● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

А.С. Скрипкин. Сарматы. Волгоград: ВолГУ. 2017. А.С. Скрипкин

Сарматы.

// Волгоград: ВолГУ. 2017. 296 с. ISBN 978-5-9669-1711-1

 

аннотация: ]

Сарматы – ираноязычные кочевники, различные этноплеменные объединения которых в период с IV в. до н.э. по IV в. н.э. занимали степные пространства юга Восточной Европы. На раннем этапе своей истории они контролировали районы Южного Приуралья, Среднего и Нижнего Поволжья. В I в. н.э. отдельные их группировки выходят к границам Римской империи по Дунаю. Сарматы, начиная с последних двух веков до н.э., проявляют военно-политическую активность в отношениях с сопредельными государствами и народами. На заключительной стадии своей истории они принимают участие в Великом переселении народов, которое существенно изменило ход всемирной истории.

В предлагаемой книге на основании комплексного анализа источников рассматриваются вопросы формирования сарматских культур, проблемы их хронологии, этнокультурная история сарматов и их расселение.

 

Содержание

 

Предисловие. — 7

 

Глава 1. Источники по истории сарматов. — 9

1.1. Письменные свидетельства. — 9

1.2. Археологические данные. — 13

1.3. Антропологические материалы. — 18

1.4. Этнографические источники. — 18

1.5. Данные палеопочвоведения. — 19

Глава 2. Предшественники сарматов. — 22

2.1. Савроматы. — 22

2.2. Исседоны. — 42

2.3. Даи (дахи). — 44

Глава 3. Раннесарматский период. — 48

3.1. Письменные источники о происхождении сарматов. — 48

3.2. Южноуральский очаг этногенеза по археологическим и антропологическим источникам. Феномен прохоровской культуры. — 52

3.3. Территория ранней Сарматии. О принадлежности памятников прохоровской культуры Южного Приуралья сарматам. — 62

3.4. Периодизация раннесарматских памятников Южного Приуралья. — 65

3.5. Периодизация раннесарматских памятников Нижнего Поволжья. — 86

3.6. Хронология раннесарматских памятников Подонья. — 100

3.7. Появление и распространение раннесарматских памятников на Северном Кавказе. — 107

3.8. Проблема хронологии раннесарматских памятников в Северном Причерноморье. — 112

3.9. Культовые комплексы Устюрта. — 117

3.10. «Странные комплексы». — 120

3.11. Причины и начало передвижения южноуральских кочевников, носителей ранней прохоровской культуры, в Нижнее Поволжье, на Дон и Северный Кавказ. — 121

3.11.1. Археологическая версия. — 121

3.11.2. Антропологические данные. — 130

3.12. Этнополитическая ситуация на юге Восточной Европы в IV — начале III в. до н.э. — 131

3.13. Гибель Великой Скифии. — 139

3.14. Степи юга Восточной Европы во II-I вв. до н.э. — 151

Глава 4. Среднесарматский период. — 165

4.1. Выделение среднесарматской культуры. — 165

4.2. Формирование среднесарматской культуры. Культурные новации. Проблемы хронологии. — 166

4.3. Распространение памятников среднесарматской культуры. — 182

4.4. Проблема этнической принадлежности среднесарматской культуры. — 187

4.5. Внешнеполитическая активизация сарматов. — 204

Глава 5. Позднесарматский период. — 210

5.1. История выделения позднесарматской культуры. — 210

5.2. Археологическая характеристика позднесарматской культуры. — 211

5.3. Проблема хронологии и периодизации. — 221

5.4. Территория распространения позднесарматской культуры. — 226

5.5. Проблемы происхождения позднесарматской культуры. — 228

5.5.1. Данные археологии. — 228

5.5.2. Антропологический аспект проблемы происхождения позднесарматского населения. — 233

5.6. Проблема этнической принадлежности позднесарматской культуры. — 239

Глава 6. О политической организации сарматского общества. — 245

 

Заключение. — 255

Summary. — 257

Список источников и литературы. — 263

Принятые сокращения. — 292


 

Предисловие.   ^

 

Сарматы — ираноязычные кочевники, с IV в. до н.э. по IV в. н.э. занимавшие в разное время в рамках общей даты огромную территорию от Южного Урала до Дуная, играли важную роль в политическом и экономическом отношениях на северо-восточной периферии античного мира. На заключительном этапе своей истории сарматы приняли участие в Великом переселении народов, которое в конечном счёте привело к падению Римской империи и существенно изменило развитие истории не только Европы, но и всего мира.

 

Сарматы — это собирательный этноним, равный по своему значению таким этнонимам, как славяне или германцы. За этим названием скрывались многие народы разной степени родства, имеющие свои этноплеменные названия, политические организации, культурные традиции и в конечном счёте свою судьбу. К сарматам античные авторы относили аорсов, сираков, роксоланов, языгов, аланов.

 

Информация о сарматах долгое время ограничивалась фрагментарными сведениями, содержавшимися в сочинениях античных авторов. Археологическое изучение сарматских памятников началось на рубеже XIX-XX веков. Первыми их исследователями были А.А. Спицын, проведший раскопки курганов в Нижнем Поволжье, Н.И. Веселовский, начавший активные раскопки на Кубани, и В.А. Городцов, исследовавший курганы в Харьковской губернии. К настоящему времени в результате работ многих экспедиций накоплен огромный археологический материал по сарматам, нашедший отражение во многих тысячах отчётов, хранящихся в архивах, в предметах их материальной культуры, которыми буквально завалены фонды музеев южнорусских городов. Разными исследователями написано неисчислимое количество статей и монографий по различным вопросам сарматской культуры и истории.

