Ванского царства мы знаем значительно хуже. На 125-летие приходится пять известных в настоящее время урартских царей. Правление каждого из них должно было быть слишком продолжительным и историки не удивятся, если новые письменные документы назовут нам имена ещё неизвестных царей. Как будто, такие возможности уже намечаются при изучении эпиграфических материалов из Кармир-блура. Гибель Тейшебаини, по-видимому, совпадает с падением государства Урарту в начале VI в. до н.э.

 

Урарту пережило своего постоянного политического соперника Ассирию; в 612 г. до н.э. столица Ассирии Ниневия была разрушена объединёнными силами Вавилона, Мидии и кочевых племён, среди которых были и скифы. В это время Урарту ещё существовало и походы в западные его части отмечаются вавилонскими хрониками в период с 609-605 гг.

 

В библейском пророчестве Иеремии, в части, датированной 594 г. до н.э., урарты ещё названы как враги Вавилона. Но это были уже последние годы Ванского царства. Около 590 г. до н.э. оно было разгромлено мидийцами, к которым присоединились подвластные урартам племена, стремившиеся сбросить с себя иго завоевателей. Как показывают археологические материалы, последние оплоты власти урартов были разрушены мечом и огнём. На долю археологов выпало исследование их пожарищ, на которых жизнь долго не возобновлялась.

 


 

[1] A. Billerbeсk und F. Delitzsсh. Die Palasttore Salmanassars II aus Balawat. «Beiträge zur Assyriologie», 1909, VI, I.

[2] E. Schrader. Keilinschriftliche Bibliothek, I, S. 167.

[3] Б.Б. Пиотровский. Кармир-блур II, Ереван, 1952, стр. 54.

[4] С.М. Бациева. Борьба между Ассирией и Урарту за Сирию. «Вестник древней истории», 1953, №2, стр. 18-26.

[5] Б.А. Куфтин. Урартский колумбарий у подошвы Арарата и Куро-Араксский энеолит. «Вестник Гос. Музея Грузии», XIII В, Тбилиси, 1943, стр. 73-127; Б.Б. Пиотровский. Поселения медного века в Армении. «Советская Археология», XI, 1949, стр. 171-184; H.Z. Kosay. Turfan, Erzerum — Kazaz kazisi Raporu, Türk Tarih kurumu Belleten, XXIII, 1959, стр. 349-413; С.А. Вurney. Eastern Anatolia in the chalcolithic and early bronze age. «Anatolian Studies», VIII, 1958, pp. 157-209; Burton Brown. Excavations in Azarbaijan. 1948, London 1951.

[6] Г.A. Meликишвили. Наири-Урарту. Тбилиси, 1954, стр. 375.

[7] R.S. Young. The Gordion Tomb. «Expedition». The Bulletin of the University Museum of the University of Pennsylvania. 1958, I, pp. 3-13.

[8] F. Thureau-Dangin. Une Relation de la huitième campagne de Sargon. Paris. 1912, p. 65.

[9] M. Riemschneider. Die Bedeutung Urartu für Griechenland. «Acta Antiqua Academiae scienticarum Hungaricae», VII, 1-3, Budapest, 1959, Ss. 45-68.

[10] L. Waterman. Royal correspondence of the Assyrian Empire, I-IV. University of Michigan Studies, XVII-XX, 1930-1936; H.W.F. Saggs. The Nimrud Letters. 1952, IV. The Urartian Frontier. «Iraq», XX, 2, 1958, pp. 182-212; Б.Б. Пиотровский, История и культура Урарту. Ереван, 1944, гл. VII, стр. 103-128.

[11] P. Thureau-Dangin. Une Relation de la huitième campagne de Sargon. Paris, 1912; B. Meissner. Die Eroberung der Stadt Ulhu auf Sargons 8 Feldzug. «Zeitschrift für Assyriologie», XXXIV, 1922. S. 105.

[12] E. Botta et E. Flandin. Monument de Ninive, II. Paris, 1850, pl. 139-147.

[13] Перевод этого текста приведён И.М. Дьяконовым, Ассиро-Вавилонские источники по истории Урарту. «Вестник древней истории», 1951, №2, стр. 331-333. Талант — ок. 30300 г; мина — ок. 505 г.

[14] Н. Winckler. Keilschrifttexte Sargons, 1. 1889, S. 177.

[15] L. Waterman. Royal correspondence of the Assyrian Empire. I-IV, NN 427, 424, 705, 548.

[16] P. Hulin. Urartian stones in the Van Museum. «Anatolian Studies», VIII, 1958, p. 235.

[17] L. Waterman. Royal correspondence of the Assyrian Empire, N434; J.A. Knudtzon. Assyrische Gebete an den Sonnengott. 1893, N48.

[18] Th. Bauer, Ein Erstbericht Asarhaddons. «Zeitschrift für Assyriologie». VI, 1931, S. 246.

[19] М. Streck. Assurbanipal und die letzten assyrische Könige bis zum Untergange Niniveh’s. I, 1916, S. 286.

[20] R.D. Вarnett. Persepolis. «Iraq», XIX, I, 1957. p. 67.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Оглавление книги