А.И. Шкурко
Скифское искусство звериного стиля (по материалам лесостепной Скифии).
Скифская коллекция Государственного Исторического музея является одной из крупнейших в нашей стране. Созданная трудами нескольких поколений отечественных исследователей (И.Е. Забелин, И.А. Зарецкий, С.А. Мазараки, Д.Я. Самоквасов, Н.И. Веселовский, В.А. Городцов, Б.Н. Граков, И.В. Яценко), эта коллекция прочно вошла в золотой фонд скифской археологии, послужив основой для многих научных работ, экспозиций и выставок *. [сноска: * Перепечатка из издания: Музейное дело в СССР. Вып. 1. М. 1977. Это малотиражное и редкое издание не дало возможности довести до широкого круга специалистов-скифологов основные идеи статьи А.И. Шкурко, которые представляют большой интерес для понимания сущности искусства скифского периода в лесостепной зоне Причерноморья (Прим. редакторов).] Большую часть коллекции составляют материалы из раскопок в лесостепном Приднепровье (около 13 тыс. предметов). Здесь достаточно равномерно представлены памятники VI, V и IV-III вв. до н.э., что создаёт полноценную источниковедческую базу для изучения многих сторон культуры местных племён. Значительное место в общем комплексе занимают предметы, украшенные в так называемом скифском зверином стиле, являющем западную ветвь замечательного декоративно-прикладного искусства скифо-сакских племён эпохи классообразования. Более 400 изображений этого стиля из коллекции Государственного Исторического музея вместе с аналогичными памятниками из Государственного Эрмитажа, Государственного Исторического музея УССР и ряда других собраний были предметом специального изучения автора данной статьи.
Исходя из задачи комплексного всестороннего исследования скифского звериного стиля как сложного историко-художественного явления, научная обработка и систематизация коллекционных материалов строилась по нескольким линиям: сюжетно-стилистической, предметно-типологической, хронологической, географической, статистической. В силу прямой функциональной связи изображений с определённым вещевым набором искусствоведческая атрибуция сочеталась с рассмотрением типологии предметов, их датировки, состава комплексов, выявлением локальных особенностей изображений в связи с существенными различиями в материальной культуре племён лесостепной полосы. Тем самым к анализу и обработке был привлечён большой коллекционный материал, а также архивные источники и публикации. Результаты этой работы фиксировались в специальной картотеке, составившей основу для каталога памятников звериного стиля лесостепной Скифии. Основные научные итоги исследования представлены в предлагаемой статье.
. . .
наверх
|