 

Естественно, что автору при написании книги, претендующей на роль обобщающего труда по истории сарматов, пришлось столкнуться с непосильной задачей — отразить все разнообразие мнений и идей, высказанных другими исследователями. Конечно, в данной монографии я не смог упомянуть многих авторов, писавших по сарматской тематике, и пусть они простят меня. Я старался изложить общие концепции развития сарматской культуры и истории — так, как я себе их представляю. Думаю, что мои более чем пятидесятилетние занятия сарматской археологией дают мне право на это.

 

За указанный срок мною было написано большое количество статей и несколько монографий, касающихся практически всех периодов савромато-сарматской истории. В предлагаемой книге я использовал большинство своих разработок, а также разработки своих коллег в прошлом и настоящем времени.

 

За последние годы значительно возросли возможности изучения сарматских древностей, что связано с расширением типов источников, помимо традиционных письменных и археологических данных всё шире используются итоги антропологических и палеопочвенных исследований. Интересные результаты для понимания ряда сторон жизни древних кочевников даёт изучение кочевых обществ нового времени. В совокупности данные всех этих дисциплин позволяют создавать наиболее объективные, но далеко не окончательные реконструкции древних обществ и, в частности, сарматов.

(7/8)

 

Структурно основная часть книги поделена на периоды: раннесарматский, среднесарматский и позднесарматский. В основе такого членения лежит традиционное в сарматской археологии выделение хронологически последовательных культур с аналогичными названиями.

 

По выходу в свет книга мне уже не будет принадлежать, я не смогу вносить в неё правки и какие-либо дополнения. Передаю её на строгий, но справедливый суд коллег и читателей.

 

Хочу поблагодарить своих друзей и коллег М.А. Балабанову, М.В. Кривошеева, В.М. Клепикова, А.Н. Дьяченко, В. Моисеева, И.А. Будаева, Ю.И. Саламахина, с которыми провёл многие годы в экспедициях, за оказанные техническую помощь и научные консультации в подготовке предлагаемой книги.

 


 

Заключение.   ^

 

Книга написана, но автор не испытывает явного удовлетворения, слишком многие проблемы остались гипотетичными, по многим вопросам не найдены убедительные решения, в силе остаются многие противоречивые мнения. Одно успокаивает, что противоречия — это питательная среда для науки, поле единодушия наука покидает.

 

Что же становится очевидным из наиболее общих проблем сарматской археологии. В науке дискуссионным является вопрос о роли автохтонных и миграционных процессов в становлении и развитии сарматских культур. Наших основателей сарматской археологии Б.Н. Гракова и К.Ф. Смирнова принято считать автохтонистами, поскольку они отдавали предпочтение местным традициям в переходе от одной сарматской культуры к другой. В заключительных десятилетиях XX в. и в последующее время отдельные исследователи стали больше обращать внимание на роль миграций в этом процессе. Были попытки обосновать существенный хронологический разрыв в культурных традициях в преддверии становления раннесарматской культуры и доказать отсутствие преемственности между культурой кочевников V-IV вв. до н.э. и последующего времени.

 

Совместный анализ археологических и антропологических данных позволяет утверждать, что в становлении практически каждой сарматской культуры участвовали как местные, так и миграционные компоненты. Этот вывод мной был сделан ещё в начале 90-х гг. прошлого века преимущественно на археологическом материале Волго-Уральского региона. Теперь эта версия убедительно подтверждается антропологическими исследованиями, которые наиболее объективны в решении этой проблемы. Антропологические исследования выявили постепенное изменение антропологического типа населения в Волго-Уральском регионе от брахикранного в савроматское и раннесарматское время до преобладания долихокранного и мезокранного в позднесарматское.

 

Далеко не все вопросы истории и культуры сарматов нашли отражение в предлагаемой монографии. Это касается взаимоотношений сарматов с античными государствами Северного Причерноморья, с Римской империей в Подунавье, с народами Кавказа. С одной стороны, это объясняется тем, что книга в большей мере посвящена самим сарматам, становлению и развитию их культуры, с другой — роль сарматов в каждом из указанных регионов требует специального изучения. Я не касался и темы проникновения сарматов (аланов) в Европу, поскольку ранее этой проблемой не занимался и в моём распоряжении нет необходимого материала.

 

Сарматская археология становится всё более дифференцированной. Один исследователь в настоящее время уже не может с одинаковым успехом заниматься изучением всех периодов сарматской культуры. Специализация очень чётко просматривается по регионам, одни занимаются исследованием памятников Южного Урала или Поволжья, другие Кавказа, Дона или Северного Причерноморья. Необходимость сверки результатов, достигнутых исследователями разных регионов, привела к поиску новых форм их обобщения. Таковой является периодически проводимая научная конференция по проблемам сарматской археологии и истории с постоянно действующим оргкомитетом, был образован «Центр изучения истории и культуры сарматов», учреждённый совместно Институтом археологии

(255/256)

РАН и Волгоградским государственным университетом, который организовал ряд семинаров, с последующей публикацией статей ведущих специалистов.

 

Я хотел бы отметить, что сарматская тематика в настоящее время не обделена вниманием, публикуется большое количество статей и монографий по культуре и истории сарматов, проводятся научные конференции, но нерешённых проблем, стоящих перед этой отраслью исторической науки, ещё достаточно много, причём со временем их число не будет уменьшаться. Как выразился один исследователь, «вновь открытый памятник археологии не уменьшает, а увеличивает количество нерешенных проблем».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки