главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Я.В. Васильков. Миф, ритуал и история в «Махабхарате». СПб: «Европейский дом». 2010. Я.В. Васильков

Миф, ритуал и история в «Махабхарате».

// СПб: «Европейский дом». 2010. 398 с. ISBN 978-5-8015-0271-7

 

аннотация: ]

Книга петербургского индолога Я.В. Василькова подводит итог более чем сорокалетним исследованиям автора в области исторической типологии древнеиндийской эпопеи «Махабхарата». Главная задача работы — определить специфику «Махабхараты» на фоне других подобных ей книжных эпосов устного происхождения. С целью уточнить типологическую характеристику санскритской эпопеи, автор, используя методологию, разработанную в своё время Б.Н. Путиловым, выясняет, во-первых, как относится эпическое повествование к мифу, во-вторых — как сюжеты эпоса связаны с ритуалом, и, в-третьих — каким именно образом отражает древнеиндийский эпос историческую действительность. Во всех этих отношениях «Махабхарата» резко отличается от признаваемого эталонным гомеровского эпоса и от ряда западноевропейских эпических памятников, поскольку, являясь зрелым героическим эпосом и частично превратившись в религиозно-дидактическую поэму, она сохраняет многие особенности поэтики, присущие эпосу на стадии архаики. Эта уникальная специфика делает «Махабхарату» памятником, имеющим особое значение для сравнительного эпосоведения.

 

На обложке изображена так называемая чакравьюха — волшебный «колесообразный боевой строй» Кауравов, антигероев «Махабхараты». В него умудряется проникнуть юный герой Абхиманью, но гибнет, не зная заклинаний для того, чтобы выйти оттуда. По существу, это индийский вариант лабиринта.

 

Оглавление

 

Введение. «Махабхарата» и историческая типология эпоса. — 5

0.1. «Индийский Гомер» (докритический период). — 5

0.2. Критическое изучение «Махабхараты» и «гомеровский вопрос». — 10

0.3. «Махабхарата» и теория устного эпоса. — 25

0.4. Проблема типологической характеристики «Махабхараты». — 37

 

Глава I. Эпос и миф. — 42

1. О «мифологизме» «Махабхараты». — 42

2. Связь эпоса и мифа в «Махабхарате» по данным эпических сравнений. — 52

3. Герои и боги в «Махабхарате». — 86

 

Глава II. Эпос и ритуал. — 96

1. Ритуал: между мифом и фольклорным текстом. — 96

2. Ритуальный фон «Махабхараты»: потлач и агон. — 98

3. Посвятительные мотивы: уход Пандавов в изгнание и символика смерти. — 111

4. Сказание о рогатом отшельнике и обряд вызывания дождя. — 118

4.1. Обзор вариантов. — 118

4.2. История изучения сюжета. — 131

4.3. Индийские обряды вызывания дождя. — 138

4.4. Мифоритуальное представление «вода – семя» как сюжетообразующий мотив сказания. — 150

4.5. «Дефектные» варианты сюжета. — 153

4.6. Мифологическая основа образа Ришьяшринги. — 158

5. «Сознание инициации»: восхождение Арджуны на небо Индры. — 165

5.1. Последовательность действий в сказании и структура обрядов посвящения. — 166

5.2. Сюжет «Кайраты» — «Индралокагаманы» как абхишека. — 205

6. «Сознание инициации»: Аштавакра в гостях у «старой подвижницы». — 210

6.1. «Беседа Аштавакры и Диш» (XIII. 19-23). — 210

6.2. Варианты сюжета о «безобразной невесте» в Европе и Индии. — 215

6.3. Сказание об Аштавакре и сюжеты о поисках царственности на фоне обрядов посвящения. — 229

6.4. История Аштавакры и Диш как посвятительный обряд «прототантры». — 244

7. Эпический «ритуал битвы». — 251

7.1. Битва как сакральная игра в кости. — 252

7.2. Битва и обрядовая драматизация мифа. — 256

7.3. Битва как жертвоприношение. — 270

 

Глава III. Эпос и история. — 290

1. Битва на Курукшетре: миф или реальность? — 290

2. Специфика эпического историзма. — 298

3. «Махабхарата» как отражение этносоциальной истории. — 302

4. Политическое противостояние: угроза с Северо-Запада. — 318

5. Политическое противостояние: враг на Востоке. — 327

6. Определение историзма «Махабхараты». — 336

 

Заключение. — 338

Литература. — 341

Указатели. — 378

Сокращения. — 395

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки