главная страница / библиотека / обновления библиотеки

C.A. Комиссаров

К вопросу о происхождении стремян

// Снаряжение кочевников Евразии. Барнаул: 2005. С. 127-129.

 

С изобретением и внедрением стремян связаны качественные изменения в военном деле, которые привели к важным политическим последствиям. Поэтому истории данной части конской амуниции посвящена обширная литература. В отечественной историографии наиболее полное исследование провёл С.И. Вайнштейн. Его сотрудничество с ведущим российским востоковедом М.В. Крюковым позволило комплексно изучить восточноазиатские материалы, в результате чего было установлено появление и раннее развитие стремян в

(127/128)

IV-V вв. на территории Китая и Северной Кореи (Вайнштейн С.И., 1991, с. 220-224). Этот вывод был закреплён и в учебно-методической литературе (Тишкин A.A., Горбунова Т.Г., 2004, с. 39-42).

 

Одновременно в КНР продолжались исследования по данной проблеме; их итоги позволяют уточнить и время, и место возникновения стремян, связав их с конкретным этносом. В обзоре последних находок, предпринятом Ван Теином, в качестве наиболее вероятных изобретателей стремян выделяются сяньбийские племена, населявшие территорию Ляоси (часть Южной Маньчжурии к западу от р. Ляохэ) (Ван Теин, 2002). Именно там, в Фаншэньцунь, в могиле №8, датированной по инвентарю серединой III — началом IV вв., нашли наиболее раннюю пару стремян овальной формы, с высокой вертикальной планкой с отверстием, изготовленную из дерева и покрытую бронзовыми пластинками.

 

В том же округе Чаоян, в склепе с фресками, датированном династией Восточная Цзинь (в пределах начала — середины IV в.), нашли ещё одну пару деревянных стремян с высокой планкой, также с округлыми дужками, но с уплощённой подножкой, обтянутых кожей.

 

Аналогичные деревянные стремена, но уже с железными обкладками находят в когурёских памятниках в окрестностях г. Цзиань; их дата — конец IV — начало V вв. Ван Теин объясняет их появление заимствованием в ходе войн, которые вело сяньбийское племя мужунов против государства Когурё. В свою очередь уже в результате боевых столкновений когурёсцев с государством Силла и десантом японцев стремена в течение V в. распространяются на юг Корейского полуострова и проникают на Японские острова.

 

В одном из восточноцзиньских погребений в районе Нанкина также была найдена терракотовая фигурка коня под седлом со стременами. Полученная дата (322 г.) и общие очертания сближают их с чаоянскими находками, тогда как в территориальном и этнокультурном плане — между ними большая дистанция. Возможно, фигурки замещали захваченных в качестве трофеев «варварских» коней с присущим им убором. Во всяком случае, обычай включать трофеи в погребальный инвентарь уже практиковался в Южном Китае в предшествующую эпоху раннего железа. Примером могут служить находки «ордосских» бронз в позднечуских и наньюэских захоронениях.

 

Для того чтобы как можно чётче выделить район появления наиболее ранних парных стремян, Ван Теин полностью исключает возможность их взаимосвязи с одинарными стременами (так называемыми подножками). Он подчёркивает их качественное отличие — функциональное (только парные изделия обеспечивают единство всадника и лошади) и технологическое (известные образцы подножек — цельнометаллические, а не деревянные). В этом отношении точка зрения китайского автора расходится с концепцией С.И. Вайнштейна, который считал подножки типологическими предшествен-

(128/129)

никами парных стремян. Возможно, мы имеем дело с независимой поисковой линией в усовершенствовании конского снаряжения, практически синхронной парным стременам. Большинство находок также получено на северных памятниках, связанных происхождением с сяньбийцами и другими кочевыми племенами.

 

Необходимость инноваций в упряжи диктовалась общей логикой развития военного дела. К позднему периоду династии Восточная Хань (начало III в.) сяньбийцы уже располагали необходимым набором защитного и наступательного вооружения, который составляли железные пластинчатые панцири в сочетании с длинными мечами и палашами и тяжёлыми бронебойными копьями (Юйшу Лаохэшэнь, 1987, с. 73-84; см. также: Худяков Ю.С., Юй Су-хуа, 2004, с. 190-193). Изобретение стремян, обеспечивавших прочную посадку, позволило выработать новую тактику ведения боя: таранный удар сомкнутым строем панцирных конников, своего рода «кавалерийскую фалангу», которая обеспечивала превосходство степной конницы на протяжении многих последующих веков.

 

Литература

 

Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991. 296 с.

Ван Теин. Мадэн дэ циюань [Происхождение стремян] // Оуя сюэкань [Журнал евразийских исследований]. Пекин, 2002. Вып. 3. С. 76-100.

Тишкин А.А., Горбунова Т.Г. Методика изучения снаряжения верхового коня эпохи раннего железа и средневековья: Учеб.-метод. пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. 126 с.

Худяков Ю.С., Юй Су-Хуа. Закономерности и парадоксы развития оружия номадов Центральной Азии (сравнительный анализ комплексов вооружения хунну и сяньби) // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Вып. 3: Парадоксы археологии. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2004. С. 181-194.

Юйшу Лаохэшэнь [Могильник Лаохэшэнь в уезде Юйшу]. Пекин: Вэньу чубаныиэ, 1987. 171 с.; ил.

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки