● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

С.И. Вайнштейн. Мир кочевников центра Азии. М.: 1991. С.И. Вайнштейн

Мир кочевников центра Азии.

// М.: 1991. 296 с. ISBN 5-02-009901-5

 

аннотация: ]

Степи, горы и тайгу центра Азии издавна населяли тувинцы — скотоводы и охотники-оленеводы, сохранявшие почти до середины XX в. кочевой образ жизни. О традиционной материальной и духовной культуре, истоки которой уходят в глубокую древность, а также о проблемах её генезиса рассказывает книга. Она продолжает цикл работ автора по исторической этнографии тувинского народа.

Для этнографов, историков, а также читателей, интересующихся историей культуры кочевников.

 

Оглавление

 

Предисловие. — 3

Список сокращений. — 7

Введение. — 8

 

Глава первая. Жилище. — 14

Жилище тувинцев-кочевников. — 14

Вопросы генезиса жилища кочевников. — 40

Глава вторая. Жилое пространство и человек. Утварь. — 78

Утварь. — 93

Западнотувинский скотоводческий комплекс утвари. — 94

Восточнотувинские комплексы утвари. — 103

Вопросы генезиса утвари. — 106

Глава третья. Традиции питания. — 117

Пищевые комплексы и циклы. — 117

Семейные традиции потребления и приготовления пищи. — 122

Глава четвёртая. Одежда. — 152

Одежда тувинцев-кочевников. — 152

Верхняя наплечная одежда. — 155

Головные уборы. — 166

Обувь. — 172

Нижняя одежда. — 176

Пояс, украшения одежды и причёски. — 178

Вопросы генезиса одежды. — 185

Глава пятая. Конская упряжь. — 208

Конская упряжь у тувинцев-кочевников. — 208

Вопросы генезиса седла со стременами. — 214

Глава шестая. Добуддийские верования. — 229

О верованиях тувинцев в начале ХХ в. — 229

Культы в верованиях тувинцев. — 230

Шаманство. — 240

Вопросы генезиса тувинского шаманства. — 270

Глава седьмая. Генезис хозяйственно-культурных типов кочевников центра Азии. — 283

Вопросы генезиса ХКТ кочевых скотоводов степной (горно-степной) зоны. — 283

Основные этапы генезиса ХКТ охотников-оленеводов и ХКТ охотников-скотоводов в горно-таёжной зоне Саян. — 291

 

[ Иллюстрации в тексте (Рис. 1-121) и Цветная вклейка (Рис. 1-7) между стр. 256-257. ]

 


 

Посвящяю памяти родителей — Фриды Литвин (1898-1987), Израиля Вайнштейна (1895-1938).

Предисловие   ^

 

Кочевничество (пастушеский номадизм) — одно из наиболее ярких и своеобразных явлений в истории мировой культуры — возникло свыше трёх тысяч лет назад. Развившееся вначале у скотоводов степей и полупустынь, оно спустя тысячелетие в форме оленеводства начало осваиваться жителями тайги и тундры Северной Евразии и к XX в. распространилось на огромной территории от саванн Африки до берегов Ледовитого океана. Несмотря на то, что во всём мире идет непрерывно убыстряющийся процесс оседания номадов, их и поныне ещё насчитывается свыше 50 млн человек. [1]

 

Интерес к кочевникам и их культуре, который проявился уже в античной науке, то ослабевал, то возрастал с новой силой, особенно в эпохи таких грозных для окружающего мира завоевателей, как Аттила или Чингисхан. И хотя самые ранние письменные свидетельства об евразийских номадах относятся ещё к библейской эпохе, а к нашему времени о них уже накоплено значительное число археологических и этнографических фактов, очень многие вопросы культуры кочевников, в частности — её генезис, закономерности развития, как, впрочем, и проблема происхождения номадизма, остаются слабоизученными, требуют привлечения новых источников и, разумеется, новых, пусть даже спорных идей. Явное отставание в разработке этой проблематики вызвано прежде всего недостаточностью конкретных сравнительно-исторических исследований кочевнических культур в очагах их формирования.

 

К важнейшим объектам изучения истории культуры кочевничества несомненно относится Тува — уникальный регион нашей планеты, расположенный в географическом центре Азии. Её территория входила в область формирования культур полукочевников и кочевников как аридной зоны, так и холодного пояса Земли, именно здесь был древний очаг взаимодействия хозяйственно-культурных типов кочевых скотоводов степей и охотников-оленеводов тайги, сохранившихся до середины XX в. [2]

 

Ныне в Республике Тува, где ещё в 1950-е годы были завершены коллективизация и переход на осёдлость аратов, [3] основная часть сельского населения занимается комплексным хозяйством с преобладанием отгонного животноводства. В условиях нового быта сохраняются лишь очень немногие традиционные формы культуры, характерные в прошлом для кочевников. [4] Но сорок лет назад, когда я впервые приехал в Туву, [5] чтобы начать там изучение исторической этнографии тувинцев, мне ещё представилась счастливая возможность познакомиться с навсегда уходящим живым миром последних стойбищ кочевников центра Азии, вместе с ними верхом на лошадях и оленях совершать перекочёвки в степях и горной тайге, жить в юртах и чумах, делить повседневные трудности и редкие радости их нелёгкого бытия.

(3/4)

 

Приступая в 1950 г. к исследованиям старотрадиционного быта тувинцев-кочевников, я полагал, что смогу собрать достаточный материал за несколько лет жизни в их среде, однако круг моих интересов неизменно расширялся, включив и вопросы хозяйства кочевников, и их материальную культуру, и шаманизм, и народное искусство, и сложнейшие процессы этногенеза тувинцев. [6] Изучение генезиса тувинской народной культуры сделало необходимым проведение сравнительно-исторических исследований как в синхронном, так особенно в диахронном плане, разработку ряда общих проблем генезиса культуры номадов. А это потребовало этнографических исследований не только у тувинцев, но и у этнически и культурно наиболее связанных с ними народов — тофаларов, алтайцев, хакасов, монголов, а также привлечения археологических источников. Последние в публикациях по Туве почти полностью отсутствовали (многие периоды древней и средневековой истории Тувы оставались в то время «белым пятном»), — это побудило меня приступить и к многолетним археологическим изысканиям. [7] Впрочем, через несколько лет — к середине, и особенно к концу 50-х годов интерес исследователей Южной Сибири к исторической этнографии и археологии Тувы настолько возрос, что здесь начали работать уже несколько экспедиций, в том числе Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, Института этнографии АН СССР, Института археологии АН СССР, Московского университета, в которых участвовали Л.П. Потапов, А.Д. Грач, М.П. Грязнов, В.П. Дьяконова, М.А. Дэвлет, Л.Р. Кызласов, М.Х. Маннай-оол и другие учёные.

 

Вернувшись в 1959 г. в Москву после почти десятилетнего пребывания в Туве, я, уже будучи сотрудником Института этнографии АН СССР, имел возможность продолжить свои тувинские полевые исследования, которые не прекращаю и теперь.

 

Настоящая монография входит в цикл моих работ по исторической этнографии и археологии Тувы, являясь непосредственным продолжением книги «Историческая этнография тувинцев: Проблемы кочевого хозяйства» (перевод её издан в Англии), [8] получившей одобрение в многочисленных откликах советской и зарубежной прессы. [9] Вместе с тем данный труд может рассматриваться и как самостоятельный. В нём исследованы ряд традиционных форм материальной и духовной культуры тувинцев и вопросы её генезиса, связанные, как правило, с общими проблемами генезиса культуры кочевников Азии. Формы материальной культуры и вопросы её генезиса, ставшие предметом исследования в предыдущей работе в связи с анализом традиционного хозяйства тувинцев, в данной книге не рассматриваются. Исключение составляет лишь глава, посвященная главным образом генезису седла и стремени, которая включена в монографию прежде всего из-за новых археологических открытий, подтвердивших гипотезы, выдвинутые мною ранее. [10]

 

В книге не рассматриваются вопросы народного искусства тувинцев и его генезиса, так как им посвящена монография автора, опубликованная в 1974 г. [11] Анализ этнографических аспектов других форм народного творчества и знаний, общественного [12] и семейного быта, а также этнического состава тувинцев на материалах Восточной Тувы рассмотрены ранее в монографии автора «Тувиицы-тоджипцы» и отдельной статье. [13]

 

Источниковедческую базу данной монографии составляют полевые материалы автора, собранные им в экспедиционных исследованиях в Туве в 1950-1983 гг., [14] а также архивные и музейные источники. [15]

 

Ряд основных положений книги был сформулирован мною ранее в докторской диссертации, посвящённой исторической этнографии тувинского народа. [16]

(4/5)

 

Во всех случаях, иллюстрируя фотографиями навсегда ушедший кочевой быт тувинцев, автор стремился прежде всего использовать фотодокументы начала XX в., обнаруженные им в советских и зарубежных архивах и музеях, прибегая к своим фотоснимкам 50-80-х годов лишь при полном отсутствии более ранних. В такой же мере, даже при наличии собственных полевых материалов, я предпочитал всё же привлекать свидетельства о кочевом быте тувинцев дореволюционных путешественников, как опубликованные, так и архивные, цитируя их в контексте своей книги.

 

Тувинские этнографические термины в монографии наряду с приведёнными в русской транскрипции даны также в тувинском написании и выделены, как правило, курсивом (как и термины некоторых других народов). При этом следует иметь в виду, что тувинский алфавит в отличие от русского имеет три дополнительных знака: ң, ө, ү, обозначающие специфические фонемы (ң — заднеязычный смычный носовой звонкий звук; ө — переднеязычный широкий гласный звук; ү — переднеязычный узкий гласный звук). Буквы б и д в начальных положениях произносятся глухо (как русские п и т) исключая интервокальное положение на стыке слов. Длинные гласные передаются их удвоением.

 

В тувинских словах ъ обозначает гортанное произношение гласных, стоящих перед ним. При многократном использовании тувинских терминов они, как правило, даются в русской транскрипции.

 

Все рисунки в монографии, не оговорённые в подписях, выполнены автором. Графические иллюстрации автора подготовлены к печати художниками Е.В. Орловой, М.Р. Семашкевич, Г.В. Шолоховой (в таблицах их относительные масштабы не сохранены).

 

Приношу глубокую благодарность всем, кто помог мне своими замечаниями и консультациями, а также информаторам-тувинцам, свидетельства которых наряду с личными наблюдениями автора составляют этнографический базис этой книги.

 


 

[1] Андрианов Б.В. Неосёдлое население мира: (Историко-этнографическое исследование). М., 1985. С. 241.

[2] О хозяйственно-культурных типах Тувы см.: Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев: Проблемы кочевого хозяйства. М., 1972. С. 8-10.

[3] Коллективизация и переход на осёдлость тувинцев-кочевников, по данным официальной статистики, завершились в основном к 1953 г., охватив 93 % аратских хозяйств. См.: История Тувы. М., 1964. Т. 2. С 269-273; Осипова В.В. Колхозное строительство в Туве // УЗ ТНИИЯЛИ. Кызыл, 1957. Вып. 5.

[4] См.: Вайнштейн С.И. Использование традиционного народного опыта в современном сельском хозяйстве // Современные этносоциальные процессы на селе. М., 1986. С. 77-81.

[5] После окончания МГУ в 1950 г., чтобы иметь возможность вести этнографические исследования у тувинцев, я попросил направить меня на работу в Краеведческий музей в г. Кызыле, где служил старшим научным сотрудником до 1954 г., затем был переведён в Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории также в г. Кызыле, в котором работал до 1959 г., ежегодно проводя полевые исследования в различных районах Тувы (в 1950 г. участвовал в экспедиции в Хакасию). В 1959 г., став научным сотрудником Института этнографии АН СССР, я продолжал выезжать в экспедиции в Туву, а также к тофаларам (в 1966 г.; см.: Вайнштейн С.И. Родовая структура и патронимическая организация у тофаларов до начала XX века // СЭ. 1968. № 3) и на Алтай (в 1978 г.; см.: Вайнштейн С.И. Этнографические исследования в Горном Алтае и Туве // ПИИЭ, 1978. М., 1980). Ещё в студенческие годы я дважды (1948 и 1949 г.), в общей сложности около полугода, вёл полевые этнографические исследования на Подкаменной Тунгуске у кетов (см.: Вайнштейн С.И. Культура и быт кетского колхоза... // КСИЭ. Вып. XII. 1950; Он же. К вопросу об этногенезе кетов // КСИЭ. 1951. Вып. XIII; Он же. Чум подкаменнотунгусских кетов // КСИЭ. 1954. Вып. XXI).

[6] Основные работы автора по этой проблематике: Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы: Историко-этнографические очерки. М., 1961; Он же. Тувинское шаманство. М., 1964; Он же. Очерк этногенеза
(5/6)
тувинцев // УЗ ТНИИЯЛИ. Кызыл, 1957. Вып. 5; Он же. Историческая этнография тувинцев: Проблемы кочевого хозяйства. М., 1972; Он же. История народного искусства Тувы. М., 1974; и др.

[7] Археологические раскопки в Туве я проводил наряду с этнографическими исследованиями главным образом в 1953-1963 гг. Основные публикации о них: Вайнштейн С.И. Археологические раскопки в Туве // УЗ ТНИИЯЛИ. Кызыл, 1954. Вып. 2; Он же. Памятники скифского времени в западной Туве // Там же. Кызыл, 1955. Вып. 3; Он же. Археологические исследования в Туве в 1955 // Там же. Кызыл, 1956. Вып. 4; Он же. Некоторые итоги археологической экспедиции ТНИИЯЛИ в 1956-1957 гг. // Там же. Кызыл, 1958. Вып. 6; Он же. Средневековые осёдлые поселения и оборонительные сооружения в Туве // Там же. Кызыл, 1959. Вып. 7; Он же. Курганы и стела с древнетюркской надписью в ур. Хербис-Баары // Там же. Кызыл, 1963. Вып. 10; Он же. Древний Пор-Бажин // СЭ. 1964. № 6; Вайнштейн С.И., Дьяконова В.П. Памятники в могильнике Кокэль конца I тысячелетия до н.э. — первых веков н.э. // ТТКЭАН. М.; Л., 1966. Т. 2; Вайнштейн С.И. Памятники казылганской культуры // Там же; Он же. Некоторые вопросы истории древнетюркской культуры (В связи с археологическими исследованиями в Туве) // СЭ. 1966. № 3; Он же. Раскопки могильника Кокэль в 1962 г.: (Погребения казылганской и сыын-чюрекской культур) // ТТКЭАН. Л., 1970. Т. 3; Вайнштейн СИ, Денисова Н.П. Новые материалы по этнографии и археологии Тувы // ПИИЭ, 1974. М., 1977; Вайнштейн С.И. Картинная галерея Сыын-Чюрека // Природа, 1975. № 5; Frühmittelalterliche Gräber aus West-Tuva. Nach dem Forschungsbericht von A.D. Grač und S.I. Vajnštejn dargestellt von Roman Kenk // Materialien zur Allgemeinen und Vergleichenden Archäologie. München, 1982. Bd. 4; Das Gräberfeld der hunno-sarmatischen Zeit von Kokel, Tuva, Sud-Sibirien Unter Zugrundelegung der Fundvorlage von S.I. Vajnštejn und V.P. D’jakonova dargestellt von Roman Kenk // Materialen zur Allgemeinen und Vergleichenden Archäologie. München, 1984. Bd. 25.

[8] См.: Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев: Проблемы кочевого хозяйства. М., 1972; её английский перевод: Vainshtein S. Nomads of South Siberia: The pastoral economies of Tuva. Cambridge; L; N.Y.; Melbourne; Sydney, 1980.

[9] Александров Ю. Фундаментальное исследование // Тувинская правда. 1973. 25 дек.; Маннай-оол М., Калзан А. Новый труд по истории тувинского народа // Там же. 1973. 20 марта; Крюков А. Историческая этнография тувинцев // Там же. 1973. 5 янв.; Марков Г.Е. С.И. Вайнштейн. Историческая этнография тувинцев: Проблемы кочевого хозяйства. М., 1972 // СЭ. 1973. № 3. С. 181-184; Gellner Е. Anomalies of on fixed abode // Social antropology. L., 1981, March 13; Tapper R. Ibid. // British book news. 1981, June; Grim J. Ibid. // Asian folklore studies. 1982. Vol. LXI, N 2; Balzer M. Ibid. // Russian history. 1983. Vol. 10; Jettmar K. Ibid. // Central Asiatic journal. 1983. Vol. 27, № 3-4; Hundley H. Ibid. // Society for Central Asian studies; Dien A. Ibid. // The Russian review. 1981. Vol. 40; Lattimore O. Ibid. // Modern Asian Studies. 1983, febr.; Janata A. Ibid. // Archiv fur Völkerkunde. Wien, 1984. Bd. 38.

[10] См.: Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. С. 126-154; Он же. Некоторые вопросы... С 62-74.

[11] Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. М., 1974; см. рец.: Маннай-оол М.Х. Ценное исследование по искусству Тувы // Тувинская правда. 1974, 26 июня; Новое о судьбе «звериного стиля» // Природа. 1974. № 10; Шишло В. То же // Декоративное искусство СССР. 1975. № 4; Кочешков Н.В. То же // ТНИИЯЛИ, Кызыл, 1975. Вып. 17; Окладников А.П. То же // СЭ. 1975. № 2; Фролов Б. То же // Наука и человечество, 1976. M., 1976; Кенин-Лопсан М.Б. Охотник за тайнами // Молодежь Тувы. 1979, 28 марта.

[12] Главу о социальных отношениях у тувинцев в конце XIX — начале XX в., написанную мною для английского издания (в переведенную на английский язык книгу автора «Историческая этнография тувинцев» она не входила), см. в кн.: Vainshtein S. Nomads... P. 233-248; Социальные отношения у саянских оленеводов рассмотрены мною в работе: Социальная организация саянских оленеводов-охотников (тофалары) // Общественный строй у народов Северной Сибири. XVII — начало XX в. М., 1970.

[13] См.: Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. С. 20-36; Он же. Происхождение саянских оленеводов: (Проблема этногенеза тувинцев-тоджинцев и тофаларов) // Этногенез народов Севера. М., 1980. С. 68-88.

[14] В ходе полевых работ в Туве мною было опрошено свыше 400 тувинцев — жителей всех районов республики, старейшие из которых родились в 60-х годах XIX в. Собиранию этнографических сведений об изолированной и очень интересной субэтнической группе тувинцев, живущих в МНР в бассейне р. Кобдо, большую помощь оказал мой информатор, кобдинский тувинец Чинайгин Галсан, находившийся короткое время в СССР, а также немецкий этнограф Э. Таубе. См.: Вайнштейн С.И., Таубе Э. Тувинцы Монгольского Алтая (Кобдинские тувинцы) // ПИИЭ, 1980-1981. М., 1984. С. 233-241.

[15] Список использованных мною архивных и музейных источников приведён в предыдущей монографии. См.: Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. С. 307-308.

[16] Защищена мною в Институте этнографии АН СССР в 1969 г. См.: Вайнштейн СИ. Происхождение и историческая этнография тувинского народа; Дис. ... д-ра ист. наук. М., 1969 (ГБЛ. Фонд докт. дис).

 


 

Список сокращений   ^

 

АИЭ — Архив Института этнографии. Москва

АИЭЛ — Архив Института этнографии. Ленинград

АО — Археологические открытия

БМ — Бурятский респ. музей

ВСОРГО — Восточно-Сибирское отделение РГО

ВЯ — Вопросы языкознания

ГАИМК — Гос. академия истории материальной культуры

ГИМ — Гос. исторический музей. Москва

ГМЭ — Гос. музей этнографии народов СССР. Ленинград

ГБЛ — Гос. библиотека СССР имени В.И. Ленина. Москва

ГЭ — Гос. Эрмитаж

ДС — Древнетюркский словарь. Л., 1969

ЖВ — Журнал «Вэньу». на кит. яз.

ЖК — Журнал «Каогу». На кит. яз.

ЖМ — Журнал «Монголия»

ЗСОРГО — Западно-Сибирское отделение РГО

ИА — Институт археологии АН СССР

ИКМ — Иркутский краеведческий музей

ИОЛЕАЭ — Изв. Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии

ИРГО — Изв. Русского географического общества

ИЭАС — Историко-этнографический атлас Сибири М.; Л., 1961

KB — Каталог Выставки «Пять тысяч лет корейского искусства». Токио, 1976

ККА — Красноярский краевой архив

КРС — Юдахин К.К. Киргизско-русский словарь. М., 1965

КМ — Кого Минсок. 1966. № 3. На кор. яз.

КС — Каогу сюэбао. 1959. № 3. На кит. яз.

КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР

КСИЭ — Краткие сообщения Института этнографин АН СССР

КСОТ — «Краткие сведения о черных татарах» Пэн Да-я и Сюй-Тина / Публ. и коммент. Линь Кюн-и и Н.Ц. Мункуева // Пробл. востоковедения. 1960. № 5

МАЭ — Музей антропологии и этнографии АН СССР

МАМГУ — Музей антропологии Московского государственного университета

МИА — Материалы и исследования по археологии СССР. Москва.

МИРМО — Материалы по истории русско-монгольских отношений, 1607-1630. М., 1959

ММ — Минусинский музей

МНМ — Мифы народов мира

МТУ — Музей Томского университета

НАА — Народы Азии и Африки

HTM — Национальный музей. Токио.

ОИРЭФА — Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии

ОТ — Окадаки Танаси. Эпоха Вэй Цзинь, Южных и Северных династий. Токио, 1977. На яп. яз.

ОУЗ — Н.Ф. Катанов. Очерки Урянхайской земли. Рукопись.

ПИИЭ — Полевые исследования Института этнографии АН СССР

ССк — Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М., 1941. Т. 1

Сб. МАЭ — Сборник Музея антропологии и этнографии

СЭ — Советская этнография. Москва

Т — Библиотека Тоёбунка. Токио

ТИЭ — Труды Института этнографии АН СССР

ТНИИЯЛИ — Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории

ТНМ — Токийский нац. музей

ТРМ — Тувинский респ. музей

ТС — Тюркологический сборник. М.

ТСДП — Тувинская сельскохозяйственная и демографическая перепись 1931 г. М., 1933

TT — Тыва тоолдар. Кызыл

ТТКЭАН — Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции АН СССР

УЗ ТНИИЯЛИ — Учёные записки Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории

ХМ — Хаяси Минао. Китайское оружие в эпоху Инь-Чжоу. Токио, 1972. На яп. яз.

ЭМКУ — Этнографический музей Казанского университета

ЭМТУ — Этнографический музей Томского университета

ЭО — Этнографическое обозрение

ЭРС — Василевич Г.М. Эвенкийско-русский словарь. М., 1958.

AVA — Materialen zur Allgemeinen und Vergleichende Archäologie

HJAS — Harvard Journal of Asiatic Studies

JMVL — Jahrbuch des Museums für Völkerkunde zu Leipzig. B.

TR — Trippett F. The first horseman. Time-Life international (Nederland). B.V. 1976

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки